Безработица в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в подборе, анализе и закрепление изученного материала для более адекватного его понимания. Мне, как будущему специалисту и гражданину, необходимо знать процессы безработицы протекающие в нашей стране и присущие им признаки, а также иметь понятие о государственной политике в этой области.
Предметом работы является изучение процесса безработицы, который имеет гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического развития. Безработица-это практически неискоренимое явление во всех странах мира.

Содержание

Введение
3
1 Экономическая природа безработицы
5
1.1 Понятие безработицы и причины ее образования
5
1.2 Типы безработицы и ее показатели
6
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
14
2 Безработица в современной России
16
2.1 Особенности безработицы в современной России
16
2.2 Возможные пути снижения безработицы
19

Заключение
25
Список использованных источников
26
Приложение А
27

Вложенные файлы: 1 файл

эт первый курс.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Здесь перечислены  далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных  безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.

Первая  группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.

Вторая  группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

Третья  группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. [ 6.C.7]

Как видно из таблицы (Приложение 1) общая численность экономически активного населения России за период с 1995 года по 2007 год не имела тенденций резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной.

Самый высокий  уровень безработицы в нашей  стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный  статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в  РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел. Увеличившись в 1996 году еще на 179 тыс. человек безработица стала сокращаться, и этот процесс продлился достаточно долгий период времени с 1996 года до конца 2000 года.

Основная причина  снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и мела тенденции к росту. Как видно из данных таблицы наиболее чувствительно к изменениям в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин. 

        В таблице  (приложение 2) наглядно и достаточно ярко отображена структура безработицы.  Из данных таблицы можно сделать однозначный вывод о том, что безработице больше всего подвержены люди в возрасте от 30 до 40 лет. Также  следует отметить, что процентное количество безработных в возрасте от 20 до 40 лет колеблется в пределах от 10 до 15 процентов, при этом эти показатели стабильны на протяжении с 1995 по 2007 год. Наименьший же процент безработицы имеют возрастную группу от 45 до 72 лет. В большей степени это связано с низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью в России. Наглядно показано, что процент безработных женщин гораздо выше, чем безработных мужчин. Эта тенденция также прослеживается на всем периоде с 1995 по 2007 год.

  2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения. По оперативным  данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008  года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г.  На  8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых  ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

При этом нельзя забывать о том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя.В рамках прогноза макроэкономического развития страны замминистра экономики Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные данные: рост безработицы в России может достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей, потерявших работу в связи с кризисом, достигнет 5,4 млн. человек . [9]

            

                  2.2 Возможные пути снижения безработицы

 

Последствия безработицы  негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации предпринимательской деятельности[7.С.14].

Постановлением  Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и  дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости  безработным в организации  самостоятельной занятости».

В настоящее  время безработный, изъявивший желание  начать собственное дело, имеет право  на бесплатное обучение основам предпринимательской  деятельности, получение субсидии и  ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой

 Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание  условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики[4.С.54].

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что  все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать  государство, чтобы проблема безработицы  не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий  характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников;
  • бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
  • снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации;
  • предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных  вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительно сократить  количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной  промышленности. Процесс конверсии  обладает большим потенциалом для  увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

      В   отношении  безработицы   государство  располагает   тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в   сфере  занятости.

Функция  социальной  политики    состоит в оказании  помощи  безработным   с  целью  поддержания  их  жизненного  уровня.

Информация о работе Безработица в современной России