Безработица как форма экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить проблему безработицы в целом, дать теоретическое обоснование данной проблемы и рассмотреть ее специфику.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и причину безработицы в России
- рассмотреть виды безработицы
- проанализировать особенности безработицы в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦА……………4
1.1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ…………….4
1.2. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………………...7
2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………………………….12
2.1. ЧЕРТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ…………………………………12
2.2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ…………………………………….16
2.3. МЕРЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ…………………18
2.4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Вложенные файлы: 1 файл

ANYa.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Существует еще одна форма безработицы – сезонная, обусловленная 
колебанием в объеме производства определенных отраслей в зависимости от 
времени года: некоторые виды строительных, сельскохозяйственных работ, 
промыслов и т.д. обеспечивают занятость только в течение определенных 
сезонов.  
Безработица оказывает положительное влияние на повышение самоценности 
рабочих мест, дисциплины и эффективности труда, улучшение качественной 
структуры рабочей силы, формирование нового мотивационного механизма, 
чувства ответственности и самостоятельности. Некоторые ее формы, 
например, текучая и структурная неразрывно связаны с ускорением 
научно-технического прогресса, высокими технологиями, действием закона 
перемены труда.

По мере перехода от текучих форм безработицы к застойным

указанные положительные стороны безработицы «угасают», сходят на нет, и 
на первый план выходят ее негативные последствия роста безработицы с 
особой силой проявляются в депрессивных регионах и в те же периоды, 
когда уровень безработицы превышает естественные пределы. Вопрос о 
социальных последствиях безработицы приобретает не только теоретическое значение.6 
 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ  В РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1.  ЧЕРТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

 

Общие положения теории занятости, рынка труда и безработицы вполне применимы и к анализу современной безработицы в России.

Модель, которая характерна для стран с рыночной экономикой, не может быть применена на Россию, потому что она осуществляет переход от командно-административной системе к рыночной экономике.

До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного 
познания на протяжении длительного перехода в истории СССР, начиная с 
30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она 
признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической 
экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики 
и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как 
результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и 
приводила к всеобщему обнищанию трудящихся – относительному и 
абсолютному. В действительности определенные формы безработицы 
наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной 
собственности и централизованного управления экономикой. Например, 
текучесть рабочей силы, соответственно, текучая безработица имелась и в 
30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая безработица 
маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на 
предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом, ГУППГом и т.д.  

  С переходом к рыночной экономике в конце 80-х началом 90-х годов 
происходит рост безработицы и превращение ее скрытых форм в открытые.  
Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является 
тревожный факт роста ее продолжительности.

С поиском работы возникают проблемы у людей предпенсионного возраста, так как в нашей стране существует мнение, что необходимо дать дорогу молодежи. Так же проблема с поиском работы затрагивает и молодых женщин. Чаще всего женщины, в возрасте до 29 лет дольше всех не могут найти себе рабочее место. Так же на поиск работы имеет значение уровень образования, что увеличивает или сокращает шансы на успешное положение дела.

Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным 
социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую 
озабоченность Россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен 
занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и 
безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами 
и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка.  
Для понимания характера безработицы в России необходимо учитывать 
специфические особенности становления рынков труда в 
постсоциалистических странах и в частности России. Процесс формирования 
полноценного рынка труда тесно связан с этапами перехода от 
централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране 
радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не 
может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере.          Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций).  
Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка 
жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями; 
оставшимися в наследство от старого режима.  Одна из особенностей российского рынка труда – известная замкнутость 
региональных рынков труда, расположенных на огромной территории, слабо 
обеспеченными коммуникациями, современными средствами связи и 
информации. Сказывается и неразвитость инфраструктуры рынков труда, в 
том числе недостаточность материально-технического обеспечения служб 
занятости. 7

На российском рынке труда значительную роль играет скрытая, неформальная занятость.

Всех занятых в экономике можно условно разделить на три группы: занятые 
в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), 
неформальных секторах. К последнему относятся незарегистрированная в 
соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые 
которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно 
разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: 
по профессионально- квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), работа не требующая квалификации (мелкая торговля, челночный «бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники», и другие граждане, не платящие налогов от своих теневых доходов. Таким образом, рынок труда как бы раскололся на две части: формальную и неформальную, при этом масштаба скрытой (неформальной) занятости достигают 5,7 – 6,4% занятых в народном хозяйстве. 
По некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически 
активного населения имеют отношение к неформальному сектору экономики, т.е. получают неучтенные доходы. В неформальном секторе занято около 12 млн. человек (19,2% экономически активного населения).8 
       Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы. Случаи, когда граждане, официально получившие статус безработного имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой и не трудовой 
деятельности, преимущественно торгово-посреднической.

 
Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

 наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой 
безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в 
форме частичной и неполной занятости;  наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в несколько раз превышают масштабы официальной безработицы; наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда); неразвитость инфраструктуры рынка труда, затрудняющая трудоустройство 
безработица, вследствие чего усиливаются тенденции к образованию достойных форм безработицы; наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.9

 

2.2. АНАЛИЗ  ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

 

Безработица, главная проблема 2012 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Начиная с сентября 2011 года, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012 г. составила 74464 тыс. человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 68028 тыс.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 268 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных сократилась на 620 тыс.человек, или на 8,8%

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2012г. составила 38%, среди безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2012г. составила 43,8%, доля городских жителей среди безработных - 65,5%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2012г. это превышение составляло 1,6 раза

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2012г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4%) и 20-24 года (17,1%) (рис.1).

 

Рисунок 1 – Уровень безработицы по возрастным группам в феврале 2012 г. (в % от экономически активного населения)

 

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2010г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

В феврале 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.10

 

 

2.3. МЕРЫ  И ПУТИ РЕШЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ  В РФ

 

Государственная политика любой страны в области занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям 11:

1.Развитие трудовых  ресурсов;         2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений; 
3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;                  4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы; 
5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;            6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;   7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;                   8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;             9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др. 
Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, и др. 
         В целях предотвращения возможных негативных последствий глобального финансового кризиса в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации от 19 июня 2010 г. № ВП-П13-3392 Плана действий по реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год осуществляются мероприятия по поддержке рынка труда. 
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения, в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития России (приказ от 28 ноября 2008 г. № 683) организуют работу консультационных пунктов, в том числе в организациях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением штата, и телефонных «горячих линий» для информирования по вопросам содействия занятости населения и предоставляемых гарантий государства в этой сфере. 
Предусмотрены меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости.  
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 915 увеличена с 1 января 2010 года максимальная величина пособия по безработице до 4900 рублей, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.        Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов, и право образовывать при формировании федерального бюджета резерв бюджетных ассигнований на эти цели и утверждать порядок их использования. 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г.   № 1089 утверждены «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», которым устанавливаются  порядок и условия предоставления указанных субсидий.    Выделение субсидий предусмотрено на реализацию региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); создание временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения); оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.12 
         Региональные программы 82 субъектов Российской Федерации одобрены на совещаниях у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации  А.Д. Жукова в целях отбора для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.  
        Федеральной службой по труду и занятости заключены все 82 соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ. Всего утвержденными программами предусматривалось выделение из федерального бюджета 23,6 млрд.рублей, предполагалось участие в указанных программах 1,5 млн. человек.        В условиях динамично меняющейся ситуации на региональных рынках труда потребовалось оперативное внесение изменений в действующие региональные программы. С июня 2011 года началась процедура корректировки региональных программ как по численности участников мероприятий (изменение приоритетов), так и по финансовому обеспечению, на основании которой по состоянию на 1 октября на совещаниях у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации   А.Д. Жукова одобрена корректировка 59 региональных программ, и с 28 субъектами Российской Федерации заключены Дополнительные Соглашения к ранее заключённым Соглашениям. С учетом указанной корректировки численность участников увеличилась и составит около 2 млн. человек (по оценке Минздравсоцразвития России), что обеспечивается выделением из федерального бюджета средств в размере 34,5 млрд.рублей. 
         Всего на реализацию региональных программ по состоянию на 1 октября 2011 г.  перечислено из федерального бюджета 26,5 млрд. рублей.  
Выделение средств на снижение напряженности на рынке труда будет продолжено в  2013 году. Однако объем выделяемых на  эти средств федерального бюджета будет уменьшен. Так в 2011 году в федеральном бюджете на реализацию региональных программ было предусмотрено 43,5 млрд. рублей, а в 2012 году –  36,3 млрд. рублей (предполагаемое количество участников в 2010 году –  1,7 млн. человек).     Минздравсоцразвития России подготовлен и в настоящее время находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проект постановления «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», предусматривающий расширение категорий участников региональных программ и предоставления им дополнительных гарантий.         В связи с принимаемыми мерами Правительством Российской Федерации по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда, следует отметить, что потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные службы занятости в III квартале 2011 г. стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек. Однако, коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в сентябре текущего года увеличился по сравнению с сентябрем 2010 г. с 0,8 до 1,8.13

Информация о работе Безработица как форма экономической нестабильности