Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:34, курсовая работа
Высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества, поэтому в качестве темы данной курсовой работы я выбрала следующую: «Бедность и социальная защита населения в современной России». Любые социально-экономические инициативы государства – идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья – должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.
Введение………………………………………………………………………………………..…….. 2
Бедность в современной России как основная социальная проблема……...………….4
Причины бедности в России……………………………………………….…………..…..4
Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России………………………………………………………………….…….8
Динамика статистических данных, характеризующих уровень бедности в России………………………………………………………………………………………..14
Социальная защита населения в России……………………………………………...……20
Основные способы борьбы с бедностью……………………………………………….20
Пути совершенствования государственной поддержки малообеспеченного населения………………………………….………………………………………….……..23
Заключение…………………………………………………….……………………………….……29
Список использованной литературы ……………
Таким образом, бедность возникает
из таких факторов как общий уровень
производства и производительность,
из структуры рынка труда и
ассоциируется с трудовыми
Понятие национальной безопасности прочно вошло в жизнь современного общества. Экономическая безопасность проявляется во всех прочих областях национальной безопасности, взаимодействует с ними, совмещает в себе их воздействие и является, таким образом, основой национальной безопасности.
С позиции процессов глобализации
следует различать внутреннюю и
внешнюю угрозу экономической безопасности
страны. Под внутренними угрозами
понимают неспособность страны к
самосохранению и саморазвитию, обусловленную
состоянием собственной экономики.
Здесь необходимо отметить, что если
зарубежные исследователи основное
внимание уделяют внешнеэкономической
безопасности государства, то современные
российские исследователи в рамках
проблемы экономической безопасности
преимущественно рассматривают
обеспечение внутренней безопасности.
В научной литературе и официальных
документах предлагаются различные
варианты набора экономических угроз
и опасностей. Однако низкий уровень
жизни населения, высокая степень
дифференциации его доходов и
значительный уровень бедности единодушно
называются в качестве значимой внутренней
угрозы экономической безопасности
России. Существует определенный набор
критических параметров, определяющих
экономическую безопасность государства,
нарушение которых приводит к
утрате его самостоятельности, и
в результате государство может
перестать существовать как таковое.
Эти критические параметры
Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономические потери страны от шокотерапевтических реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Реформы 90-х гг. значительно понизили дореформенный уровень жизни, явно ухудшили или осложнили важнейшие условия жизнедеятельности. Резко изменилась структура доходов, усилилась дифференциация населения по доходам и другим показателям жизненного уровня (потреблению, накоплению, собственности, обеспеченности предметами длительного пользования). Появились категории "новых богатых" - это ряд работников банков, совместных предприятий, коммерческих структур, участники теневого и криминального бизнеса и "новых бедных" - это работоспособные граждане, которые не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой. С момента начала экономических преобразований в стране размер личных доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации. Очевидным результатом проводимых реформ являлось увеличение коэффициента фондов, говорящее о динамичном процессе перераспределения материальных благ между различными группами населения (показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных). В 1991 г. значение этого коэффициента составляло 4,5 раза; в 1993 г. - уже в 11,2 раза. Однако, Росстат объявляет, что этот показатель в России в последние годы снижается. В 2009 году этот показатель был на уровне 16,7 раза, в 2010 году – 16,5 раза, по итогам 2011 года он составил 16,3 раза. Для сравнения: значение данного показателя в 2000 г. в США составило 15,7; в Германии - 6,9; в Италии - 11,7; в Швеции - 6,2; в Великобритании - 13,6; во Франции - 9,0 раз. Формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, однако степень социальной дифференциации российского общества слишком велика. В ходе реформ в России произошло не укрепление, а стремительное разрушение среднего класса, в основном за счет перехода в низкодоходные группы населения. Если еще в 1991 г. 60% населения, составлявших слой среднеобеспеченных, получили 57% совокупных денежных доходов, то сегодня менее 50%. При этом, если в 1991 г. 20% малообеспеченного населения получили почти 12% совокупного дохода общества, то на сегодняшний день - 5%.
Впервые бюджет прожиточного минимума был рассчитан в 1992 г. и отличался большой скудостью, прежде всего в составе продовольственной корзины. Хотя суточная калорийность питания соответствовала существующим стандартам, но достигалось это в основном за счет углеводов (хлеба, картофеля, круп). В Методических рекомендациях Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. продуктовый набор должен обеспечивать энергетическую ценность 2358-2720 ккал. Структура расходов БПМ выглядела следующим образом: на питание - 69,8%, на непродовольственные товары - 18,2%, на услуги - 7,4%, налоги и другие платежи - 4,6%. В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ" продуктовый набор был несколько улучшен и должен был обеспечивать энергетическую ценность 2360-2730 ккал. Структура расходов бюджета прожиточного минимума выглядела следующим образом: на питание - 44,0%, на непродовольственные товары - 20,6%, на услуги - 35,4. В марте 2006 г. Государственная Дума приняла Закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Структура расходов сегодняшнего бюджета прожиточного минимума выглядит следующим образом: на питание - 45,8%, на непродовольственные товары - 20,0%, на услуги - 34,2%. Несомненно, имеют место положительные тенденции в области нормативов потребления по продовольственной группе в сравнении с предыдущим законодательством. Однако нельзя не отметить, что большинство этих нормативов ниже рекомендованных Институтом питания РАМН. Так, в законе заложено потребление мяса на одного человека в год 31,5-37,2 кг (по различным группам населения), тогда как норматив Института питания - 78-80 кг. Предусматриваемая в законе калорийность суточного рациона составляет 2100-2700 ккал в среднем на человека, в то время как в промышленно развитых странах этот показатель равен 3300-3700 ккал (Германия, США, Франция). Как и прежде, бюджет прожиточного минимума отличается крайней скудостью и в разрезе непродовольственных товаров. Например, 1 бюстгальтер на 3 года положен россиянке по новым нормам потребительской корзины, 3 предмета "верхней пальтовой группы" положено носить 7,5 года, 2 пары обуви - 1 год, 1 костюм и 1 юбку - 5 лет, 1 брюки - 4 года.
Считается, что рациональный
потребительский бюджет, который
отражает уровень и структуру
потребностей населения, необходимых
для полного удовлетворения разумных
потребностей человека, соответствует
высокому достатку семьи, а минимальный
потребительский бюджет приближает
ее к среднему уровню. Действующая
минимальная потребительская
Сегодня, по официальным данным, бедными считаются около 13% населения страны. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что значительная часть населения имеет среднедушевые доходы, лишь немного превышающие порог бедности. В. Бобков, опираясь на систему потребительских бюджетов, разделил все население страны на четыре социальные группы. При этом, по его мнению, доля бедных составляет сегодня 13,4%, а малообеспеченных - 28,4%. По стандартам Западной Европы критерием бедности считается доход, составляющий среднедушевого по стране. Например, французский минимум для определения малоимущих на этот год определяется цифрой в 650 евро. Если по российским меркам бедными считаются 13% населения, то по европейским - более 60%. Для сравнения: бедные в Японии составляют 4% населения, в Германии - 9,1%, в США - 11,7%.
Еще одним критерием бедности
является структура потребительских
расходов. Треть расходов на питание
тратят крайне бедные семьи, а если
на питание расходуется 50%, то это
свидетельствует о крайней
До 90-х гг. в России к
числу бедных относился довольно
узкий круг лиц, имеющих определенные
демографические
Несомненную опасность для
общества представляет тот факт, что
наибольшую долю в структуре бедных
домохозяйств занимают полные семьи
с 1-2 детьми. Рождение ребенка, сопряженное
со значительными финансовыми
Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. В обществе зреет протест против проводимой социально-экономической политики. Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в результате улучшения экономической ситуации в стране, роста реальных доходов населения наблюдается снижение числа выступлений трудящихся за свои права, что свидетельствует о возрастающей социальной стабильности общества. Однако, по данным опроса, проведенного социологами из "Левада-центра", 28% россиян признались, что считают возможными массовые выступления в защиту прав в своем городе или районе. Пять лет назад таких признаний было в два раза меньше - 15%. Вызванное недостаточно продуманными способами реформирования экономики падение уровня жизни в последние годы стало едва ли не главным препятствием к осуществлению необходимых реформ и обеспечению высоких темпов экономического роста. Социальные противоречия в обществе на сегодняшний день еще не приняли острой и открытой формы благодаря двум группам факторов: компенсирующему эффекту ряда институциональных нововведений и силе социальной инерции, позволяющей в течение определенного времени избегать открытого кризиса системы.
Таким образом, регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено прежде всего на преодоление бедности, которая приняла массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить прежде всего из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования - государственный бюджет. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После пятнадцати лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Однако эффективность экономических реформ и обеспечение на их основе экономического роста возможны только тогда, когда параллельно с ними формируется динамичная и гибкая социальная структура. В работах современных отечественных и зарубежных экономистов преобладает мнение, что основным признаком такой структуры является рост, расширение среднего класса, средних слоев [11].
Официальные статистические
оценки уровня бедности в России производятся
Росстатом с 1992 года. Система оценок
уровня и динамики бедности охватывает
показатели по населению в целом
и по отдельным социально-
Уровень благосостояния населения, с которым соотносится величина прожиточного минимума, оценивается как показатель денежных средств, полученных населением (среднедушевые денежные доходы населения), и как совокупный показатель располагаемых ресурсов, включающих не только денежные средства, но и оценку стоимости натуральных поступлений (располагаемые ресурсы домашних хозяйств).
Информация о работе Бедность и социальная защита населения в современной России