Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:07, лекция
Основные направления социальной политики. Категории и понятия.
Характеристики социальной политики:
-уровень разработки и реализации:
--федеральный;
--региональный;
--муниципальный;
3. Демографический тип социальной политики
Этот тип ориентируется на социально-демографические группы населения.
Направления:
-социальная политика в отношении детей и подростков (создание органов власти, ответственных за политику в отношении детей (министерство образования, здравоохранения, спорта, приюты, интернатные учреждения, закрытые образовательные учреждения), программы (ФЦП «Дети России»));
-социальная политика в
-социальная политика в
-социальная политика в отношении инвалидов;
-пожилое население (закон о социальной защите пожилого населения, пенсия, льготы).
4. Объект и субъект социальной политики
Главный субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью различных органов власти, ориентированных на регулирование социальных отношений.
Конкретные субъекты:
-государственные ведомства и учреждения;
-региональные и местные
-внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинский фонд);
-общественные, религиозные, благотворительные организации, объединения профсоюзов, коммерческие структуры, бизнес;
-профессиональные работники;
-добровольцы;
-неправительственные
Пассивные субъекты социальной политики:
-банковские учреждения;
-страховые компании.
Объекты социальной политики:
-все население страны;
-социальные процессы, происходящие в обществе во всем их многообразии (рождаемость, безработица, наркомания, преступность, техногенные катастрофы и пр.).
Тема. Модели социальной политики за рубежом
1. Основные разновидности
2. Социал-демократическая модель;
3. Консервативная модель;
4. Либеральная модель;
5. Тенденции изменения моделей
и глобальные проблемы
1. Основные разновидности политики в социальной сфере
1) бисмарковская разновидность (конец 19 в., Бисмарк, ввел впервые систему социального страхования):
-жесткая связь между уровнем
социальной защиты и
-социальные права
-социальные отчисления проходят на протяжении всей трудовой жизни (пенсия и больничные, выплаты по уходу за ребенком);
-социальная защита не зависит от государственного бюджета;
-для семей с низкими
2) бевериджская разновидность (середина
20 в., государство всеобщего
-любой человек независимо от материального состояния имеет право на поддержку со стороны государства;
-наличие системы социального с
-социальная защита находится
на финансовом обеспечении
-перераспределение через
-принцип социальной
-пенсия делится на 2 части: социальная и трудовая.
2. Социал-демократическая модель
Принципы социал-демократической модели:
-все люди имеют одинаковую
ценность независимо от
-общество не может отказаться от слабых элементов, должно предоставить им возможность удовлетворять свои потребности;
-социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах, если клиент не в состоянии нести за себя ответственность, то они предоставляются принудительно;
-социальная защита непрерывна, всесторонне адекватна, охватывает все сферы жизни человека;
-социальная защита гибкая и доступная для всех групп населения;
Характерные черты социал-демократической модели:
-высокая роль государства в социальной защите населения;
-обеспечение государством
-стремление государства к
-наличие эффективного производства, сильных объединений работодателей и профсоюзов, договорные отношения между ними и контроль со стороны государства;
-социальная политика
-государство несет
-наличие высоких налогов;
-пенсия различается на
-ребенок является объектом социальной защиты.
3. Консервативная модель
-большая роль занятости
-социальное перераспределение вторично;
-основную роль играют
-труд определяет последующее социальное обеспечение;
-широко распространена
-наличие жесткой системы
-низкое налоговое
-наличие взаимных обязательств у наемных работников и работодателей, развитие системы социального партнерства;
-наличие благотворительности;
-широкое социальное
4. Либеральная модель
-система социальной защиты со
стороны государства
-принцип индивидуальной ответственности;
-система социального
-широкое социальное
-социальные выплаты
-опора на рынок;
-финансируется социальная
5. Тенденции изменения моделей и глобальные проблемы социальной политики
-регулирование системы
-сокращения объемов
-реформирование пенсионного
-падает уровень доходов
-дрожание социальных услуг;
-участие государства в
-предоставление прав на
-поощрение
-усиление социального
Проблемы:
-отсутствие экономической стабильности;
-бедность, высокая безработица;
-экологические проблемы, высокая заболеваемость, высокая смертность;
-мировой терроризм и др.
Тема. Социальное партнерство
1. Социальное партнерство: сущность, принципы
Конвенции МОТ:
Конвенция «О праве организации коллективных переговоров»;
Конвенция 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностям»;
Конвенция 132 «Об оплачиваемых отпусках».
Социальное партнерство (ст. 23 ТК РФ) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами МС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Профсоюз (ст. 2 ФЗ-10) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Цель социального партнерства – вовлечение как можно большего числа различных организаций в процесс социально-экономического развития общества.
Субъекты социального партнерства (ст. 25 ТК РФ):
-наемные работники;
-работодатели;
-государство, когда является работодателем.
Институты, представляющие интересы социальных партнеров:
-профсоюзы;
-объединения работодателей;
-правительство;
-органы государственной
-органы МС.
Принципы социального партнерства (ст. 24 ТК РФ):
-равноправие сторон;
-уважение и учет интересов сторон;
-обязательность выполнения
-контроль за выполнением
-содействие государством в
Социальное партнерство – взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения, отдельных групп населения, по решению проблем в социальной сфере, влияющих на социальное положение населения в целом и отдельных групп.
Формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ):
-коллективные переговоры по
подготовке проектов
-взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ими отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
-участие работников, их представителей в управлении организацией;
-участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Основы правового статуса социальных партнеров (ст. 29 ТК РФ):
Представители работников:
-профсоюзы и их объединения;
-представители, избираемые работниками.
Представители работодателя:
-руководитель организации;
-объединения работодателей.
Объединение работодателей (ст. 33 ТК РФ) – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами МС.
Представители работодателей органов власти (ст. 34 ТК РФ):
-государственные и
Коллективные переговоры (гл. 6 ТК РФ), порядок ведения коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ).
В организации может быть заключен только один коллективный договор, удовлетворяющий всех работников.
Лица, которые участвуют в разработке и подписании коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка.
Допускается участие экспертов в заключении коллективного договора, их услуги оплачивает сторона, пригласившая их.
Коллективный договор (ст. 40 ТК РФ) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.
Порядок разработки, заключения, внесения изменений и исправлений договора идет с согласия сторон (ст. 42 ТК РФ).
Соглашение (ст. 45 ТК РФ) – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
Коллективный договор и соглашения могут регулировать условия труда, оплаты труда, дополнительные возможности премирования, отдыха и т.д.
Сдать таблицу к теме 2!!!
Вопросы, освещаемые в соглашении: