Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности безработица .Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:1. Дать определение понятию безработица;
2. Выявить причины данной проблемы;3.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы;
4. Выявить методы снижения уровня безработицы.Предметом изучения являются сущность безработицы и ее последствия.
Объектом изучения являются методы по снижению уровня безработицы и тенденции их развития. Глава 1. Теоретические аспекты безработицы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Показатели уровня безработицы и ее виды
Глава 2. Причины безработицы
2.1. Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ
2.2. Современное представление причин безработицы
Глава 3. Социально-экономические последствия безработицы
3.1.Социальные последствия
3.2. Экономические последствия
Глава 4 .Методы снижения уровня безработицы в России
Глава 5. Безработица в Ханты - Мансийском автономном округе5.1. Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости5.2. Состав безработных
5.3. Период регистрируемой безработицы Введение
Наиболее актуальные
вопросы минимизации уровня безработицы
рассматриваются при разработке
концепции действий на российском рынке
труда с 2007 по 2010 год специалистами
департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития
России. Этот документ обсуждался на заседании
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Разрабатываемая концепция
включает в себя варианты решения
наиболее важных проблем на рынке
труда.
Первая из них - дисбаланс
спроса на рабочую силу. Так как структура
профобразования смещена в сторону высшей
школы, хотя рынок нуждается в большем
количестве квалифицированных рабочих
и специалистов со среднетехническим
образованием. Концепция предлагает ежегодно
формировать государственные заказы,
финансируя за счет бюджета подготовку
определенного количества специалистов
нужных профессий. По словам министра
образования и науки РФ Андрея Фурсенко,
количество бюджетных мест в вузах будет
сокращаться за счет невостребованных
специальностей.
Что касается платных
учебных заведений, то им предлагается
напрямую сотрудничать с работодателями.
Вторая проблема
- крайне неравномерная "география"
распределения трудовых ресурсов. По
данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных
россиян живут и работают в Центральном
федеральном округе. Только в 2004 году в
Москву и область перебрались более 80,9
тысячи человек. В то же время районам
Сибири и Дальнего Востока "прощай"
сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте
концепции большое внимание уделено привлечению
трудовых ресурсов - в основном молодых
людей, только получивших диплом, - в отдаленные
регионы страны, традиционно нуждающиеся
в рабочих руках. "Заманить" туда
работников предлагается через решение
жилищной проблемы - оплачивать им проценты
по ипотечным кредитам - за счет государства,
гасить часть суммы кредита - за счет работодателя.
А пока молодые люди будут копить на первоначальный
взнос, они будут жить в специально построенных
комфортных общежитиях.
Третий важный вопрос
- обеспечение работникам дополнительной
социальной поддержки в случае увольнения.
Проектом предусмотрено появление совершенно
новой для России системы - добровольного
социального страхования на случай потери
работы. Страховым случаем при этом может
быть расторжение трудового договора
по причине ликвидации предприятия, сокращения
штата и даже увольнения по собственному
желанию.
Согласно концепции,
должно полностью измениться отношение
к пособию по безработице, механизм
выплаты которого должен стимулировать
к активному поиску работы. В поисках
дополнительного резерва рабочих рук
авторы концепции обратили взоры на такие
группы безработных, как выпускники школ,
не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды,
люди предпенсионного возраста и даже
матери, воспитывающие инвалидов. Для
них планируется предложить программы
обучения востребованным профессиям.
4 аспект - корректировка
механизма квотирования
5 вариант. Данный
подход предлагает отказаться
от единой тарифной сетки и
перейти к отраслевым системам оплаты
труда, разрешить региональным властям
устанавливать ставки пособий по безработице,
дать регионам побольше свободы. Предлагается
также установить федеральный максимум
и минимум пособий и разрешить региональным
властям самим устанавливать ставки пособий.
В рамках данной концепции
предусмотрен ряд мероприятий, способствующих
ее реализации:
1. повышение уровня
оплаты труда,
2. переход на новые
отраслевые системы оплаты
3. регулирования
трудовой миграции,
4. усиление ответственности
работодателей за несоблюдение трудового
законодательства,
5. повышение эффективности
функционирования систем
Применение части
приведенных способов минимизации
безработицы и рост доверия безработных
к государственным службам занятости
позволили снизить уровень безработицы
в последние три года. Дальнейшее следование
рекомендациям возможное применение положений
разрабатываемой концепции действий на
российском рынке труда на ближайшие пять
лет
специалистами департамента
трудовых отношений Минздравсоцразвития
России будут способствовать дальнейшему
падению уровня безработицы, росту
благосостояния населения, экономическому
развитию страны.
