Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из гипотезы, Ццелью курсовой работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика в РБ.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.

Конкретными методами антиинфляционной политики могут быть:

  • «шоковая терапия» радикальные экономические реформы перехода к рыночной экономике;
  • жесткое кредитное регулирование;
  • регулирование ценообразования;
  • совершенствование бюджетно-налоговой системы;
  • регулирование валютного и финансового рынков;
  • выпуск государственных ценных бумаг;
  • замораживание и индексация вкладов населения и прочие мероприятия.

При проведении шоковой терапии должны последовательно осуществляться три основных этапа:

1.Разгосударствление  собственности. — процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — смену форм и содержания отношений собственности.

2. Создание  конкурентной среды среди товаропроизводителей. Существование конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением относиться к запросам потребителей из-за опасения, что они станут клиентами конкурентов. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, заставляющего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему обслуживания.

3. Либерализация  цен.освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. Может быть всеобщей — по всем видам цен и тарифов; частичной, оставляющей цены на продукцию и услуги, как правило, естественных монополий, в сфере централизированного регулирования.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Национальный банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на равновесное развитие экономики, а также смягчение ограничения денежной массы в обращении и улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста наименее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, также как и сокращение объема наличных денег. Улучшение структуры денежной массы предполагает более активное воздействие государства на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами. [6]

Под жестким кредитным регулированием подразумевается регулирование государством процесса выдачи кредита, направленное на его сокращение, за счет увеличения стоимости кредитных ресурсов, путем повышения размера учетной ставки и норм обязательных резервов по привлеченным средствам, хранимых в центральном банке.

В условиях борьбы с инфляцией одним из решающих фактором является наличие в руках у государства, в лице соответствующих структур, возможности управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при обязательном сохранении применения преимущественно свободных рыночных цен. В любой ситуации, и особенно в условиях инфляции, государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, товары первой необходимости, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию бюджетно-налоговой системы путем:

  • сокращения количества взимаемых налогов;
  • отказа от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  • пересмотра налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен;
  • изменения методики налогообложения;
  • ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  • регулирования перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановки «бегства капитала» за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям. [7]

Несмотря на универсальный характер большинства методов антиинфляционной политики, на практике должны использоваться те из них, которые наиболее эффективно и точно отражают специфику инфляции в конкретной стране в конкретный момент времени.

Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:

1.      Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста валового национального продукта).

2.      Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. [5, c. 245]

Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:

1.      Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен.

2.      Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.

Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них — налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.

При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант — достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.

Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. [5, с. 247]

Милтон Фридмен выдвинул предположение, что индексация может сдерживать инфляцию. Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, процентных ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и процентных ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.

Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек.

Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции.

Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. [8, c. 64]

Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также преодолении инфляционных процессов играют:

  • дисконтная политика (политика регулирования учетного процента Национального Банка Республики Беларусь);
  • операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);
  • политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах Национального Банка Республики Беларусь определенное привлеченных средств).

Т.А.Фролова 
Макроэкономика: конспект лекций 
Таганрог: ТРТУ, 2006 
http://www.aup.ru/books/m173/4_9.htm 
ГЛАВА 2

ИНФЛЯЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1. Причины инфляции в переходной экономике Республики Беларусь

 

 

http://library.by/shpargalka/belarus/economics/004/eco-221.htmИнфляция является одной из закономерностей переходного периода, подрывающих законы товарно-денежного обращения. На сегодняшний день инфляция является актуальной проблемой для Беларуси.

http://www.largeeconomic.ru/laecos-596-1.htmlВ Беларуси инфляция существовала ещёе с момента достижения своей независимости.

Экономическая политика в Беларуси направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. [6, стр. 38]

Национальная экономика Республики Беларусь на протяжении 1990-х годов пережила сложные потрясения в результате глубокого системного кризиса, который был вызван распадом СССР и его народнохозяйственного комплекса.

Предпосылками роста уровня инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были: сохранившаяся от экономики СССР ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, направленная на дешевые энергетические ресурсы, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, высокая степень милитаризации и монополизации экономики, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен. В результате возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров. [9]

В начале экономических реформ в экономике республики инфляция проявляла себя в скрытом виде. Она имела характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением, искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения [20, с. 10].

http://www.regulareconomic.ru/regec-118.htmlПроследив динамику роста инфляции за последние 15 лет (рисунок 2.1), необходимо отметить, что в 2011 году наблюдается самый большой размах инфляции за последние год.

Источник: [11].

http://myfin.by/info/inflyaciyaСогласно данным Белстата, инфляция за 2014 год составила 16,2%. Средний уровень цен за 2014 год превысил аналогичный показатель 2013 года на 18,1%. Это говорит о том, что темпы инфляции в Беларуси были неравномерны по периодам и ускорились осенью-зимой 2013-2014 гг.

Для обоснования такого уровня, целесообразно рассмотреть причины такого явления, как инфляция в белорусской экономике. Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит  государственного бюджета. К этому  фактору можно отнести избыточную  эмиссию денег в наличной и  безналичной формах, расширение  масштабов банковского кредитования  свыше реальных потребностей  хозяйства, для неэффективного производства, содержание большого бюрократического  аппарата. Высокая степень бюджетизации  экономики и неэффективное ведение  хозяйствования. [1812].

2. Ограничение  конкуренции. Существует монополия  крупнейших фирм, корпораций, компаний, самостоятельно устанавливающих  цену на рынке и определяющих  собственные издержки. В Беларуси  по данным Министерства экономики монополистами в своих отраслях являются около 163 предприятий, например: «Белоруськалий», ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Нафтан»,  ОАО «Белшина» и т.д.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь