Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:42, курсовая работа
В современном мире сельское хозяйство как и многие другие производства не может развиваться и функционировать отдельно от национальной экономики. Сейчас его основа это межотраслевая производственная кооперация. Это когда одни сопряженные отрасли экономики поставляют и создают средства и условия производства, другие перерабатывают сырье и готовые продукты доводят до потребителей.
Введение……………………………………………………………………………….5
АПК………………………………………………………………………………6-11
АПК: понятие, структура, значение………………………………............6-7
Современное состояние и проблемы АПК……………………….................8
Краткий анализ состояния АПК………………………………………….9-11
2. Варианты решения проблем, перспективы развития АПК……………12-41
Обозначение проблемы………………………………………………….12-14
Определение вариантов решения………………………………………..15-18
Государственная программа……………………………………………..19-38
2.3.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы………………………………………19-22
2.3.1.1 Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года……………………………………………………..19-22
2.3.1.2 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК…………………………………………………………………..22
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года……………… 23-24
2.3.1.4 Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы………………………………………………….24
2.3.1.5 Цели и задачи реализации Государственной программы………….25
2.3.1.6 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы………………………………………………25-26
2.3.1.7 Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы……………………………………26
2.3.1.8 Сроки и этапы реализации Государственной программы………26-27
2.3.1.9 Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу……..27-32
2.3.1.10 Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования…………………………………………………………………...32
2.3.1.11 Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы………………………………………………….33
2.3.1.12 Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации……………………………………………33
2.3.1.13 Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы………………………………………………………………………34
2.3.1.14 Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ…………………………………………………………………………34
2.3.1.15 Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы…………………………………………………34-35
2.3.1.16 Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками……………………………………………...35-36
2.3.1.17 Методика оценки эффективности Государственной программы…………………………………………………………………..36-38
Перспективы развития АПК……………………………………………...39-41
Заключение…………………………………………………………………………...42
Список используемой литературы………………………………………………..43
М. Портер представляет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»4. Важнейшим отличием кластеров от холдингов или объединений корпоративного типа является то, что предприятия, входящие в состав кластера, могут иметь различных собственников, самостоятельное управление и независимые стратегии. Они традиционно конкурируют между собой в рамках производства сходного продукта. Однако конкуренция в рамках кластера обычно является не разрушительной, а способствующей развитию специализации и повышению конкурентоспособности каждого из входящих в кластер предприятий. Кластер как устойчивое сообщество взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих, т.е. имеет место синергетический эффект5.Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков. Участниками кластера являются производители и поставщики, инжиниринговые6 и консалтинговые7 фирмы, научно-исследовательские организации и банки, инфраструктура, администрации регионов, профессиональные и общественные организации. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой критической массы компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров. Одним из ведущих товарных рынков любой страны является рынок продуктов питания, что обусловливает активное развитие сельскохозяйственных кластеров. Кластеры малого и среднего бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства могут образовываться на основе самоорганизации в результате естественной интеграции и кооперации производства или при помощи региональных и муниципальных властей. Самоорганизация предпринимателей, как правило, осуществляется по инициативе предпринимателя - лидера. Необходимо иметь в виду, что предприятия - потенциальные участники возможного кластера, как правило, производят сходные виды товаров и являются конкурентами по отношению друг к другу на товарных рынках. В этой связи у предпринимателей вполне обоснованно возникает опасение при вхождении в кластер по поводу потери собственного бизнеса. Первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников и торговых накидках на реализуемую продукцию по следующим причинам:
Объединительными факторами экономических интересов создания кластера могут стать:
Правильное сочетание видов деятельности в системе АПК на кластерной основе обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость, в том числе за счет применения информационных технологий.
В сельскохозяйственных кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. На региональном рынке сельскохозяйственные кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилилась после вступлении России в ВТО за счет снижения барьеров ввоза сельскохозяйственной продукции. Преимущество кластеров состоит в нововведениях и росте производительности труда в сельскохозяйственном производстве в среднесрочной и долгосрочной перспективе по сравнению с изолированными по местоположению сельхозпроизводителями. Входящие в кластер сельскохозяйственные предприятия получают выгоду от концентрации первичных сельхозпроизводителей (включая личные, подсобные, крестьянские и фермерские хозяйства), а также знающих потребности покупателей и имеющих с ними установившиеся взаимоотношения предприятий переработки и торговли. Участие в сельскохозяйственном кластере предоставляет также преимущества сельхозпроизводителям в доступе к новым технологиям, методам работы и возможностям осуществления поставок произведенной продукции. Важными для формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий, входящих в кластер, являются гибкость и способность к быстрому реагированию на изменения в рыночной сфере. [4]
2.3 Государственная программа
2.3.1 Государственная
программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2013 - 2020 годы
ПАСПОРТ
Ответственный исполнитель Государственной программы |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Соисполнители Государственной программы |
Россельхознадзор, Российская академия сельскохозяйственных наук |
Цели |
1. обеспечение продовольственной
независимости страны в 2. повышение конкурентоспособност 3. обеспечение финансовой
устойчивости 4. воспроизводство и
повышение эффективности 5. устойчивое развитие сельских территорий |
Задачи |
1. создание условий
для сохранения и 2. повышение занятости,
уровня и качества жизни 3. стимулирование роста
производства основных видов
сельскохозяйственной 4. осуществление 5. поддержка развития
перерабатывающих отраслей 6. стимулирование инвестиционной
деятельности и инновационного
развития агропромышленного 7. повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 8. поддержка малых форм хозяйствования; 9. повышение финансовой
устойчивости 10. стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; 11. обеспечение функций
управления в сфере 12. научное обеспечение
реализации мероприятий по 13. совершенствование
системы информационного |
Целевые индикаторы (показатели) Государственной программы |
|
Сроки и этапы реализации Государственной программы |
Срок реализации программы:
2013-2020 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной
программы из средств федерального бюджета
составляет Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета на реализацию Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»
составляет Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета по годам составит: 2013 г 189 229 107.51 тыс. руб 2014 г 221 257 793.30 тыс. руб 2015 г 240 069 518.21 тыс. руб 2016 г 254 148 824.58 тыс. руб 2017 г 271 121 839.50 тыс. руб 2018 г 290 294 199.07 тыс. руб 2019 г 311 778 479.25 тыс. руб 2020 г 335 173 176.20 тыс. руб В 2013 г. дополнительно
предполагается реализация основного
мероприятия «Поддержка комплексной
компактной застройки и благоустройства
сельских поселений в рамках пилотных
проектов» с ресурсным |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы |
Повышение удельного
веса отечественных |
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. – на 39%, пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%; | |
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%; | |
техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых и осушенных земель – 10,3 млн. га; | |
рост производительности труда к 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. на 70%; | |
повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 20%; | |
доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95% |
В 2013 г. дополнительно предполагается реализация основного мероприятия «Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов» с ресурсным обеспечением из средств федерального бюджета 2 440,00 млн руб.
2.3.1.1 Общая характеристика сферы
реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз
развития АПК
на период до 2020 года
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.
2.3.1.2 Общая характеристика состояния
и основные проблемы
развития АПК
За период реализации
приоритетного национального
Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
2.3.1.3 Прогноз развития АПК на период до 2020 года
Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В растениеводстве предстоит
освоить интенсивные
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
2.3.1.4 Приоритетная государственная
политика в сфере реализации
Государственной программы