Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:42, курсовая работа
Экономическая география-это комплекс научных дисциплин, рассматривающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте, а также изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение, как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.
Наиболее значимые инвестиционные проекты, реализуемые в 2012 году на полигоне Октябрьской железной дороги:
Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок в регионе обеспечит существенное улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути. Всё это в совокупности с ростом благосостояния населения позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.
Автомобильный транспорт вследствие своих технико-экономических особенностей используется, прежде всего, для обеспечения внутрирегиональных транспортно-экономических связей. Однако с началом рыночных реформ и появлением малого и среднего предпринимательства стал быстро расти рынок мелкопартионных перевозок, который успешно завоёвывает автомобильный транспорт как наиболее приспособленный к работе в условиях рыночной экономики. В последние годы повысились темпы и качество строительства автомобильных дорог и их текущее содержание. Все эти обстоятельства в совокупности стали основой изменения роли автомобильного транспорта в транспортном обслуживании населения и экономики в перевозках.
Протяжение сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием Северо-Западного федерального округа составляет 67,5 тыс.км. Размещение сети по территории округа крайне неравномерно. Наибольшая плотность автодорог наблюдается, естественно, в г.Санкт-Петербурге, а также в Калининградской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях.
Главными автомобильными магистралями округа являются М-10 Москва – Санкт-Петербург – граница с Финляндией; М-11 Санкт-Петербург – Кингисепп – граница с Эстонией; М-18 Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск; М-20 Санкт-Петербург – Гатчина – граница с Белоруссией с ответвлением к границе с Латвией; М-8 Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск; А-114 Вологда – Череповец – Тихвин – Новая Ладога – Санкт-Петербург. Эти дороги имеют федеральное значение, а некоторые из них (М-10, М-11, М-20) и международное значение.
Большое значение для округа имеет приграничная торговля, осуществляемая через автомобильные пограничные переходы Мурманской области, Республики Карелия, Ленинградской, Псковской областей с Норвегией, Финляндией, странами Балтии. Объёмы международных перевозок по автомобильным дорогам Северо-Западного округа превышают 8 млн.т.
Трубопроводный транспорт получил достаточно большое развитие. Он представлен здесь системами нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. По нефтепроводу Уса – Ухта – Ярославль – Москва нефть перекачивается на переработку с месторождений Республики Коми. По нефтепроводу Ярославль – Кириши нефтью снабжается Киришский нефтеперерабатывающий завод и по нефтепроводу Кириши – Приморск нефть поступает для экспорта из Приморской нефтегавани морским транспортом. Нефтепровод Ярославль – Торжок – Великие Луки обеспечивает поставку нефти в Белоруссию на Ново Полоцкий нефтеперерабатывающий завод.
По строящемуся нефтепроводу Унеча – Андриаполь – Усть Луга (Балтийская трубопроводная система-2) сырая нефть будет подаваться в морской порт Усть-Луга для последующего экспорта в морских танкерах.
По нефтепродуктопроводам осуществляется подача нефтепродуктов с ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез» в Санкт-Петербург и в порт Приморск.
Газопроводная система округа представлена двумя магистральными газопроводами – Белоусово – Санкт-Петербург и Ухта – Вологда – Череповец – Санкт-Петербург. Они обеспечивают подачу газа в крупные промышленные центры – Вологда, Череповец, Санкт-Петербург. Магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта – Рыбинск – Торжок), соединённый с газовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленных регионов и подачу газа на экспорт в Финляндию.
Большие объёмы работ по строительству газопроводов в округе в ближайшей перспективе связаны с относительно слабой газификацией промышленных потребителей и коммунальных нужд населения округа, а также в связи с реализацией ряда крупных проектов экспортной и общероссийской значимости.
Реализация проекта «Северный поток» связана с диверсификацией маршрутов экспорта газа в Европу и снижением транзитных рисков. Он включает в себя сухопутный участок Грязовец – Выборг и участок от Выборга до Грайфсвальда (Германия).
