Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2003-2005 гг.;
дать характеристику доходной части федерального бюджета 2003-2005 гг. с последующими анализом и выводами.
Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции…………5
1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения……………………..8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.
2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ……………………...16
2.2. Характеристика доходов Федерального бюджета РФ………………….19
2.3. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ…………............24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.…………………..…………………………………….........30
Заключение…………………………...……………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………….. 37
ГОУ «Высшего профессионального образования»
«Якутский Государственный Университет им. М.К. Амосова»
Финансово-экономический институт ЯГУ
Кафедра экономической теории ФЭИ ЯГУ
Курсовая работа
Тема: «Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета»
Выполнил:
студент I курса
по специальности «Менеджмент Организации» гр. МО – 09
Алексеев Алексей Сергеевич
проверила: кандидат экономических наук, доцент ЯГУ
Попова Сардана Анатольевна
Якутск 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции…………5
1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения……………………..8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.
2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ……………………...16
2.2. Характеристика доходов Федерального бюджета РФ………………….19
2.3. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ…………............24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов
Федерального бюджета РФ в период 2003-2005
гг.…………………..……………………………………....
Заключение…………………………...…………………
Список использованной литературы…………………………………….. 37
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Федеральный бюджет, будучи
экономической категорией, выражает
экономические отношения в
Поэтому в целях преодоления негативных последствий воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере. Так как поиск факторов, оказывающих влияние на доходную часть федерального бюджета, имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, что и выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
В качестве основы написания работы используются: Бюджетный кодекс РФ, а также конкретные показатели, отраженные в Федеральных законах «О федеральном бюджете РФ».
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
В финансовой теории и практики существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
В приложении к публичным
финансам под бюджетом традиционно
понимается централизованный денежный
фонд, формируемый на том или ином
уровне для обеспечения функций и задач соответствующих
органов власти (государственной, местной).
Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает
содержание бюджета как социально-экономического
явления, его роль в общественном производстве.
Бюджет в этом смысле – основа функционирования
государства в целом, его национально-государственных
и административно-
С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.
С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования общего централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие а трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.
В ряде исследований под
термином «бюджет» понимается совокупность
доходов и расходов, приведенная
в определенную систему и приуроченная
к определенному периоду
Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой стороны, фискальная
функция бюджета не ограничивается
только предоставлением
1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
Правовой статус участников
бюджетных отношений в
1) Бюджетным кодексом РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт;
2) соответствующими специальными
законами федеральных органов,
субъектов Федерации и
3) указами Президента РФ;
4) нормативными правовыми актами Правительства РФ;
5) соответствующими актами
федеральных органов
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный (государственный)
бюджет есть форма образования и
расходования денежных средств, предназначенная
для обеспечения задач и
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждый субъект РФ
и соответствующие местные
Информация о работе Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета