Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных
явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ 3
ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ 7
ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 8
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 12
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 14
БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 18
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по эконом.теории.docx

— 63.52 Кб (Скачать файл)

Неудивительно, что российская безработица носит застойный  характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии  безработицы - один год и более. В  ноябре 2006 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года - 38,5%). Доля застойной  безработицы среди сельских жителей  существенно выше - составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год  на 0,2%. А вот среди безработных  городских жителей доля застойной  безработицы в ноябре увеличилась  на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе  и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в  безработном состоянии.

Тревожной тенденцией является и уменьшение среднего возраста безработных, который всего за три месяца снизился с 34,5 до 34,1 года, занятого населения - 39,6 года. Среди безработных возросла доля молодежи до 25 лет - с 30,2% до 31,1%. Зато занятой молодежи стало меньше - уже не 12,2%, как в августе, а  всего 11,2%.

Пути решения  проблемы безработицы

Правительственная программа  содействия занятости должна опираться  на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в  содействии полной, продуктивной и  свободно избранной занятости путем  обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания  массовой долгосрочной безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать  принцип достижения и поддержания  эффективной занятости, допускающий  безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим  потенциалом, структурой хозяйства  и ресурсообеспеченностью [2].

Наличие определенного числа  граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать  как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих  мест. Минимизация социально-допустимого  уровня безработицы зависит от действенности  организационно-экономического механизма  регулирования рынка труда, а  также его основных звеньев - рынка  рабочих мест, формирующего спрос  на рабочую силу, и рынка рабочей  силы, формирующего спрос на рабочие  места.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании  с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы [14].

Можно выделить следующие  государственные задачи в этой сфере:

- обеспечение правовых, экономических  и организационных условий для  создания и сохранения рабочих  мест, развития кадрового потенциала  в различных отраслях экономики  и регионах Российской Федерации;

- регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной  структуры занятости населения;

- повышение качества создаваемых  рабочих мест;

- развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- создание благоприятных  условий для повышения уровня  жизни за счет стимулирования  трудовой активности населения,  усиления роли и ответственности  участников социально-трудовых отношений  в сфере занятости населения;

- предотвращение роста  неполной занятости и массовой  безработицы.

Реализуемая политика занятости  становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости  населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают  финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций  собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку [2].

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы  является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив  ее, невозможно наладить эффективную  экономическую деятельность.

Безработица - явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. В настоящее время  уровень безработицы в нашей  стране 7%, но официальные данные, к  сожалению, не отражают истинного положения  в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы  в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование  значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный  бизнес (проституция, наркотики и  т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

Если до недавнего времени  правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и  занятости населения, то в настоящее  время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются  различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

- программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

- программы, направленные  на подготовку и переподготовку  рабочей силы;

- программы содействия  найму рабочей силы;

- программы по социальному  страхованию безработицы [13].

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Список использованных источников

1. «Российская бизнес-газета»  - № 10, 2007.

2. «Российская газета»  - № 60, с.5, 2007.

3. «Социально- политический  журнал» - №1, с. 63, 2006.

4. «Человек и труд»  - №1, с. 37-46, 2004.

5. Бестужев-Лада И.В. «Безработица? Не может быть!» - М.: Знание, 2001.

6. Бородянский Э., Кузьмин  В. «Реальный путь противодействия  безработице»- «Человек и труд»  - №9, 2000.

7. Бузгалин А.В. «Переходная  экономика» - М.: Таурус, 2002.

8. Булатов А.С. «Экономика»  - М.: Экономист, 2003.

9. Ведяпин В.И. «Общая  экономическая теория» - М., 2004.

10. Душанин Т.Н. «Экономика  переходного периода» - М.: ИМПЭ, 2001.

11. Камаев В.Д. «Основы  экономической теории» - М.: Владос, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица