Анализ состояния безработицы в России и выявление ресурсов ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России. В ходе выполнения курсовой работы эта цель была достигнута благодаря углубленному изучению материалов по данной теме, а также методам анализа и сравнения.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. …. 3
Глава 1. Безработица как социально – экономическое явление……... 5
1.1 Понятие и сущность безработицы, ее виды……………………….. 5
1.2 Взгляды экономических школ на безработицу …………………... 12
1.3 Причины безработицы и их специфика …………………………… 16
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции…….. 20
2.1 Экономические последствия безработицы………………………… 20
2.2 Социальные последствия безработицы…………………………….. 23
2.3 Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………….. 27
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения ……. 34
3.1 Динамика, структура и особенности российской безработицы…… 34
3.2 Государственная защита населения в условиях безработицы….. 40
3.3 Государственная служба занятости и ее функции…………………. 45
Заключение ……………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………………………………….. 51
Приложения ……………………………………………………………. . 54

Вложенные файлы: 1 файл

Прохорова Е.В.2003.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Мировой экономический кризис негативно отразился на состоянии российского рынка труда. Численность безработных в 2009 г. резко возросла по сравнению с уровнем 2008 г.: в среднем с 4,8 млн. до 6,3 млн. человек. Кроме того, увеличилось число тех, кто работал неполное время (до 1,4 млн. человек в апреле 2009 г.), и ушедших в отпуска (1,3 млн.). Существенно сократились темпы роста номинальной начисленной заработной платы - со 127% до 108,5%; соответственно рост реальной начисленной заработной платы (111,5%) сменился падением (97,2%). Увеличилась просроченная задолженность по выплатам заработной платы - с 2,7 млрд. на начало 2008 г. до 4,7 млрд. руб. на начало 2009 г.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2% от экономически активного населения [28].

Доля городских жителей среди безработных составила 66,4 процентов, говорится в сообщении Росстата ( См. Приложение 2).

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В декабре 2010г. это превышение составляло 1,5 раза. Доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу.

Средний возраст безработных в сентябре 2010 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года (См. Приложение 3).

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 – 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее – 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная) [26].

Рассматривая уровень безработицы по регионам России, можно выделить следующие группы:

 

Таблица 1 – Классификация регионов в зависимости от уровня безработицы в России за август – октябрь 2010 года

Группа

Субъекты РФ

Характеристика

1. Регион с очень высокой безработицей

Северо-Кавказский федеральный округ. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия,

Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика.

Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 3,9 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица -

в Республике Ингушетия

(уровень безработицы 53,9%) и Чеченской Республике (43,4%)

2. Регионы со средними показателями

Северо-Западный федеральный округ. Это Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО и др.

 

Уровень безработицы и

напряженность на рынке труда ниже

среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских и составил 5,4%.

3. Регионы с наименее

острой безработицей в стране

Центральный федеральный округ. Это Белгородская, Воронежская, Липецкая, Московская, Орловская области и др.

В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская

деятельность, посредническая

деятельность). Самый низкий уровень безработицы в Москве (1,2%), Московской области (3,5%), Липецкой области (3,8%).

 

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы – в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных       отраслях [23].

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом – снижение показателя на 3,2 процентов [32].

Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.


3.2 Государственная защита населения в условиях безработицы

 

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры [27].

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей

выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей [23].

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры

как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и

косвенный.

Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра—я; ты—там, а я—здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

- адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

2010 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на  устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4                                                         миллиарда рублей.

Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие пункты:

1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2010 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого — создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных [18].

Между тем недоступность кредитов для малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

В результате 95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

4. Пособия по безработице. В соответствии со ст. 33 Закона о занятости населения Правительство РФ ежегодно определяет размеры максимальной и минимальной величины пособия по безработице.

Информация о работе Анализ состояния безработицы в России и выявление ресурсов ее снижения