Магистральный газопровод Грязовец – Выборг будет обеспечивать поставки газа в газопровод «Северный поток» и потребителям Северо-Западного региона России. Протяжённость газопровода – 917 км, диаметр трубы 1420 мм, рабочее давление 9,8 МПа. Проектом предусмотрено строительство семи компрессорных станций, включая КС «Портовая» на берегу Финского залива в районе Выборга. Завершение строительства газопровода намечено на 2013 г.
Газотранспортная система с полуострова Ямал позволит обеспечить транспортировку газа из нового газодобывающего региона в район Ухты и далее по направлению Ухта – Грязовец – Торжок. Протяжённость трассы новой газотранспортной системы составит свыше 2400 км. В перспективе к 2030 году объём транспортировки газа с п-ова Ямал может достичь 280-315 млрд куб.м в год.
Газопровод Мурманск–Волхов будет обеспечивать поставки газа со Штокмановского месторождения для потребителей Северо-Западного региона России и экспортных поставок по газопроводу «Северный поток». Протяжённость газопровода составит 1365 км из труб диаметром 1200- 1400 мм на рабочее давление 9,8 МПа.
Воздушный транспорт округа используется, прежде всего, для транспортировки пассажиров в международных и межрегиональных сообщениях. Однако вследствие относительно слабого развития здесь железнодорожного и автомобильного транспорта, особенно в северных районах Республики Коми, Ненецкого АО, Архангельской, Вологодской областей значительна его роль в обеспечении связей внутри округа, а также в доставке грузов в районы, удалённые от железнодорожных и автомобильных магистралей. Аэропорты имеются в г.Санкт-Петербурге и во всех главных городах субъектов Российской Федерации и промышленных центрах округа – в Череповце, Ухте, Воркуте, Великом Устюге и др.
Морской транспорт. Северо-Западный морской бассейн является крупнейшим в Российской Федерации по обеспечению внешнеэкономических, транзитных и каботажных перевозок. В 2008 г. через порты этого бассейна проследовало 47,3% экспортно-импортных транзитных и каботажных товаропотоков, освоенных морскими портами Российской Федерации.
Существенным толчком развития морского транспорта Северо-Запада, как это не парадоксально звучит, явился недостаток в уровне развития портовых производственных комплексов региона в прошлом и прежде всего сложившийся дефицит мощностей, отставание наличных мощностей от тяготеющих к региону товаропотоков как по объёму, так и по технологической структуре.
К настоящему времени ситуация существенно изменилась: дефицит портовых мощностей российских портов резко сократился. Сейчас порты Северо-Западного бассейна обеспечивают около 50% грузооборота морских портов России. На них приходится более 62% грузооборота внешнеторговых и транзитных грузов, тяготеющих к портам Северо-Западного бассейна, включая порты стран Балтии при общем увеличении грузооборота портов Северо-Запада России и стран Балтии за последние два десятилетия более чем в три раза.
Решена серьёзная проблема беспрепятственного и неподконтрольного другим странам сообщения Калининградской области с остальной территорией России и с нашим ведущим торговым партнёром в Европе Германией с использованием паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск – Засниц. Следует отметить, что интерес к использованию паромных комплексов в Балтийске и Усть-Луге проявляют и другие страны, в частности Швеция, для организации новых направлений паромных сообщений.
Дальнейшее развитие портового потенциала региона будет происходить в соответствии со следующими благоприятствующими факторами:
– морской транспорт остаётся одной из ведущих отраслей специализации Северо-Запада, в котором сосредоточен крупный производственный, кадровый и образовательный потенциал отрасли;
– морские порты Северо-Запада обеспечивают кратчайшие пути на внешние и внутренние товарные рынки нашей страны;
– морские порты региона имеют крупный потенциал для обеспечения перевозок грузов национальной внешней торговли и освоения экономически тяготеющих транзитных грузопотоков;
– необходимость повышения роли российской транспортной инфраструктуры в освоении внешнеторговых связей страны, укреплении самостоятельности и независимости российской внешней торговли от других стран, особенно при экспорте основных товаров национального экспорта – нефти и нефтепродуктов, чёрных и цветных металлов, удобрений, лесоматериалов, химических товаров;
– укрепление позиций российских товаропроизводителей и транспортных компаний на мировых товарных и фрахтовых рынках, повышение их конкурентоспособности.
