Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть предпосылки кризиса 17 августа 1998 г. в РФ. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– определить состояние экономики на протяжении 1992–1998 гг.;
– рассмотреть причины произошедшего кризиса;
– обозначить последствия дефолта 1998 г. для экономики России.
Введение
Глава 1. Характерные особенности экономической системы РФ в 1992–1998 гг……………………………………………………………………………...5
1.1 Анализ системообразующих тенденций российской экономики 90-х гг. XX в…………………………………………………………………………….5
1.2 Общая хронология событий, предшествующих кризису 1998 г…..11
Глава 2. Причины экономического кризиса 17 августа 1998 г……………….15
2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского правительства накануне дефолта 1998 г………………………………………………………...15
2.2 Непосредственные причины кризиса 1998 г………………………..18
Глава 3. Последствия экономического кризиса 1998 г……………………….23
3.1 Анализ решений Временной комиссии Совета Федерации, принятых в результате расследования причин кризиса………………………23
3.2 Социально-экономические последствия кризиса 1998 г…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………..….32
Рис. 1.2.1. Изменение реальной заработной платы в 1991–2008 гг.
Также рассматриваемый период характеризовался кризисом неплатежей, что вело к повсеместному бартерному способу взаиморасчетов с контрагентами. Нависла реальная угроза приостановки жизнеобеспечивающих производств. Основными мерами в данном случае явились действия ЦБ РФ, осуществившего смягчение денежной политики на основе кредитной эмиссии в объеме 1 трлн. рублей. Итогом стало кратковременная стабилизация ситуации.
В течение следующих докризисных лет происходило постоянное нарастание негативных явлений, оказавших интегральный эффект на события 17 августа 1998 г. Среди таких можно отметить банковский кризис октября 1993 г.; обвальное падение курса рубля по отношению к долл. США, произошедшее 11 октября 1994 г. Однако в том же году был сделан некоторый шаг на пути адекватного сдерживания гиперинфляции – принятие решения о временном замораживании цен отраслями естественных монополий. К 1995 г. был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 №208-ФЗ, который закреплял за предприятиями – акционерными обществами право самостоятельного вступления на рынок ценных бумаг в качестве обособленных эмитентов. Следующий год был ознаменован отказом от функционирования отраслевых внебюджетных фондов на основании закона о федеральном бюджете.
Предкризисный 1997 г. явил в себе концентрацию событий, как внутри страны, так и за её пределами, в конечном итоге повлиявших на обвал российской экономики в августе 1998 г. К подобным событиям можно отнести следующие:
– в июне была открыта Московская фондовая биржа;
– к июлю капитализация российского фондового рынка составила 13% от ВВП;
– августовский финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии, падение национальных валют в течение недели на 10–25%;
– в сентябре подписан меморандум о присоединении России к Парижскому клубу кредиторов;
– понижение кредитного рейтинга РФ рейтинговым агентством S&P в декабре.
Таким образом, с момента проведения самых первых заявлений о переходе к рыночным принципам и до начала 1998 г. наша страна была подвержена постоянным дестабилизирующим тенденциям, недвусмысленно говорящих о надвигающейся угрозе.
Глава 2. Причины экономического кризиса 17 августа 1998 г.
2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского правительства накануне дефолта 1998 г.
Произведем анализ конкретных направлений развития денежно-кредитной политики, в результате чего обозначим основные причины отказа от обязательств по внутреннему долгу в августе 1998 г.
Рассмотрим применение долговых инструментов внутреннего заимствования, переход к которым был осуществлен в результате отказа от денежной эмиссии, провоцировавшей наряду с либерализацией цен, высокий уровень инфляции в 1991–1995 гг. Динамика роста цен показана на следующей таблице:
Таблица 2.1.1. Индекс потребительских цен на товары, работы и услуги населению в %
Год |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Инфляция к декабрю предыдущего года |
160,4 |
2508,8 |
839,9 |
215,1 |
131,3 |
21,8 |
11,0 |
84,4 |
36,5 |
20,2 |
В то же время, произошло изменение сопоставимости уровня цен с 7, 3% в 1992 г. до 42–43% в 1996 г., что на практике вылилось в действительное подорожание уровня жизни населения.
Далее рассмотрим долговую политику, проводимую Правительством РФ на протяжении 1991–1998 гг., которая складывалась из внутреннего и внешнего долга, выраженного в национальной и иностранной валютах соответственно. Здесь стоит отметить важнейшую особенность – это постоянный рост объема государственного долга на протяжении рассматриваемого периода, что объяснялось стремлением органов денежно-кредитного регулирования снизить инфляцию, подогреваемой денежной эмиссией. Внешний государственный долг увеличился по сравнению с 1991 г. по состоянию на 1.01.1998 г. в 1,3 раза, то есть с 95 млрд. долл. до 123, 5 млрд. долл. и составил 146, 4% от ВВП 1998 г. Другими словами, российская экономика испытывала на себе колоссальную долговую нагрузку, справиться с которой было уже невозможно. Подобная ситуация обстояла и с внутренним государственным долгом, основную структуру которого составляли ГКО. Выпуск данных инструментов впервые был осуществлен 1.01.1994 г. и составил 200 млн. рублей при совокупном объеме всего внутреннего долга 15, 64 млрд. рублей. Однако в дальнейшем объем размещаемых ГКО стал многократно увеличиваться с каждым годом и достиг в 1998 г. своего максимального значения в 272, 61 млрд. рублей. Динамику совокупного внутреннего долга можно наблюдать на следующем графике:
Рис. 2.1.1. Динамика выпуска ГКО в 1994–2001 гг.
Также стоит отметить,
что при таких высоких объемах
выпуска ГКО – основного
В качестве дополнительной информации приведем данные по денежному обращению и объему предоставленных коммерческих кредитов в 1995–1997 гг.
Таблица 2.1.2. Динамика структуры предложения денег в российской экономике в 1994–1999 г. в трлн. руб. (после 1998 г. в млрд. руб.)
Год |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Денежная масса М2, в том числе |
33,2 |
97,8 |
220,8 |
288,3 |
374,1 |
448,3 |
наличные деньги вне банковской системы, М0 |
13,3 |
36,5 |
80,8 |
103,8 |
130,4 |
187,8 |
безналичные средства |
19,9 |
61,3 |
140,0 |
184,5 |
243,7 |
260,5 |
Удельный вес М0 в М2, процентов |
40,0 |
37,3 |
36,6 |
36,0 |
34,9 |
41,9 |
Как заметно из таблицы, на протяжении всего рассматриваемого периода происходило постоянный рост денежной массы, также рождавшей высокий уровень цен. Подобная повышательная тенденция наблюдается и по следующему показателю – объему предоставленных кредитов.
Таблица 2.1.3. Объем предоставленных кредитов российской экономике и населению РФ в 1995–1997 г. в млрд. руб.
1995 |
1996 |
1997 | |
Всего, в том числе: |
249794 |
276418 |
346713 |
Кредиты, предоставленные экономике и населению |
186972 |
202307,6 |
276310 |
краткосрочные |
160713 |
196202,4 |
265935 |
в процентах к итогу |
86 |
97 |
96 |
долгосрочные |
26259 |
6105,2 |
10375 |
в процентах к итогу |
14 |
3 |
4 |
Кредиты банков, предоставленные другим банкам |
62822 |
74110,6 |
70403 |
В то же время происходили активные манипулирования со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, которые можно описать параболой. Изменения ставки рефинансирования – главного инструмента денежно-кредитного регулирования, доступного Банку России, отражены ниже.
Таблица 2.1.4. Динамика изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ в 1992–1999 гг. в %
Год |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Ставка рефинансирования |
20 |
80 |
210 |
180 |
160 |
48 |
28 |
60 |
Таким образом, большинство действий по стабилизации экономической ситуации в 1992–1997 гг. приводили ещё к большей нестабильности и расшатыванию экономики, что в сумме привело к событиям августа 1998 г.
2.2 Непосредственные причины кризиса 1998 г.
Итогом произведенного анализа экономической ситуации в стране до 1998 г., а также проводимых Правительством РФ мер по стабилизации обстановки, в качестве основных причин кризиса можно выделить следующие:
– аккумуляция так называемой «отсроченной инфляции», в результате которой был произведен отказ от денежного стимулирования экономики в пользу кредитной эмиссии и разрастания пирамиды ГКО. Сущность данной причины сводилась к тому, что Правительство наращивало государственный долг – внешний и внутренний, постоянно осуществлялась различной степени девальвация рубля, а также учащалась практика неисполнения расходных обязательств РФ в виде задержек по оплате труда работников бюджетной сферы, оплате контрактных договоров.
– значительное превышение расходов государства над его доходами, считавшееся временной мерой, рассчитанной на быструю саморегуляцию рынка и его переход в равновесное состояние. Однако при этом проводилась невзвешенная популистская политика без нормального экономического обоснования;
– исключительно спекулятивный характер вторичного фондового рынка. Неоправданно высокие проценты по ГКО и глубокая стагнация промышленного производства стали основными предпосылками данной причины;
– отсутствие внятной программы развития промышленного производства, главным образом, отразившееся в неадекватности мер по укреплению национальной валюты, приводивших к подорожанию экспорта и удешевлению импортных товаров. В таких условиях, конкурентоспособность российских предприятий была серьезно подорвана, сокращая тем самым приток иностранной валюты от внешнеэкономической деятельности;
– активизация бюджетно-налоговой политики в части постоянного повышения ставок налогов, что в итоге приводило к уменьшению их собираемости и уходу большинства бизнес-структур в «тень».
– финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, спровоцировавший «бегство иностранного капитала» из российской экономики, и в частности с рынка ГКО;
– негативная обстановка на мировых сырьевых рынках, в том числе, и на нефтяном. Сырьевая зависимость российской экономики всегда называлась в качестве основного фактора отставания предприятий несырьевого сектора, что с середины 1970-х гг. определило дальнейший интенсивный путь её развития. Так в 1998 г. цена на нефть достигла своего исторического «дна» и составляла 10 долл. за баррель, что являлось на самом деле ниже цены себестоимости добычи в РФ. Итогом стало заметное снижение валютной выручки от основного экспортного товара. Изменение цен на нефть показано на следующем графике:
Рис. 2.2.1. Динамика цен на нефть марки West Texas Intermediate в 1996–2010 гг.
– нарастающий политический кризис, связанный с разобщенностью действий исполнительной и законодательной власти. Суть данного противостояния сводилась к противоборству коммунистической партии РФ, владеющей конституционным большинством в ГД РФ, и Правительства РФ, образованного либеральными реформаторами того времени – Б. Немцовым, А. Чубайсом, С. Кириенко. Думой блокировалось большинство решений ГД РФ, и напротив Правительство РФ блокировало законопроекты думы. Основным спорным моментом являлась позиция ГД РФ по поводу реструктуризации государственного долга, его пролонгации и снижения ставок процентов по ГКО. Правительство РФ не поддерживало данные требования, что ещё больше раскручивало пирамиду ГКО;
– отсутствие опыта при принятии антикризисных мер такого масштаба и характера. Само обращение к выпуску ГКО в 1994 г. довольно часто подвергалось критике со стороны специалистов финансовой сферы и со стороны заметных политических деятелей, находящихся тогда в оппозиции. По мере развития данного источника финансирования внутреннего долга утверждение становилось все более явным, однако государственные чиновники, уполномоченные в принятии решений по данному вопросу, игнорировали предостережения специалистов.
Все перечисленные выше факторы привели к суверенному дефолту, объявленном Правительством РФ 17 августа 1998 г., содержание которого сводилось, в том числе к отказу от исполнения обязательств по ГКО и девальвации национальной валюты.
Глава 3. Последствия экономического кризиса 1998 г.