Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:48, доклад
Франция - одна из крупнейших капиталистических стран, она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).
Население:
Население метрополии на 1 января 1998 г.
составляло 58,7 млн. человек, и Франция,
таким образом, занимает 21-ое место в мире
и 3-е - в Европейском Союзе. С учетом населения
заморских департаментов и территорий,
где проживает около 2 млн. человек, население
Франции достигает почти 61 млн. человек.
При плотности 107 чел/кв. км, Франция является
одной из густонаселенных территорий
планеты, но средненаселенной в Европе:
она занимает 9-ое место в мире после Нидерландов,
Соединенного Королевства, Германии, Италии.
Но население распределяется крайне неравномерно.
Половина населения проживает на 10% территории:
в Парижском округе и по нижнему течению
Сены, на лионском перекрестке, в долине
Роны и на средиземном побережье, в промышленных
районах Нор и Лотарингия, по течению Луара,
Гаронны и Рейн, в обращенных к морю районах
Армориканского массива. Малонаселенные
районы опоясывают страну от предгорья
Пиренеев до массива Арден. Один из важнейших
ресурсов любой страны - рабочая сила,
экономически активное население страны.
Экономически активное население (ЭАН)
Франции составляет 25 млн. человек, или
свыше 40% всего населения страны. Для сравнения
тот же показатель для Германии - 37%, Великобритании
- 46%. Численность ЭАН оставалась практически
неизменной в период с 1954 по 1962 г., с 1963
по 1982 г. уровень ЭАН рос достаточно быстро
(0,9% в год) а начиная с 1982 года ежегодный
прирост замедлился и вышел на отметку
0,5%. По прогнозам, к 2005 г. ЭАН Франции должно
достигнуть 27 млн. человек, а затем будет
постепенно уменьшаться. За последние
десятилетия идет постоянный процесс
перелива ЭАН в сферу обслуживания, что
характерно для большинства развитых
стран, где в ВНП преобладает этот сектор
экономики. Основными тенденциями, связанными
с изменением состава ЭАН, можно считать,
во-первых, увеличение доли женского активного
населения. За последние 25 лет число занятых
на работе женщин возросло до 9,3 млн. человек,
что составило 46% всего ЭАН против 34,9% в
1968 году. Во-вторых, увеличилась доля иностранной
рабочей силы, составляющей на сегодня
около 12% ЭАН, или более 3 млн. человек. В
результате абсолютный рост ЭАН объясняется
тремя различными факторами: абсолютным
приростом численности трудоспособного
населения, увеличением числа работающих
женщин и иммиграцией. Географическое
распределение ЭАН основано, прежде всего,
на региональных различиях. Юг Франции
и ее центральная часть - это регионы с
преобладанием ЭАН, занятого в аграрном
и агропромышленном секторе. Север и северо-восток
- это промышленные регионы, где большая
часть ЭАН занята в индустрии. И только
Парижская агломерация и Средиземноморское
побережье отличаются высоким уровнем
занятых в сфере обслуживания. По производительности
труда в промышленности Франция занимает
2-ое место в мире (после Японии). Уровень
забастовок в частном секторе является
самым низким в Европе. Наиболее значительные
и широко комментируемые прессой забастовки
наблюдаются в государственном секторе,
в особенности на транспорте.
Париж:
Красота, очарование и прелесть Франции
слились воедино в её столице Париже, стоящем
на берегах реки Сены. В самом центре Парижа,
на острове Сите, в XII--XIII вв. был воздвигнут
собор Парижской Богоматери - признанный
шедевр готического стиля. Лучшая коллекция
произведений эпохи Возрождения находится
в Лувре (возведён в XVI в, на фундаменте
крепости конца XII -- начала XIII в.) -- грандиозном
здании с изысканными фасадами, фронтонами
и внутренними двориками. Раньше в Лувре
жили французские короли, а с 1793 г. в нём
находится один из крупнейших художественных
музеев мира, хранящий среди многих шедевров
знаменитую “Джоконду” Леонардо да Винчи.
В XX столетии музеями становятся не только
дворцы, но и вокзалы. Великолепная коллекция
полотен импрессионистов и других живописцев
XIX--XX вв. собрана в переделанном из железнодорожного
вокзала музее Орсэ (открылся в 1986 г.). В
городе много больших и маленьких дворцов,
особняков, площадей, пленяющих неповторимой
красотой: Люксембургский дворец, где
заседает сенат, Енисейский дворец - резиденция
президента республики, площади Согласия
и Вандомская, Дом Инвалидов, в котором
покоится прах великого Наполеона. Елисейские
поля - главный проспект французской столицы
- заканчиваются Триумфальной аркой. Символом
Парижа неизменно остаётся Эйфелева башня,
построенная к Всемирной выставке 1889 г.
инженером Александром Гюставом Эйфелем
как символ технических достижений XIX
в. Её высота 300 м, а вес стальных конструкций
9 тыс. т. Любимым местом общения парижан
(их около 2,6 млн.) неизменно остаются рестораны
и кафе, отдельные столики которых располагаются
прямо на улицах города. В центре Парижа
многолюдно до самого позднего вечера
(ещё в середине XVIII в. в Париже проживало
около 700 тыс. человек - население для того
времени огромное). На фабриках и заводах
Парижа и его пригородов занято 13 тыс.
рабочих. Здесь производится 70% всех французских
автомобилей, 90% авиамоторов, более 70% тракторов
в районе столицы находятся многочисленные
химические заводы, предприятия, производящие
станки, электрооборудование и различные
приборы. Швейные фабрики и ателье создали
Парижу ”законодателя мод”. Париж - не
только промышленный, но и транспортный
центр страны. К столице со всех концов
страны сходится 11 главных железнодорожных
магистралей и свыше полутора десятков
важных шоссейных дорог. Железным дорогам
во Франции трудно соперничать с автомобильным
транспортом. Протяженность основных
железнодорожных линий в стране немногим
более 45 тыс. км, а густая сеть шоссейных
дорог, покрытых бетоном или асфальтом,
достигла уже 500 тыс. км. Воздушные “ворота”
Парижа - аэропорты Орли и Бурже - ежегодно
пропускают свыше 3 млн. пассажиров и большое
количество грузов. Париж - торговый центр
Франции. Каждый десятый житель столицы
занят в торговле. Помимо больших универсальных
магазинов и множества мелких лавок, в
городе десятки рынков. Самый крупный
из них - Центральный рынок.
Административное
деление Франции:
Территория Франции разделена на 100 департаментов,
в том числе заморские - острова Реюньон
и Индийском океане, Мартиника и Гваделупа
в Карибском море и др. Французы сохраняют
сознание принадлежности к определённым
историческим областям: Пикардии, Нормандии,
Бретани, Эльзасу, Лотарингии, Шампани,
Бургундии, Савойе, Оверни, Аквитании,
Гаскони, Лангедоку, Провансу, каждая из
которых отличается самобытностью. Французы
составляют 93 % населения Франции, они
по праву считаются одним народом (и сами
осознают это единство), но есть много
культурных и языковых различий, присущих
разным местностям. Такие различия находятся
у сдержанного и горделивого савойского
горца и по-южному темпераментного марсельца,
у сурового нормандского крестьянина
и беспечного парижанина. Любой француз
гордится своей “малой родиной” - местом,
где родились его предки или он сам. Тем
более если название этой местности известно
на весь мир. Шампань, Божоле, Бордо, Эвиан,
Камамбер и многие другие города и земли
Франции дали названия прославленным
винам, водам, сырам. На западе Франции
находится область Бретань, раскинувшаяся
на одноимённом полуострове. Ещё в V- VII
вв. с Британских островов туда переселилось
кельтское племя бриттов. Постепенно их
язык слился с галло -римской латынью и
стал называться бретонским. Французский
язык распространился на полуострове
только после того, как в 1532 г. Бретань
была присоединена к Франции. Однако бретонский
бытует в этой области до сих пор. Поблизости
от исторической столицы Бретани - Рена
совершали, по легенде, подвиги рыцари
Круглого стола короля Артура и творил
чудеса волшебник Мерлин. Бретань - красивый
и суровый край. Каменистые возвышенности
перемежаются с глубокими долинами. Обрывистые
морские берега изрезаны скалистыми бухтами.
Часто дуют сильные ветры, обычны туманы,
со всех сторон доносятся крики чаек. Бретонцы
считаются лучшими в стране моряками и
рыболовами. Ещё один важный промысел
Бретани - разведение различных устриц
и съедобных ракушек в искусственных бассейнах
- “устричных парках”. Крайняя северо-восточная
историческая область Франции - Эльзас. Начиная со Средних
веков по этому региону проходила граница
между французскими и германскими землями
и соответственно между французским и
немецким языками. Перипетии истории обусловили
современную языковую ситуацию Эльзаса,
где большинство населения двуязычно.
Столица Эльзаса - Страсбург (Страсбур).
Это красивейший старинный город. Он процветал
ещё в Средние века, был богатым экономическим
центром. В XV в. здесь жил знаменитый изобретатель
книгопечатания Иоганн Гуттенберг, основавший
первую типографию. Современный Страсбург
по праву называют перекрёстком Европы.
В городе заседают Совет Европы и Европейский
парламент. Русло Сены пролегает по Северо-Французской
низменности. Вокруг поля пшеницы, сочные
зеленые пастбища, сады со стройными шеренгами
яблонь. Это - Нормандия, одна из древнейших
провинций, на которые раньше делилось
французское государство. Нормандия славится
производством масла и сыров, а из яблок
местные крестьяне приготовляют сидр
- напиток, известный даже за пределами
страны. Савойя - это живописный
край, расположенный у подножия Альп. Она
отошла к Франции от Италии лишь в 1860 г.,
однако ещё задолго до того в ней был распространён
французский язык. В Савойе находятся
горные курорты с прекрасными спортивными
сооружениями. Недаром в 1992 г. в городе
Альбервиле проходили зимние Олимпийские
игры. Городок Эвиан всемирно известен
своими минеральными водами. Область Прованс
на юге Франции славится благоустроенными
морскими курортами. Знаменитый Лазурный
берег окаймляет чудесный уголок французского
Средиземноморья. Миллионы туристов со
всего мира с весны до осени приезжают
в главный курортный город Ниццу и его
окрестности, чтобы отдохнуть и развлечься.
Красота пейзажей и субтропический климат
создали городам этого уголка Франции
славу первоклассных курортов (такие как
всем известные Ницца и Канны). Столица
Прованса Марсель - один из древнейших
французских городов. Он был основан греками
ещё около 600 г. до н. э. Сегодня это самый
большой порт Франции и крупнейший промышленный
центр. Старый город, расположенный на
холмах, примыкает к гавани Старого порта.
На его узких улочках сохранилось немало
старинных церквей и зданий. Огромную
площадь в Марселе занимают современные
кварталы, включающие новый обширный портовый
комплекс. Западнее Прованса лежит Лангедок.
Это старейший винодельческий район Франции,
Небольшие города Лангедока и Прованса
- Ним, Арль, Монпелье, Авиньон, Оранж известны
своими прекрасно сохранившимися памятниками
галло-римской культуры. Это храмы, амфитеатры,
триумфальные арки, акведуки. На улицах
и площадях столицы области Тулузы возвышаются
великолепные церкви и дворцы в стиле
барокко и эпохи Возрождения. Лилль во
французской части Фландрии на самой границе
с Бельгией делит с Лионом известность
важнейшего центра текстильной промышленности.
Бордо в низовьях Гаронны знаменит не
только винами, но еще и тем, что здесь
появился на свет прославленный писатель-эссеист
и философ Мишель де Монтень. Окрестности
Тура в долине Луары называют “садом Франции”,
к тому же это - родина писателя Оноре де
Бальзака и философа Рене Декарта. Клермон
- Ферран, расположившийся у потухшего
вулкана в центре страны, в прошлом знаменит
как один из древнейших галло-романских
городов, а в настоящем известен как мировой
производитель высококачественных автомобильных
шин “Мишлен”. Гурманам всей Европы знакомо
название Дижон: этот город в Бургундии
славится гастрономической продукцией.
В его окрестностях собирают и отправляют
в рестораны многих стран мира изысканный
деликатес - знаменитых виноградных улиток,
которых прямо в раковине запекают с оливковым
маслом, чесноком и пряными травами.
Транспортная система
и порты:
Транспорт и транспортные услуги. Франция
имеет густую сеть шоссейных дорог и занимает
второе место в ЕС (после Германии) по их
протяженности. Общая длина автобанов
превышает 7000 км. До 2005 г. правительственная
программа предусматривает строительство
еще 4500 км скоростных магистралей. Благодаря
хорошей дорожной сети резко возросла
роль автомобильного транспорта в перевозках
различных грузов. Если в 60-е в перевозках
грузов уверенно лидировал железнодорожный
транспорт, то теперь “желтую майку лидера”
прочно удерживает грузовой автотранспорт.
В автомобильных перевозках занято до
350 тыс. человек, а число предприятий достигает
32000. При этом большинство из них -- это
мелкие фирмы до пяти человек каждая. Поэтому
ежегодно в этой отрасли исчезает и вновь
появляется до нескольких тысяч компаний.
Общая численность автопарка Франции
оценивается примерно в 29 млн. автомобилей,
из них 25 млн. - легковые. Франция располагает
самой протяженной в Европе железнодорожной
сетью. Более 50 городов связаны между собой
высокоскоростными железнодорожными
магистралями. За год перевозится более
900 млн. человек, из них около 40 млн. пользуются
услугами скоростных поездов. Ежегодно
свыше 60 млн. человек пользуются услугами
трех крупнейших французских авиакомпаний
“Air France”, UТА “Air Inter”. 80 аэропортов Франции
-- это самый большой показатель в Европе.
Но следует отметить, что только на Париж
приходится 58% перевозок пассажиров и
85% всех грузов. Инфраструктура во Франции
одна из наиболее сложных в мире, она извлекает
выгоду из передовых технологий и экстраординарных
инвестиций правительства. Главные аэропорты
- Орли и Шарля де Голля в Париже и Сатолас
в Лионе. Во Франции двенадцать основных
морских портов, многие из которых оборудованы
для контейнеровозов. Имеется также сеть
шоссе, реки и принадлежащая государству
сеть железных дорог, которая является
одной из наиболее разветвленных и технологически
передовых в мире. Франция - морская страна.
Важную роль в международных перевозках
грузов Франции играет морской транспорт.
Более 90% грузооборота морских портов
приходится на Гавр, Дюнкерк, Марсель,
Нант, Руан и Бордо, причем грузооборот
Марселя превышает 90 млн. тонн ежегодно.
У северных границ холодные волны вымывают
мягкие известняковые породы и образуют
скалы самой причудливой формы. Здесь
были созданы удобные порты. Самый крупный
из них - Гавр - расположен в широком устье
р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает
многочисленные причалы и доки от морской
стихии. В дамбе оставлены лишь “ворота”,
через них юркие буксиры тянут на длинных
канатах океанские корабли в порт. Суда
под флагами различных стран привозят
в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти,
мешки кофе и риса, каучук, красное дерево
для изготовления дорогой мебели, пряности
и другие товары. Гавр - первый французский
порт по пассажирским перевозкам и второй,
после Марселя, по перевозкам грузов. С
деятельностью этого порта тесно связана
жизнь города. Жители Гавра обслуживают
гостей прибывающих на судах. В Гавре работают
судоверфи, заводы и фабрики, перерабатывающие
нефть и различное сырье, привозимое в
порт. Местная промышленность не в состоянии
переработать все импортное сырье, поэтому
Гавр - крупный перевалочный пункт. Хлопок
и шерсть, например, почти целиком направляются
в северо-восточные центры текстильного
производства - в города Лилль, Рубе, Туркуэн
и в Эльзас. Основная масса морских грузов,
предназначенных для Парижа, минует Гавр,
следуя водным путем вверх по Сене.
Франция
в системе международных
Франция прочно интегрирована в мировое
хозяйство. По объему экспорта и импорта
Франция занимает четвертое место в мире
после США, Германии и Японии. Она является
вторым в мире после США экспортером услуг
и продукции агропромышленного комплекса.
По данным статистики, сегодня каждый
пятый француз работает на экспорт. В 1996
году внешнеторговые показатели достигли
рекордно высокого уровня. Экспорт и импорт
составили 1885,6 и 1681,2 млрд. франков соответственно.
Положительное сальдо достигло 204,4 млрд.
франков. Во Франции находятся 8000 международных
предприятий, в число которых входит 4000
промышленных. Они имеют значительный
вес в экономике страны. Иностранный капитал
обеспечивает создание новых рабочих
мест. Примеры иностранных капиталовложений
в истории Франции существуют с давних
времен и свидетельствуют о ее естественной
притягательности. Примером может послужить
история американского семейства Хавиленд,
открывшего фабрику по изготовлению посуды
во Франции с 1842 г. История фирмы Форд во
Франции восходит к началу века. В 1907 г.
в эту страну были завезены первые автомобили
этого американского конструктора. В 1913
г. в Бордо открылся сборочный цех Форд
Т. Сегодня акционерное общество Форд,
созданное в 1954 г., насчитывает 4700 человек,
завоевало 8% рынка, а его оборот превышает
20 млрд. франков (3,3 млрд. долларов). Показателен
также пример ИБМ. Деятельность этой компании
во Франции началась в 1914 г. Американский
гигант информатики пустил прочные корни
на французской земле: его европейская
штаб-квартира находится в Париже, а в
Корбей-Эссон и в Монпе-лье расположились
производственные предприятия. Центр
научных исследований в области телекоммуникаций
ИБМ действует в пригороде Ниццы. Ежегодно
компания реализует во Франции оборот
в размере более 42 млрд. франков (7 млрд.
долларов). Несмотря на это, государственные
органы и общественное мнение Франции
долгое время сдержанно относились к инвестициям
извне. На сегодняшний день ситуация изменилась
и инвесторам законодательно предоставлена
практически полная свобода. Реальный
поворот в политике произошел в 1983 г.. после
завершения дебатов о сохранении франка
в Европейской валютной системе (СМЕ).
выборе, сделанном в пользу Европы и, следовательно,
курсе на интернационализацию французской
экономики. Уже через несколько лет после
этого, за период 1991-1996 гг., приток иностранных
инвестиций составил, по статистическим
данным ОСДЕ, 714 млрд. франков (119 млрд. долларов).
Таким образом, Франция опередила Великобританию
(660 млрд. франков, или 110 млрд. долларов).
Франция относится к числу стран, наиболее
открытых для инвестиций извне. С 1985 г.
60% капиталовложений поступают из стран
Западной Европы. Создание единого европейского
рынка ускорило приход во Францию таких
европейских объединений, как Фиат, Мерседес
- Бенц, Бертельсман, Нестле, Сиба-Жеги,
Гинесс, Сканья и др. Следует подчеркнуть,
что в 1997 г. Германия впервые обогнала
США, создав 4328 рабочих мест и приняв к
выполнению 70 программ инвестирования.
Набирают силу экономика Бельгии, Италии
и Испании. Второе место по инвестированию
занимает Северная Америка, обеспечивающая
с 1985 г. 30% инвестиций. На американских
предприятиях фабричного производства
занято 250 000 человек (6% общей численности
по данного сектора). В числе особо крупных
предприятий Дженерал Моторс, Элльед Сигнал,
Кодак, Проктер энд Гэмбл, Кока-Кола, Федерал
Экспресс, Хьюлит-Паккард и др. Франция
стала одним из приоритетных направлений
инвестирования азиатских предприятий
(японских, тайваньских, южно-корейских
и пр.). Среди 150 японских предприятий, на
которых занято 55 000 человек, такие, как
Сони, Канон, Ямаха, Тошиба, Рико, Хитачи.
Корейская фирма Даву избрала Францию
для размещения своей европейской промышленной
базы и создала 5 заводов (производство
микроволновых печей, телевизоров, стекла
и пр.) В декабре 1997 года японский конструктор
Тойота д'0нненг создал свой второй в Европе
завод в окрестностях Валансьен, на севере
страны. Инвестиции составили 4 млрд. франков
(0,6 млрд. долларов), при этом было создано
2000 новых рабочих мест. Это решение косвенным
образом приведет к созданию рабочих мест
в материально-техническом снабжении,
обслуживании и т.п. К 2001 году будет достигнута
запланированная производительность:
150 000 автомобилей. Таким образом, регион
Па-де-Кале утверждает за собой репутацию
лидера французского автомобилестроения.
В этом секторе занято 38 000 человек. Поставщики
автомобильного оборудования из Японии,
такие как Огура (электромагнитное сцепление)
и Абеконо Брейк Индастри (системы дисковых
тормозов) намерены также расположиться
в этом регионе. Даже если не учитывать
пример Тойоты, сектор автомобилестроения
был в 1997 г. ведущим в области иностранных
инвестиций. Многочисленные проекты существуют
в области электроники, информатики и
телекоммуникаций. Эти отрасли обеспечили
в последние годы создание 16% рабочих мест.
За этим сектором следуют деревообработка,
бумажно-целлюлозная промышленность и
производство стекла (11%), а за ними - агропромышленный
сектор и сфера услуг.
Информация о работе Экономико-географическое положение Франции