Внутренний водный транспорт играет существенную роль в удовлетворении потребностей населения и экономики Северо-Западного федерального округа в перевозках.
В составе внутренних водных путей округа можно выделить пути, входящие в единую глубоководную систему европейской части России, и изолированные друг от друга бассейны рек Северной Двины, Печоры, Мезени и Онеги.
В состав глубоководной системы, проходящей в пределах округа, входят Волго-Балтийский водный путь (от Санкт-Петербурга до Череповца) и Беломорско-Балтийский канал. Используются эти внутренние водные пути, прежде всего для осуществления перевозок в связях Северо-Западного федерального округа с Центральным, Приволжским и Южным федеральными округами, а также экспортно-импортных перевозок нашей страны со странами Северо-Западной Европы. Из Череповца в районы Центра, Поволжья и Юга России следуют металлы, удобрения, строительные и другие грузы в объёме 1,6 млн т. Из Карелии в те же регионы поступает до 2,4 млн т строительных грузов и лесоматериалов. Интенсивные перевозки наблюдаются также между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью с одной стороны с районами центра (Московская, Костромская, Тверская, Ярославская области), Поволжья (Нижегородская и Ульяновская области, Татарстан), юга России (Астраханская, Волгоградская, Ростовская области), Верхней Камы (Пермский край) в сумме около 0,8 млн т. В обратном направлении – на Северо-Запад из районов Центра, Поволжья, Верхней Камы и Юга следует 6,8 млн т нефтерподуктов, удобрений, строительных и других грузов. Общий объём межрайонных перевозок по основному направлению Волго-Балтийского водного пути на участке Череповец-Вытегра, включая экспортно-импортные связи, составляет 12,2 млн т. Во внутрирегиональных сообщениях по Волго-Балтийскому пути (р. Нева, Свирь, Ладожское и Онежское озёра перевозится до 5 млн т главным образом строительных и лесных грузов, в том числе 2,4 млн т по наиболее интенсивно используемому для судоходства участку Череповец – Вытегра.
Достаточно интенсивно используется для судоходства также Беломорско-Балтийский канал. Здесь перевозятся строительные и лесные грузы, в экспортных корреспонденциях следуют металлы, бумага.
Что касается рек Северная Двина, Печора, Сухона, Вычегда, Онега, Мезень, то их использование ограничивается в основном местными сообщениями. И хотя объёмы перевозок по этим рекам невелики, однако в условиях отсутствия на многих направлениях железных дорог и неудовлетворительного состояния автодорожной сети для многих приречных регионов внутренний водный транспорт играет довольно значительную роль в обеспечении их жизнедеятельности.
Таблица 3 – Расчет показателей густоты железнодорожной сети
Административно- |
Территория S, тыс. км2 |
Население H, тыс. чел. |
Эксплуатационная длина железных дорог L, км |
Густота железнодорожной сети | ||
, км/1000км2 |
, км/1000чел. |
| ||||
Санкт-Петербург Ленинградская область |
83900+ 1400 |
5000000+ 1716868 |
2910 |
34,2 |
0,4 |
0,004 |
Псковская область |
55400 |
673423 |
1092 |
19,7 |
1,6 |
0,005 |
Новгородская |
54500 |
634111 |
1144 |
21,1 |
1,8 |
0,006 |
Вологодская |
144500 |
1202444 |
769 |
5,3 |
0,6 |
0,001 |
Мурманская |
144900 |
795409 |
1068 |
7,4 |
1,3 |
0,003 |
Республика Карелия |
180500 |
643548 |
2226 |
12,4 |
3,4 |
0,006 |
Архангельская область |
589900 |
1227626 |
1771 |
3,1 |
1,4 |
0,002 |
Республика Коми |
416800 |
901189 |
1689 |
4,1 |
1,9 |
0,002 |
Калининградская область |
15100 |
941873 |
618 |
40,9 |
0,6 |
0,005 |
Ненецкий автономный округ |
176800 |
42090 |
- |
- |
- |
- |
Итого по СЗФО |
1687000 |
13652525 |
13100 |
7,8 |
0,9 |
0,003 |
В том числе по району тяготения железной дороги |
1687000 |
13652525 |
12482 |
7,4 |
0,9 |
0,002 |
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа