Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 01:31, курсовая работа
Исходя из гипотезы, Ццелью курсовой работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, стало снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 %.
Также согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года №586 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год» ставка рефинансирования должна поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. Прогнозируемая ставка рефинансирования — 14–16%, реальная (на конец года) — 20%.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. [21]
В 2014 году продолжится формирование устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка путем развития его инструментов и обеспечения их ликвидности и прозрачности, совершенствования инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.
В результате денежно-кредитная политика была ослаблена. Эксперты Всемирного банка обратили внимание, что сокращение объемов кредитования в первой половине года привело к снижению инвестиций в экономике.
«Это послужило основанием для смягчения Национальным банком условий кредитования, несмотря на усиление инфляционного давления. Ставка рефинансирования была снижена на два процентных пункта до 20%, и за этим последовало снижение процентных ставок по однодневным депозитам и кредитам на 11 процентных пунктов и 3 процентных пункта до 24 и 17%», — констатируют экономисты Всемирного банка.
В 2015 году, согласно Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год для снижения инфляции будут использоваться следующие механизмы:
Таким образом, инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на экономическую систему, поэтому государство должно стремиться к тому, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
В соответствии
с поставленными
поставленной
целямицелью и задачами, в
данной курсовой
работе рассмотрена проблема инфляции,
выявлены причины инфляции, изучены ее
основные характеристики,
изучены методы антиинфляционной
политики, рассмотрены ее социально-экономические
последствия на примере
Республики Беларусь, установлены
причины необъективности показателей
инфляции, а также проанализированы
особенности инфляционных процессов в
Республике Беларусьпути преодоления
инфляции.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Инфляция
представляет собой колебания общего
уровняповышение цен
в сторону их повышения
и отражается в избытке денег в
обращении, который ведет к их обесцениванию
и росту цен на товары и услуги.,
снижению покупательской
способности.
Основными
причинами инфляции являются;
:
Также в зависимости от причины выделяют инфляцию спроса, проявляющуюся в увеличении денежного предложения в результате выпуска в обращения дополнительной денежной массы, и инфляцию издержек, которая является ответной реакцией на рост издержек производителей, проявляющейся в росте цен, сокращении доходов населения, необходимости индексировать заработную плату и еще большем увеличении цен.
По скорости
инфляции выделяют ползучую, галопирующую,
и гиперинфляцию
и супергиперинфляцию. Так же различают
скрытую инфляцию, которая имеет место
при контроле государства над ценами и
заработными платами и проявляется в дефиците
товаров, и открытую, которая выступает
в качестве роста цен на товары и услуги
при отсутствии спада производства.
Основными социально-экономическими последствиями являются снижение реальных доходов населения, перераспределение национального дохода и имущества в стране, обесценивание вкладов и сбережений, замедление темпов экономической активности, рост государственного дефицита и др.
Уровни
инфляции измеряют с помощью индексов
цен, наиболее распространенными из которых
являются индекс потребительских цен
и дефлятор ВВП. Однако данные показатели
уровня инфляции не отражают объективную
картину ввиду недостатков методики расчета,
дифференциации населения по уровню дохода
и различиям в структуре потребительской
корзины.
В условиях Республики Беларусь развитие инфляционных процессов обусловлено неэффективным функционированием реального сектора экономики в целом и промышленности в частности. Для финансирования его текущей деятельности необходима регулярная поддержка со стороны монетарных властей
Экономическая
ситуация в Беларуси характеризуется
прогрессирующей инфляцией, которая к
концу года может перейти в разряд гиперинфляции.
Основными причинами инфляции в Беларуси
являются дефицит государственного бюджета,
ограничение конкуренции, долларизация
экономики, Мировой кризис, недостатки
структуры национальной экономики
и др. , падение курса национальной
валюты по отношению к валютам других
стран, инфляционно-девальвационные ожидания
населения, производителей и торговых
организаций, структурные диспропорции
в экономике страны, невысокие темпы роста
тарифов на платные услуги для населения,
в частности услуги
жилищно-коммунального хозяйства,
диспаритет цен между Беларусью и Российской
Федерацией и другие.
Основными направлениями антиинфляционной
политики нав 2012 г. станут
были ограничение эмиссии белорусских
денег, роста заработной платы и политика
«дорогих» белорусских денег. Белорусская
антиинфляционная политика является градуированной.
Для борьбы с инфляцией был принят
Указ Президента Республики Беларусь
№419 от 25 сентября 2012 года «Об утверждении
основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2013 год»,
согласно которому антиинфляционная политика
в Республике Беларусь
должна проводиться
с помощью инструментов денежно-кредитной
политики. Одной из основных целей денежно-кредитной
политики в 2013 году было
снижение инфляции с
помощью монетарных
инструментов: ставка
рефинансирования, нормативы
обязательных резервов,
регулирование денежной
массы и т.д. В 2014 году
так же была принята
Программа деятельности
Правительства Республики
Беларусь на 2015 год,
в которой рассматривались
механизмы борьбы с
инфляцией
Для эффективной
борьбы с инфляцией рекомендуется уменьшить
поддержку убыточных госпредприятий,
отказаться от количественной оценки
эффективности предприятий, жестко ограничить
рост заработной платы, создать рыночную
инфраструктуру, либерализировать хозяйственную
жизнь, стимулировать предпринимательство,
привлекать сбережения и инвестиция, а
также установить нижний предел возможного
ослабления белорусского рубля для предотвращения
раскручивания инфляции.
К негативным последствиям инфляционных
процессов относятся снижение реальных
доходов населения, обесценение сбережений
населения, потеря у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров, ограничение
продажи сельскохозяйственных продуктов
в городе деревенскими производителями
в силу падения заинтересованности, в
ожидании повышения цен на продовольствие,
ухудшение условий жизни преимущественно
у представителей социальных групп с твердыми
доходами (пенсионеров, служащих, студентов,
доходы которых формируются за счет госбюджета).
В странах
с развитой рыночной экономикой инфляция
может рассматриваться в качестве неотъемлемого
элемента хозяйственного механизма. Однако
она не представляет серьезной угрозы,
поскольку там отработаны и достаточно
широко используются методы ограничения
и регулирования инфляционных процессов.
В последние годы в США, Японии, странах
Западной Европы преобладает тенденция
замедления темпов инфляции.
Управление
инфляцией представляет важнейшую проблему
денежно-кредитной и в целом экономической
политики. Необходимо учитывать при этом
многосложный, многофакторный характер
инфляции. В ее основе лежат не только
монетарные, но и другие факторы. При всей
значимости сокращения государственных
расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них – —
стабилизация и стимулирование производства,
совершенствование налоговой системы,
создание рыночной инфраструктуры, повышение
ответственности предприятий за результаты
хозяйственной деятельности, изменение
обменного курса рубля, проведение определенных
мер по регулированию цен и доходов.
Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь