Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:34, курсовая работа
Высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества, поэтому в качестве темы данной курсовой работы я выбрала следующую: «Бедность и социальная защита населения в современной России». Любые социально-экономические инициативы государства – идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья – должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.
Введение………………………………………………………………………………………..…….. 2
Бедность в современной России как основная социальная проблема……...………….4
Причины бедности в России……………………………………………….…………..…..4
Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России………………………………………………………………….…….8
Динамика статистических данных, характеризующих уровень бедности в России………………………………………………………………………………………..14
Социальная защита населения в России……………………………………………...……20
Основные способы борьбы с бедностью……………………………………………….20
Пути совершенствования государственной поддержки малообеспеченного населения………………………………….………………………………………….……..23
Заключение…………………………………………………….……………………………….……29
Список использованной литературы ……………
2. Создание условий для
самостоятельного выхода из
Меры институционального
регулирования занятости в
- детальную проработку
механизмов практической
- либерализацию отношений
найма и увольнения работников.
Следует изменить концепцию
Сокращение численности
низкооплачиваемых работников является
главным приоритетом в
Следует более четко разграничить два направления активной социальной политики: общественные работы и создание временных рабочих мест, которые должны быть ориентированы на разные категории безработных. Как показывает опыт многих стран, общественные работы организуются на достаточно продолжительный период времени и участвовать в них предлагают преимущественно длительно безработным, в значительной мере утратившим квалификацию и навыки регулярной трудовой деятельности. Доля трудоустраивающихся по окончании общественных работ невелика в силу специфики контингента. Временные рабочие места организуются для лиц, недавно лишившихся работы, и для молодежи, впервые выходящей на рынок труда. Как показывает практика, они являются достаточно эффективным "мостом" к последующей постоянной занятости.
Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.
Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала, либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.
Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума.
Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.
Надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.
Комплексная методология
снижения уровня бедности должна включать
конкретизацию цели, анализ ситуации
с бедностью в контексте
Рассмотрим рекомендации по содействию формированию в России системы социальной защиты, предполагающей, что приоритетной группой участников являются бедные слои населения, для которых ресурсы, получаемые через систему социальной поддержки, являются значимыми, способствуют развитию семейных стратегий самообеспечения и препятствуют маргинализации тех, кто включен в программы государственной адресной социальной помощи.
В работе по повышению эффективности программ предоставления социальной помощи бедному населению руководство большинства регионов России существует ряд серьезных трудностей:
Во-первых, причины, по которым система социальной защиты оказывает несущественное влияние на снижение уровня бедности, в значительной степени были унаследованы из прошлого. Еще в советский период большинство социальных программ было направлено на поддержку отдельных категорий населения, независимо от уровня доходной и имущественной обеспеченности. В период становления рыночных отношений социальная защита развивалась в режиме быстрого реагирования на острые социальные и политические проблемы, расширяя число участников социальных программ без гарантий адекватного финансирования;
Во-вторых, бюджетная и административная реформа в 2005 году существенно изменила дизайн и порядок финансирования большинства нестраховых пособий для населения, монетизировав часть льгот. В результате это привело к увеличению расходов на компенсационные выплаты и денежные пособия за счет средств консолидированного бюджета регионов, при сохранении высокого уровня расходов на поддержку отдельных категорий населения;
В-третьих, высокая распространенность неформальной занятости существенно снижает эффективность процедур контроля доходов населения, что приводит, с одной стороны, к широкому включению небедных слоев населения в программы, ориентированные на поддержку населения с доходами ниже прожиточного минимума, с другой стороны, закрытости данных программ для отдельных категорий бедного населения, не способного преодолеть определенные законодательные и административные барьеры.
Для того, чтобы в рамках системы социальной защиты увеличить долю ресурсов, выплачиваемых непосредственно бедным, следует [5]:
1. Достигнуть общественного консенсуса и четко определить, что приоритетной группой программ социальной защиты являются малоимущие, а цель адресных программ заключается в снижении уровня и глубины бедности. В экономических и политических кругах существует мнение о том, что действующие программы, в которых право на участие устанавливалось на основе оценки доходов, реализуются для обеспечения защиты малоимущих граждан. Однако, в России этот не совсем так. Небедные получатели могут законным образом стать участниками многих социальных программ. Региональные программы государственной социальной помощи предоставляют помощь по принципу «трудной жизненной ситуации», часто без оценки доходов. И, наконец, программа жилищных субсидий предусматривает предоставление помощи, «если жилищные и коммунальные расходы, рассчитанные исходя из региональных норм, на основе которых производится расчет суммы субсидии, превышают максимально допустимую долю жилищно-коммунальных расходов в общем бюджете домохозяйства». Данная формулировка подразумевает то, что и по закону немалоимущие домохозяйства имеют право на получение пособия. Такая политика, допускающая создание программ для немалоимущих граждан, значительно уменьшает объем средств, которые выплачиваются действительно малоимущим гражданам.
2. Разработать и внедрить
в практику администрирования
адресных программ для бедных
системы показателей
3. Изменить направление
бюджетных расходов в рамках
программ социальной помощи: от
программ, созданных для обеспечения
социальной защиты
4. Изменить дизайн действующих
программ для бедных. Можно рассматривать
два сценария реализации
Первый вариант предполагает следующее совершенствование законодательства, администрирования и организации программ:
В программе детских пособий:
В программе жилищных субсидий:
Информация о работе Бедность и социальная защита населения в современной России