Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:17, курсовая работа
Сфера труда – важная, многоплановая область экономической и социальной общественной жизни. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основную структуру, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Осуществляемый в России в настоящее время постепенный переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Безработица как социально-экономические явление……………………6
1.1. Понятие безработицы и занятости………………………………………….6
1.2. Основные виды безработицы………………………………………………..9
1.3. Причины безработицы……………………………………………………...12
2. Проблемы безработицы в Российской Федерации……………………...15
2.1. Анализ рынка труда Российской Федерации……………………………..15
Основные проблемы по безработице в Российской Федерации………..19
Социально-экономические последствия безработицы…………………..22
3. Пути снижения безработицы и регулирование занятости в
Российской Федерации………………………………………………………...25
3.1. Пути регулирования безработицы в Российской Федерации…………....25
3.2. Профессиональное обучение и переподготовка безработных…………..29
3.3.Система защиты от безработицы в Российской Федерации……………..31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованных источников………………………………………..36
2) отставание реально
3) неравномерное распределение
издержек безработицы среди
Наиболее серьезное следствие безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП (Внутренний Валовой Продукт) от ВВП потенциального на 2,5 % [17]. Если предположить, что уровень безработицы в экономике
составляет 8 %, тогда как естественный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.
Рассмотри социальные последствия безработицы [13]:
1) потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга;
2) деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться;
3) упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека;
4) чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний;
5) общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.
Проведение различных программ в регулировании безработицы предполагает конкретные действия государства: сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы; создание новых рабочих мест и организацию общественных работ (например, в области инфраструктуры — для постройки дорог); ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и т. п. Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие.
Рассмотрев социально-экономические последствия безработицы, можно сделать вывод, что серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. В настоящее время эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике, которая в свою очередь связана с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой [14].
В начале нашего столетия в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.
Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Это подразумевает то, что российские средства информации должны быть заполнены объявлениями, в которых на работу приглашаются, например, бухгалтеры. На это предложение охотно откликнулись бы инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.
Но инженеры не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения
такой задачи приходится использовать много различных мер:
1) создание условий для роста спроса на товары: спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят большой спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышение доходов граждан рост спроса на товары рост производства пользующихся спросом товаров рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.
Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
- поддержка и поощрение
- поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги – рост производства и занятости для россиян;
2) создание условий для сокращения предложения труда: очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.
Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат;
3) создание условий для роста самозанятости: смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.
Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.
В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача – помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям. А в идеале – и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму;
4) реализация программ поддержки молодых работников: тяжелее всего безработица ударяет по пожилым ( их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
- экономическое стимулирование
молодежной занятости ( например, предоставление
определенных налоговых льгот
фирмам. В штате которых молодые
работники составляют
- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Рассмотрев и дав оценку путям регулирования безработицы в Росси, можно сделать вывод, что списки программ сокращение безработицы можно продолжать разрабатывать еще долго – в разных странах их придумано немало. Важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России.
3.2. Профессиональное обучение и переподготовка безработных
Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются за счёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях [14].
Большим минусом является то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.
Таким образом, делаем вывод, что профессиональная подготовка и переподготовка безработных – это одно из важных и продуктивных направлений активной политики государства по борьбе с безработицей. В виду того, что данная политика является не до конца разработанной, она имеет ряд недостатков и минусов.
3.3. Система защиты от безработицы в Российской Федерации
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.
Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости – ГСЗ [24].
Информация о работе Безработица-виды и социально-экономические последствия