Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2003-2005 гг.;
дать характеристику доходной части федерального бюджета 2003-2005 гг. с последующими анализом и выводами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции…………5
1.2. Бюджетная система РФ и принципы ее построения……………………..8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.
2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ……………………...16
2.2. Характеристика доходов Федерального бюджета РФ………………….19
2.3. Характеристика расходов Федерального бюджета РФ…………............24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.…………………..…………………………………….........30
Заключение…………………………...……………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

2. Национальная оборона  (вооруженные силы РФ; мобилизационная  и вневойсковая подготовка; мобилизационная  подготовка экономики; подготовка  и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношению к ВВП ее доля неизменна – 2,8%. Так, в 2005 году затраты на национальную оборону составили 17,4% от всего объема расходов (или 529,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 1,2% и 1,6% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.

Таблица 5. Структура расходов Федерального бюджета РФ в 2003-2005 гг. (млрд. руб.) .

Наименование показателей 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Утверждено Законом в % к ВВП Утверждено Законом в % к ВВП Утверждено Законом в % к ВВП

Всего расходов 2345,6 18,0 2659,5 17,4 3 047,9 16,3

Общегосударственные вопросы 481,5 3,7 519,3 3,4 488,6 2,6

Национальная оборона 371,6 2,8 430,3 2,8 529,1 2,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 266,0 2,0 336,9 2,2 398,4 2,1

Национальная экономика 197,3 1,5 205,4 1,3 233,9 1,25

Жилищно-коммунальное хозяйство - - - - 6,8 0,04

Охрана окружающей среды 0,9 0,01 0,8 0,01 4,6 0,02

Образование 97,7 0,7 117,8 0,8 154,5 0,8

Культура, кинематография и СМИ 26,1 0,2 27,0 0,2 38,5 0,2

Здравоохранение и спорт 39,3 0,3 47,1 0,3 82,5 0,4

Социальная политика 150,7 1,2 161,2 1,1 172,0 0,9

Межбюджетные трансферты 714,6 5,5 814,0 5,3 938,9 5,0

Валовый внутренний продукт 13 050,0 15 300,0 18 720,0

3. Национальная безопасность  и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних  дел; внутренние войска; органы  юстиции; органы исполнения наказаний;  органы безопасности; органы пограничной  службы; обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. прослеживается тенденция к увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2003 г. она составляла 11,3% (или 266 млрд. руб.), в 2004 г. – 12,7% (или 336,9 млрд. руб.), а в 2005 г. – 13,1% (или 398,4 млрд. руб.). Однако по отношению к объему ВВП характеристика несколько иная. Если в 2003 г. затраты по данной группе расходов составляли 2% к ВВП, то в 2004 г. они составили 2,2% ВВП, что, в свою очередь, на 0,1% больше, чем в 2005 г.

4. Национальная экономика  (общеэкономические вопросы; топливо  и энергетика; исследование и  использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой  базы; сельское хозяйство и рыболовство;  водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики). В 2005 и 2004 гг. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ составил одно и то же значение – 7,7%, что на 0,7% меньше, чем в 2003 г. Что касается доли расходов «национальная экономика» в объеме ВВП, то здесь также наблюдается тенденция к ее уменьшению - с 1,5% ВВП в 2003 г. до 1,2% ВВП в 2005 г.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2005 г. они составили 0,2% (или 0,04% ВВП).

6. Охрана окружающей  среды (охрана растительных и  животных видов и среды; прикладные  научные исследования в области  охраны окружающей среды; другие  вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой - 0,04% в 2003 г., 0,03% в 2004 г. и 0,15% в 2005 г.

7. Образование (дошкольное  образование; общее образование;  начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования). В 2005 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 5,1% или 154,5 млрд. руб. (рост на 0,7% и 0,9% по сравнению с 2004 и 2003 гг.).

8. Культура, кинематография  и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2003-2005 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 0,2%. Но по отношению к общей сумме расходов их удельный вес в 2005 году составил 1,3%, что на 0,3% и 0,2% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно.

9. Здравоохранение и  спорт (здравоохранение; спорт  и физическая культура; прикладные  научные исследования в области  здравоохранения и спорта; другие  вопросы в области здравоохранения  и спорта). В динамике расходов  Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы затрат с 1,7% в 2003 г. до 2,7% в 2005 г.

10. Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное  обслуживание населения; социальное  обеспечение населения; борьба  с беспризорностью, опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Таблицы 5, расходы на ее проведение по отношению к ВВП с 2003 по 2005 г. сократились на 0,3%.

11. Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ - 30,8% или 938,9 млрд. руб. (2005 г.). В частности, предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертов внебюджетным фондам – 571,2 млрд. руб. (2005 г.). Динамика 2003-2005 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается (с 30,4% в 2003 г. до 30,8% в 2005 г.), а по отношению к ВВП уменьшается (с 5,5% в 2003 г. до 5% в 2005 г.).

Таким образом, приведенная  характеристика динамики и структуры  расходов Федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. показала, что наибольший объем непроцентных расходов за этот период пришелся на межбюджетные трансферты (5-5,5% ВВП, из которых 1,4-2% ВВП составила финансовая помощь бюджетам других уровней и 3,1-3,3% ВВП – трансферты внебюджетным фондам), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,8-5% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (2,6-3,7% ВВП) и национальную экономику (1,2-1,5% ВВП). Расходы по остальным направлениям не превысили 2,3-2,4% ВВП.

Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.

Как уже было отмечено в параграфе 1 предыдущей главы, в  расчетах доходов Бюджетной системы  РФ, в частности, Федерального бюджета  РФ, учитываются:

? Изменение налогового и бюджетного законодательства;

? Изменение макроэкономических  показателей (изменение структуры  налогооблагаемой базы, изменение  мировых цен на нефть и газ);

? Прочие факторы. 

Так, при формировании параметров доходов Федерального бюджета  РФ на 2004 г. наряду с изменениями макроэкономических показателей были учтены следующие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве:

1. Принятие законодательного  решения о снижении основной  ставки НДС с 20% до 18% при сохранении  пониженной ставки в размере 10% по социально значимым товарам и услугам. В результате чего произошло снижение доли этого налога в ВВП на 0,9% (с 7,3% ВВП в 2003 г. до 6,4% ВВП в 2004 г.).

2. Принятие законодательного  решения об отмене с 1 января 2004 г. акциза на природный газ и передаче федеральной части акциза на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ. Это решение, учтенное при формировании федерального бюджета-2004, уменьшило налоговые доходы бюджета на 1,1% к ВВП (с 1,7% к ВВП в 2003 г. до 0,6% к ВВП в 2004 г.).

3. Принятие законодательного решения об увеличении ставки таможенной пошлины при экспорте природного газа с 5% до 30% и снижении вывозных таможенных пошлин на все товары, кроме топливно-энергетической группы, в среднем на 20%. За счет этого доля доходов от внешнеэкономической деятельности увеличилась на 0,82% к ВВП (с 2,9% к ВВП в 2003 г. до 3,72% к ВВП в 2004 г.).

4. Принятие законодательного  решения об увеличении нормативов  отчислений в федеральный бюджет  по налогу на добычу полезных  ископаемых на 2%, а также:

? об установлении специфической  ставки налога на добычу полезных  ископаемых при добыче природного  газа в размере 107 руб. за  тысячу кубических метров газа  вместо существующей адвалорной  ставки 16,5 % от стоимости; 

? об увеличении базовой  ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти с 340 до 347 руб. за тонну сырья и адвалорной ставки налога на добычу газового конденсата с 16,5% до 17,5%.

Эти и другие изменения, учтенные в расчетах параметров доходов  федерального бюджета, привели к  увеличению доли налога на добычу полезных ископаемых на 0,4% к ВВП.

5. Передача 1% федеральной  ставки налога на прибыль организаций  в бюджеты субъектов РФ в  качестве компенсации выпадающих  доходов бюджетов субъектов РФ  от отмены с 1 января 2004 г. регионального  налога «налог с продаж». В результате доля налога на прибыль организаций в ВВП снизилась с 1,4% в 2003 г. до 1,1% в 2004 г.

6. Передача федеральной  части налога на игорный бизнес  и налогов на совокупный доход  полностью в бюджеты субъектов  РФ. Это решение уменьшило налоговые доходы федерального бюджета на 0,07% к ВВП.

7. Предусматривалось  введение в действие глав Налогового  кодекса РФ, вступающих в силу  с 1 января 2004 г. и регулирующих  уплату сбора за право пользования  объектами животного мира и  объектами водных биологических ресурсов. Перевод платы за пользование водными биологическими ресурсами из неналоговых платежей в разряд налоговых должен был увеличить налоговые доходы федерального бюджета на 0,04% к ВВП.

Таким образом, доходы федерального бюджета в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличились на 325,1 млрд. руб. А по отношению к уровню ВВП они сократились с 18,5% до 17,9%. Это обусловлено не только изменением распределения доходов между уровнями бюджетной системы, но и отменой некоторых видов налогов, а также относительным снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков (преимущественно за счет снижения ставки НДС с 20% до 18%).

При формировании параметров доходов Федерального бюджета РФ на 2005 г. были так же, как и в 2004 г. учтены такие факторы, как изменение основных макроэкономических показателей, налогового и бюджетного законодательства и прочие факторы.

Так, среди них основными  факторами, увеличившими доходы федерального бюджета в 2005 г. относительно 2004 г., стали  факторы изменения внешнеэкономических показателей макроэкономики и бюджетного законодательства. В частности, увеличение прогнозируемой цены на нефть марки “Urals” с 22 долл. за баррель в 2004 г. до 28 долл. за баррель в 2005 г. увеличило доходы федерального бюджета на 0,8% к ВВП.

Благодаря превышению мировых цен на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в 2005 году средства Стабилизационного Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

• 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным  валютным фондом;

• 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

• 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение  долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

• 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Что касается изменений  в части бюджетного законодательства, то перераспределение доходов в 2005 году увеличило доходы федерального бюджета на 102,1 млрд. руб. или 0,55% к  ВВП. Основное влияние оказала передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень (увеличение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%), это позволило привлечь 0,3% к ВВП (с 1,1% к ВВП в 2004 г. до 1,4% к ВВП в 2005 г.). Изменение норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей дало дополнительно 44,9 млрд. руб. или 0,24% к ВВП. Передача водного налога на федеральный уровень увеличило доходы федерального бюджета на 11,2 млрд. руб. или 0,06% к ВВП. Передача полностью в доходы субъектов единого сельскохозяйственного налога привело к уменьшению доходов федерального бюджета на 0,4 млрд. руб. или 0,02% к ВВП.

Изменение налогового законодательства в целом снизило доходы федерального бюджета 2005 года на 258,2 млрд. руб. или  на 1,38% к ВВП. Оно повлияло на динамику структуры его доходов следующим образом:

1. Снижение эффективной  ставки единого социального налога  с сохранением регрессивной шкалы  налогообложения снизило доходы  федерального бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП; 

2. Введение с 1 января 2005 года порядка взимания НДС по принципу «страна назначения» по углеводородам, экспортируемым на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия, снизило доходы федерального бюджета на 8,6 млрд. руб. или на 0,4% к ВВП;

3. Снижение в среднем  на 32% размера ставок вывозных  таможенных пошлин по всем  группам, за исключением топливно-энергетической  группы, снизило доходы федерального бюджета на 6,3 млрд. руб. или на 0,034% к ВВП;

4. Изменение налогооблагаемой  базы в результате увеличения  ставок налога на добычу полезных  ископаемых и снижения средней  ставки единого социального налога  привело к снижению налога  на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на 0,7 млрд. рублей или на 0,004% к ВВП;

Информация о работе Анализ налоговой нагрузки и доходов бюджета