Глава 5. Безработица
в Ханты- Мансийском автономном округе
5.1. Численность и
социально-демографический
Численность экономически
активного населения по данным на
1 января 2008 года по автономному округу
составила 916,0 тыс. человек или 61,5% общей
численности населения автономного округа
(2006 год 875,8 тыс. человек или 58,8%).
В 2007 году численность
граждан, обратившихся в органы службы
занятости автономного округа за
предоставлением
Рост числа обратившихся
отмечался в 4-х территориях: в
г. Ханты-Мансийске - на 34,1%, г. Сургуте -
на 6,0%, Сургутском районе - на 2,8%), г. Нефтеюганске
- на 1,0%.
Среднемесячный поток
граждан, обратившихся за содействием
в поиске подходящей работы, зарегистрирован
в 2007 году на уровне 4,3 тыс. человек (2006
год - 4,7 тыс. человек).
Граждане, обратившиеся
в 2007 году в органы службы занятости
населения автономного округа за содействием
в поиске подходящей работы (51138 человек),
распределились следующим образом:
- 34723 человека, или
67,9% - незанятые граждане (2006 год-78,5%);
- 14687 человека, или
28,7% - учащиеся, желающие работать
в свободное от учебы время (2006 год -
20,8%)
- 27547 человека, или
53,9% - женщины (2006 год -55,5%);
-30643 человека, или
59,9% - молодежь в возрасте 14-29 лет,
из них 16197 человек, или 31,7% -
несовершеннолетние в возрасте 14-17
лет (2006 год - 25,3%).
На 31 декабря 2007 года
численность зарегистрированных безработных
составила 11293 человека и снизилась
по сравнению с аналогичной датой
прошлого года на 5632 человека, или на
33,3% (на 31 декабря 2006 года - 16925 человек).
В 2007 году снижение численности
зарегистрированных на дату безработных
произошло практически во всех территориях
округа. Наиболее значительное наблюдалось
в г. Мегионе - на 49,2%, г. Нефтеюганске - на
47,9%, г. Нягани - на 46,7%, г. Радужном - на 46,4%,
г. Когалыме - на 45,0%, г. Урае - на 41,3%, Октябрьском
районе - на 39,5%, Кондинском районе -на 36,8%.
Среднемесячный отток
безработных в 2007 году составил 2709 человек,
приток - 2240 человек в месяц, отток
компенсировал приток на 120,9%. В 2006 году
отток безработных
В 2007 году снято с
учета безработных (по различным
причинам) 32508 человек, или 74,2% от их общего
числа, в 2006 году - 37544 человека, или 68,9%.
Доля снятых с учета безработных в 2007 году
выше, чем в предыдущем на 5,3 п.п. Наибольшие
доли в числе снятых с учета безработных
принадлежали трудоустроенным безработным
- 37,2% (2006 год - 37,9%) и безработным, снятым
с учета по другим причинам, - 53,4% (2006 год-
55,7%). Наиболее распространенной причиной
снятия с учета «по другим причинам» является
длительная (более месяца) неявка безработного
в центр занятости. Кроме того, «другими
причинами» снятия с учета являются отказ
безработного от услуг центра занятости,
переезд безработного в другую местность,
попытка получения либо получение пособия
по безработице обманным путем, осуждение
к наказанию в виде лишения свободы и другие.
5.2. Состав безработных
По состоянию на
31 декабря 2007 года наибольший удельный
вес среди зарегистрированных безработных
занимали безработные, уволенные по
собственному желанию, - 30,9% (на 31 декабря
2006 года - 29,5%) и безработные, уволенные
по другим причинам, - 55,8% (на 31 декабря
2006 года - 58,2%).
Среди «других причин»
незанятости: увольнение за нарушение
трудовой дисциплины и другие виновные
действия, увольнение с военной службы,
освобождение из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, прекращение
трудового договора по соглашению сторон,
прекращение трудового договора вследствие
состояния здоровья в соответствии с медицинским
заключением, расторжение трудового договора
в случае несоответствия работника занимаемой
должности или выполняемой работе и другие.
По уровню образования
безработные граждане, состоящие
на учете на 31 декабря 2007 года, распределились
следующим образом:
- 11,3% безработных
имели высшее профессиональное
образование (на 31 декабря 2006 года
- 9,7%);
- 16,8% - безработные
со средним профессиональным
образованием (на 31 декабря 2006 года-
16,5%);
- 14,7% - безработные
с начальным профессиональным
образованием (на 31 декабря 2006 года
- 15,5%);
- 57,2% безработных
не имеют профессионального
В разрезе муниципальных
образований округа наибольший удельный
вес безработных, не имеющих профессионального
образования, зарегистрирован в
Березовском районе -78,3%, Нижневартовском
районе - 77,5%, Кондинском районе- 71,0%, Октябрьском
районе - 67,8%, Белоярском районе -67,5%, г.
Радужном - 63,7%), г. Пыть-Яхе - 57,9%.
Что касается половозрастного
признака, то дела обстоят следующим
образом: на 31 декабря 2007 года 61,1 % от числа
безработных составляли женщины, 38,9%
- мужчины.
По состоянию на
31 декабря 2007 года 31,3% от общего числа
безработных - это родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
По сравнению с аналогичной датой
прошлого года их доля снизилась на
2,4 п.п. (на 31 декабря 2006 года - 33,7%), из них
6,1% - одинокие и 7,1% - многодетные родители.
Численность инвалидов,
состоящих на учете в 2007 году со статусом
безработного (с учетом переходящих
на начало года) составила 2806 человек
Довольно многочисленную
группу среди безработных составляют
граждане, имеющие длительный (более года)
перерыв в работе - 34,9% и впервые ищущие
работу (ранее не работавшие) - 15,7%.
5.3.Период регистрируемой
безработицы
По состоянию на
31 декабря 2007 года средняя продолжительность
регистрируемой безработицы составила
по округу 5,7 месяцев и снизилась относительно
прошлого года на 0,2 п.п.
Стабильно высоким
этот показатель наблюдается в Октябрьском
районе - 10,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года
-11,6 месяцев), Ханты-Мансийском районе
- 8,2 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,3 месяцев),
Кондинском районе - 7,8 месяцев (на 31 декабря
2006 года - 7,7 месяцев), Березовском районе
- 7,5 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,1 месяцев),
Белоярском районе - 6,9 месяцев (на 31 декабря
2006 года -6,3 месяцев), Сургутском районе
- 6,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,3 месяцев).
По периодам продолжительности
безработицы безработные
до 4-х месяцев (краткосрочная
безработица) состояли на учете 6939 человек,
или 61,4% от числа безработных, зарегистрированных
на 31 декабря 2007 года (на 31 декабря 2006 года
- 57,5%);
от 4-х месяцев
до 1 года (застойная безработица) состояли
на учете 3143 человека, или 27,8% (на 31 декабря
2006 года -30,1%);
более 1 года (хроническая
безработица) - 1211 человек, или 10,7%о (на
31 декабря 2006 года- 12,4%).
Среди безработных,
состоящих на учете более года,
доля молодежи в возрасте 16-29 лет
составила 20,1% (на 31 декабря 2006 года - 29,3%),
доля женщин - 54,4% (на 31 декабря 2006 года
- 60,2%), инвалидов - 9,2% (на 31 декабря 2006 года
-7,8%), жителей сельской местности - 54,3% (на
31 декабря 2006 года-50,1%).
Анализируя вышеизложенное,
можно сделать вывод, что в
целом ситуация на рынке труда автономного
округа в отчетном периоде характеризовалась
положительными тенденциями:
· снижением числа
обращений в органы службы занятости
населения;
· снижением численности
зарегистрированных безработных;
· снижением уровня
регистрируемой безработицы;
· увеличением количества
заявленных предприятиями и организациями
в органы службы занятости населения
вакансий и снижением коэффициента
напряженности на регулируемом рынке
труда;
· увеличением процента
трудоустройства обратившихся в
поиске подходящей работы.
Глава 6.Безработица
в условиях финансового кризиса
В условиях мирового
финансового кризиса
Информация о работе Безработица: ее причины и социально - экономические последствия