Безработица и её виды. Особенности безработицы в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы. Ведь, по мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
Цель данной работы выяснить основные проблемы безработицы, объяснить методы ее регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Экономическое содержание понятия безработица…………………...6
1.1. Рынок труда и безработица…………………………………….….....6
1.2. Виды безработицы…………………………………………………....8
1.3. Последствия безработицы как социально-экономического явления…………………………………………………………………………11
2. Анализ состояние безработицы в Республике Беларусь..…………..14.
3. Мероприятия, разрабатываемые государством для снижения безработицы ………………………………………...........................................
Заключение…………………………………………………………….....33
Список используемой литературы……………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Безработица.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

1. трансформация экономической системы; диспропорции в развитии системы образования, которая остается по преимуществу ориентированной на трудоресурсоемкое производство; и на рынке труда в частности.

2. сохранение тенденции нарастания предложения рабочей силы;

Возможность расширения спроса на рабочую силу за счет создания новых рабочих мест в Беларуси имеет свои особенности. С одной стороны, структура экономики республики (в частности, производственной сферы) давно сформирована. В этих условиях ждать существенного расширения отдельных отраслей, ввода в строй крупных производственных объектов, которые привлекут свободную рабочую силу, излишне оптимистично. Кроме этого, создание новых предприятий тяготеет по определенным причинам к крупным промышленным центрам, а безработица концентрируется в малых и средних городах и в сельской местности. С другой стороны, в перспективе следует ожидать существенного расширения сферы услуг. Ее доля в экономике республики по мировым меркам еще достаточна мала, а для бюджета страны, не имеющей значительных собственных энергетических и сырьевых ресурсов, но располагающей выгодным географическим положением, расширение объемов оказания транспортных, страховых, туристических и других видов услуг может стать существенной добавкой к статьям дохода. Кроме того, выполнение поставленных задач по внедрению социальных стандартов и государственных программ (например, Программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг.) потребует наращивания материальной базы непроизводственных отраслей и, следовательно, будет сопровождаться ростом спроса на рабочую силу. Примером расширения регионального рынка труда в Минске за счет технологически передовых рабочих мест может служить создание Парка высоких технологий. Функционирование Парка позволит не только предоставить рабочие места наиболее квалифицированным специалистам, но и существенно повысит уровень их денежных доходов. Парк призван служить своеобразным «локомотивом», деятельность которого будет стимулировать технологическую модернизацию других субъектов экономики. Для всех регионов страны, у которой уровень грамотности взрослого населения свыше 99,5%, расширение высокотехнологических отраслей и производств важнейшее направление развития. Значительным ресурсом для этих отраслей является высокая доля занятых, имеющих высшее и среднее специальное образование, а также высокий уровень квалификации безработных. Все это требует создания новых, высокотехнологичных рабочих мест в таких отраслях экономики, как электроника, разработка программного обеспечения, связь, логистика. Необходимо значительно расширить долю сферы услуг в экономике, в первую очередь за счет банков страховых, туристических услуг.

Развитие такого важного  сектора экономики, как малый  бизнес и предпринимательство, поможет  повысить занятость населения республики. Однако этот сектор потребует и более  качественной подготовки специалистов. Уже сегодня для успешной работы частному предпринимателю необходимы достаточно глубокие знания в области управления бухгалтерией, налогового права, логистики. В соответствии с процессом создания новых рабочих мест должна совершенствоваться система высшего, среднего специального и профессионального образования. При подготовке специалистов следует исходить из нынешних, а главное - ближайших перспективных потребностей в них для экономики страны. Это особенно актуально для учреждений в регионах, где, как правило, они изначально формировались с учетом местных особенностей и потребностей.

Необходимо возродить  практику профессиональной подготовки и переподготовки кадров непосредственно  на предприятиях, а также расширить  в высших, средних учебных заведениях объемы подготовки за бюджетный счет специалистов направленных на обучение от предприятий и организаций. Государственная служба занятости должна принять в этом процессе более активное участие (частичной компенсации затрат предприятию). В настоящее время основными функциями службы занятости населения являются регистрация безработных и выплата им пособий. Более активно участие в организации эффективного взаимодействия всех субъектов на рынке труда, по нашему мнению, должно быть связано: с изучением настоящих и перспективных потребности отраслей экономики в определенных профессиях, оказанием содействия по опыту более развитых стран министерствам и ведомствам в формировании прогнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу; с оказанием помощи вузам, учреждениям среднего специального и профессионального образования в формировании перечня необходимых профессий и специальностей; с активизацией подготовки и организации для безработных собственного дела (оказание финансовой, юридической и другой помощи).

Таким образом, за последние годы на региональных рынках труда республики произошли существенные положительные сдвиги. Продуманная государственная политика позволила избежать угрозы массовой безработицы, однако прежнему актуальна необходимость дальнейшего воздействия на качественные параметры развития сферы занятости во всех регионах страны. В территориальном плане акцент борьбы с безработицей следует сместить в сторону сельской местности и малых городов, где безработица максимальная, а возможностей создания новых рабочих мест мало. Особенно это касается Брестской, Гомельской и Витебской областей.

Наличие безработных  среди экономически активного населения, с одной стороны, является признаком  диспропорций в темпах развития экономического и трудового потенциала. С другой стороны, безработные - это своеобразный резерв экономики, который может обеспечить дополнительный рост производства. Наибольший незадействованный трудовой потенциал имеют Брестская и Гомельская области. Очевидна также необходимость структурной оптимизации рабочих мест для Минска - крупнейшего промышленного центра. Создание предпосылок для развития и эффективного использования трудового потенциала - главная задача политики занятости в стране. Наиболее комплексно эта задача может быть решена на местном уровне усилиями главным образом региональных и местных властей.

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Минимальное пособие  по безработице должно обеспечивать как минимум физиологическое  выживание безработных граждан, т.е. быть на уровне прожиточного минимума. Соответствующее положение закона о занятости населения в настоящее время не дает возможности безработному существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается.

Чем выше уровень безработицы, тем сильнее она влияет на соотношение спроса и предложения рабочей силы, а значит, и на ее цену, т.е. негативно сказывается на динамике заработной платы. Таким образом, безработица увеличивает масштабы бедности в стране. Обеспечить положительную динамику рабочих мест способен только экономический рост, на базе которого можно создать реальные условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы в стране и решения широкого круга социально – экономических задач. 

В целях сглаживания  негативных последствий безработицы практически во всех странах проводиться так называемая пассивная политика на рынке труда. В нее включаются такие меры, как регистрация ищущих работу, выплата пособия по безработице, а по истечении ее срока – оказание материальной помощи (выплата социального пособия), не денежных форм поддержки безработных и членов их семей.

Пассивная политика предусматривает  два основных подхода к организации  материальной помощи безработным. Первый – создание системы страхования  от безработицы целях материальной поддержки граждан, вынужденных прекратить работу в связи со структурными преобразованиями экономики или спадом производства. Второй – организация системы вспомоществования. Он  заключается в обеспечении гарантий прожиточного минимума лицам, по тем или иным причинам не занятым в общественном производстве или испытывающим трудности с трудоустройством, в том числе и безработным с длительным периодом безработицы. Критерием предоставления материальной помощи служит крайне низкий уровень материального благосостояния, отсутствие источников существования [4].

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в большинстве из них материальная помощь безработным осуществляется на основе систем страхования от безработицы. Основа финансирования страхования во многих странах – специально предназначенные для этой цели взносы, выплачиваемые в основном тремя субъектами: предприятиями, на которых работают застрахованные, самими застрахованными работниками во время трудовой деятельности, а нередко и государством. В большинстве стран фонды страхования по безработице образуются за счет взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (из заработной платы). В США и Швеции фонд занятости формируется только за счет нанимателей. В Швеции государство покрывает около 40% расходов на пособия по безработице, во Франции – 35, ФРГ – 21, в США – 18, Великобритании – 13%.

Система социального  вспомоществования в большинстве  экономически развитых стран позволяет  предоставлять безработным еще  целый ряд льгот, в частности пособия на детей, семейные пособия, жилищные субсидии. С учетом социальных выплат уровень доходов семьи безработного увеличивается до 90% прежнего заработка, а некоторых странах (например, в Дании и Великобритании) приближается к 100% .

В нашей стране в формировании фонда занятости населения участвуют только наниматели, что обусловлено спецификой переходного периода в экономике страны. Невысокий уровень доходов основной части работающего населения не позволяет без ущерба для его благосостояния изымать страховые взносы.

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы:

  1. Политика государства по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. Стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. Расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. Разрешение трудовой эмиграции;
  5. Активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости  населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности. В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов  безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет: 1.улучшения информационного обеспечения рынка труда, во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным. 2.устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства; в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1) Создание условий  для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке  труда – производный и зависит  от ситуации на рынках товаров  и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста  экспорта. Это может привести к  росту объемов производства и, соответственно, –  занятости;

поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

2) Создание условий  для сокращения предложения труда.  Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Информация о работе Безработица и её виды. Особенности безработицы в Республики Беларусь