Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:11, реферат
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей
Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3
Определение монополии …………………………………………………………………………. 4
Сущность и виды монополии …………………………………………………………......8
Антимонопольное регулирование……………………………………………………………. 22
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..31
Библиографический список …………
1. Разработку и
принятие специального
2. Формирование системы
органов, осуществляющих
Корни антимонопольного
регулирования уходят в глубь
веков. Первым антимонопольным законом
общего характера, где впервые использовался
и термин «монополия», принято считать
конституцию о ценах императора
Зенона (483 г.). В ней говорилось: «Мы
приказываем, чтобы на одно лицо не
позволило себе осмелиться осуществлять
монополию на какой-либо вид одежды,
или на рыбу, или на какую-либо вещь,
служащую в качестве продовольствия
или предназначенную для
В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого:
а) запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике;
б) накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
в) запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
г) запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.
Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.
В экономической
и юридической литературе по антимонопольному
регулированию экономики
Американская модель
строится на принципе запрещения монополии
как структурной единицы
Европейская модель,
в отличие от американской, делает
упор на принцип контроля за злоупотреблениями.
Такой подход, называемый бихевиористским,
акцентирует внимание не на структуре
отрасли, а на поведении отдельных
хозяйствующих субъектов. В этой
модели используется правило разумного
подхода, которое провозглашает
незаконной не всякую монополию, а лишь
ту, социально-экономические
В последнее десятилетие
различия между этими двумя моделями
уменьшаются. При этом их сближение
идет в сторону европейской модели,
когда антимонопольное
Российская практика
антимонопольного регулирования тяготеет
больше к европейской модели. Это
находит выражение в содержании
российского антимонопольного законодательства,
а также в полномочиях и
практической деятельности федеральных
антимонопольных органов. Последние
включены в России в систему исполнительной
власти и используют главным образом
административно-
Начало антимонопольному
регулированию в России было положено
принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР
«О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках». Этот закон, подвергшийся
значительной переработке в 1995 году,
стал ярко выраженным рыночным актом
в российской правовой системе. В
целом же антимонопольное
Система антимонопольного
регулирования экономики
а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
б) виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;
г) определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Важнейший элемент
в системе антимонопольного регулирования
экономики в каждой стране – само
понятие монополиста как
Совершенствование
практики антимонопольного регулирования
в развитых странах проявилось в
последнее время при
Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Другой важнейший
элемент в системе
– изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
– навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
– принуждение к заключению «связанных контрактов»;
– нарушение установленного порядка ценообразования;
– создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
– установление монопольно высоких (низких) цен;
– необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.
Как один из видов
монополистической
Один из элементов
в любой системе
– распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
– ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара;
– некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
– продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков;
– получение, использование,
разглашение научно-
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования – совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:
– содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
– государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Этот орган вправе
давать хозяйствующим субъектам
обязательные для исполнения предписания
о прекращении нарушений
В западных странах
известны случаи принудительного роспуска
объединений, вынужденной продажи
активов для ограничения
МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.
Система антимонопольного
регулирования включает также и
меры ответственности за нарушения
антимонопольного законодательства. В
России это в основном меры административно-
В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные и государственные монополии.