Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:11, реферат
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей
Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3
Определение монополии …………………………………………………………………………. 4
Сущность и виды монополии …………………………………………………………......8
Антимонопольное регулирование……………………………………………………………. 22
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..31
Библиографический список …………
1) закрытая монополия.
Она защищена от конкуренции
с помощью юридических
2) открытая монополия.
В этом случае фирма не
Международные монополии
Особый вид монополии
– международные монополии. Экономической
основой возникновения и
Первая – транснациональные
монополии. Они национальны по капиталу
и контролю, но международны по сфере
своей деятельности. Например: американский
концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси»,
имеющие предприятия более чем
в 40 странах, активы за рубежом составляют
56% общей их суммы, объем продаж 68%,
прибыли 52%. Подавляющая часть
Вторая разновидность
– собственно международные монополии.
Особенность международных
Монополистическая конкуренция
Монополистическая
конкуренция – распространенный
тип рынка, наиболее близкий к
совершенной конкуренции. Возможность
для отдельной фирмы
Признаки монополистической конкуренции:
1) Фирм достаточно
много, чтобы доля каждой в
общем объеме рынка была
2) Почти невозможен
тайный сговор фирм по поводу
ограничения объемов
3) Как правило,
фирма строит свою политику
без учета реакции конкурентов,
На рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Каждый данный продукт может иметь разновидности. Дифференциация продукта проявляется в следующих формах:
1) различия по
качеству, т.е. по функциональным
параметрам и особенностям, материалам,
отдельным деталям, дизайну
2) различия по
условиям продажи и
3) различия по
размещению продукта и степени
его доступности к покупателям;
4) мнимые различия
продукта, созданные посредством
применения оригинальной
Степень контроля над
ценой ограничена относительно большим
числом фирм, участвующих в
Вступление в отрасль
с монополистической
Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. В ценовой конкуренции особое место занимают поиск и последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма.
Признаки монополистической
конкуренции в наиболее чистом виде
наблюдаются в розничной
Спрос на продукцию
фирм, действующих в условиях монополистической
конкуренции, не является абсолютно
эластичным, однако его эластичность
высока. Например, к монополистической
конкуренции можно отнести
Конкурентность таких
рынков также очень высокая, что
во многом объясняется легкостью
доступа на рынок новых фирм. Сравним
для примера рынок стальных труб
и рынок стиральных порошков. Первый
является примером олигополии, второй
– монополистической
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета и т.д.).
На рынках монополистической
конкуренции экономическая
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
Отсутствие экономической
прибыли лишает новые фирмы стимула
для вступления в отрасль, а старые
– для выхода из неё. Однако в
условиях монополистической конкуренции
стремление к безубыточности является
скорее тенденцией. В реальной жизни
фирмы могут получать экономическую
прибыль достаточно длительный период.
Это связано с дифференциацией
продукции. Некоторые виды продукции,
выпускаемые фирмами трудно воспроизвести.
В то же время барьеры для входа
в отрасль хоть и не высоки, но
всё же существуют. Например, чтобы
открыть парикмахерскую или заниматься
частной медицинской практикой,
надо иметь соответствующее
Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным?
С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными издержками: производство Q0 достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.
Более лоялен рынок
олигополии, которая может подразделяться
на два типа: олигополия первого
вида – это отрасли с совершенно
одинаковой продукцией и большим
размером предприятий. Олигополия второго
вида – положение, когда есть несколько
продавцов, продающих дифференцированные
товары. В таком случае существует
частичный контроль над ценами. рынок
монополистической конкуренции
с дифференциацией продукта предполагает,
что покупатель предпочитает товар
определенного вида: его привлекает
именно данный сорт, качество, упаковка,
торговая марка и т.п. Признаки такого
рынка: множество производителей, много
действительных или воображаемых различий
в продукции, очень слабый контроль
над ценами.
Монополия и эффективность
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам.
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1. Совершенная конкуренция
требует от каждого
2. Высокие барьеры,
которые существуют для входа
новых фирм в отрасль, дают
олигополиям и монополиям
3. Получение монопольной
прибыли за счет более высоких
цен является стимулом
4. Монополия стимулирует
конкуренцию, так как
5. В отдельных
случаях монополия
Антимонопольное регулирование
Негативные моменты
монополизма в экономике
Государственное антимонопольное
регулирование экономики