«Великая депрессия» и экономический кризис наших дней в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существует две противоположных точки зрения относительно причин «Великой депрессии». Сторонники первой считают, что виной всему является капитализм и фондовый рынок, которые из-за цикличности своего развития, постоянных экономических взлетов и спадов завели экономику страны в глубокий кризис. Противники данной теории, наоборот, утверждают, что причиной очередной рецессии в американской экономике стали неуместные и неумелые попытки двух американских президентов: Герберта Гувера и его преемника Франклина Делано Рузвельта, контролировать экономику с помощью государственного аппарата.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономический кризис США в 1930-е г. – Великая депрессия 5
1.1 Предпосылки Великой депрессии 5
1.2 Действия Президента Гувера и Правительства 7
1.3 Действия Президента Рузвельта и Правительства, завершение экономического кризиса 9
Глава 2 Экономический кризис 2008 – 2010 гг. 13
2.1 Причины возникновения кризиса в США 13
2.2 Теоретические аспекты проблемы 15
2.3 Меры принимаемые США и другими странами для преодоления кризиса 16
Глава 3 Сравнение и анализ «Великой депрессии» и Экономического кризиса в США в наши дни 21
Заключение 24
Список нормативно-правовых актов и литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Экон. теория КУРСОВАЯ1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

После согласования декларации по итогам встречи «большой двадцатки» в Питтсбурге 24 – 25 сентября 2009 г., в которой говорилось о важности борьбы с протекционизмом, США приняли меры по ограничению торговли с Китаем в области поставок автомобильных шин, что может вызвать ответные шаги и привести к новому витку торговых конфликтов.

Федеральная Резервная Система США, как и раньше, играет основную роль в управлении американской экономикой во время кризиса.

В марте 2009 года ФРС приняла решение о дополнительном выкупе больших объемов ценных бумаг с рынка. Это предполагает почти 50 процентное увеличение баланса ФРС, который превысит 3 трлн долл. Такие планы сразу вызвали существенное падение доллара по отношению к евро и ряду других валют, рост цен на золото, серебро и нефть.

Предусмотрено, что помимо выкупа ипотечных бумаг одним из каналов увеличения баланса ФРС станет покупка ею казначейских облигаций. Эта практика используется в течение многих лет, в первую очередь при формировании денежной базы – основы, как баланса, так и всей денежной массы. Однако из-за кризиса ФРС пришлось не только существенно увеличить саму денежную базу (фактически в два раза), но и кардинально изменить ее структуру. Рост денежной базы и, как следствие, денежной массы должен быть связан с соответствующим ростом ВВП, чего в кризисный период, естественно, нет. В настоящее время наблюдается резкий рост дефицита бюджета и величины государственного долга США, напоминая события «Великой депрессии».

Чрезвычайность ситуации и накопленные в американской экономике диспропорции вынудили власти США объявить в июне 2009 г. о реформе финансового регулирования. Президент Б. Обама и министр финансов Т. Гейтнер представили развернутую программу новых подходов. Она предполагает существенное изменение «весовых категорий» регуляторов: теперь существенную роль часто будет играть не ФРС, а министерство финансов США. Так, в частности предусматривается:

     Создание Наблюдательного совета по финансовым услугам – Financial Services Oversight Council (возглавляется Казначейством; включает основных федеральных регуляторов, включая ФРС);

     Создание Национального банковского надзорного органа – National Bank Supervisor (на правах самостоятельного агентства, имеющего отдельный статус в рамках Казначейства), который будет отвечать за федеральные депозитные учреждения. Укажем, что данные функции, скорее, должны быть прерогативой ФРС, а потому это можно рассматривать как перенос центра тяжести в регулировании в пользу Казначейства;

     Новые полномочия самой ФРС, которая теперь должна осуществлять надзор не только за банками, но и за другими компаниями, положение которых может представлять угрозу для финансовой стабильности. Столь масштабные функции могут существенно затруднить работу ФРС, по сути, делая ее ответственной за финансовые сбои в корпоративном секторе в целом;

     Ограничение возможностей ФРС по предоставлению чрезвычайных кредитов и необходимость получения для этого предварительного письменного согласия Казначейства.

Таким образом, США пытались ограничить эмиссию, так как постоянный вброс эмиссионных денег привел к росту цен на базовые инвестиционные товары (металлы, цемент и т.д.). В США рост их цен за год составил более 35% что, естественно поставило под угрозу реальный сектор, который не мог переложить их на потребителя, поскольку сталкивался с ограничениями спроса.

ФРС США в выходные 7 – 8 мая 2010 года возобновила неограниченные выплаты банкам через «дисконтное окно» (возможность получения ссуды в центральном банке). Европейский Центробанк впервые в своей истории объявил о прямом выкупе государственных облигаций ряда стран еврозоны. В Евросоюзе был создан самый крупный в истории финансовый фонд, целью которого является спасение стран – должников. Таким образом, планы о прекращении эмиссии были разрушены. Соответственно фондовые рынки взлетели, а вот нефть продолжала свое падение, золото показало исторические максимумы, а евро все так же падает в цене. Иными словами, рост рынков был связан с чисто спекулятивными эффектами, оптимистическая модель, сложившаяся в 2009 году прекратила свое действие, и уже к концу недели рынки начали падать.


Глава 3 Сравнение и анализ «Великой депрессии» и Экономического кризиса в США в наши дни

Рассмотрев события двух кризисов становится ясно, что действия правительства США по предотвращению банковской паники были своевременны и не допустили повторения краха банковской системы в тех масштабах, которые были во времена президента Гувера. Вовремя проведя рекапитализацию банков, а так же предоставив стабилизационные кредиты и госгарантии по проблемным активам ФРС удалось избежать дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем.

Во время Великой депрессии США попали в дефляционную спираль, когда цены на товары снижаются из-за отсутствия спроса на товары. В наши дни, благодаря опыту прошлых лет и удачными действиями в области денежно-кредитной политики этого удалось избежать. В Соединенных Штатах были приняты меры по переходу от антиинфляционной политики к стимулирующей, целями которой являются: стимулирование экономического роста и   расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляции; стабилизация платежного баланса; повышение эффективности экономической политики. А именно были снижены процентные ставки из опасения дефляции.

Реальный сектор экономики, вошедший в «депрессию» следом за фондовым рынком в 30-е годы прошлого века понес серьезные потери, и потом долгое время не мог выйти из кризиса в силу различных причин. В настоящее время реальный сектор так же находится в очень не простой ситуации, спрос на товары не растет вследствие снизившихся доходов населения и многочисленных увольнений. Поэтому правительство США принимает ряд мер по поддержанию реального сектора экономики (стимулированию спроса), а именно, осуществляет государственную поддержку отдельных отраслей экономики: автомобилестроения, «новой» энергетики и энергосбережения, транспортной инфраструктуры. Не пренебрегает США и мерами протекционизма, а так же организовывает общественные работы.

В кризисные – 30-е годы XX века, американскими президентами Рузвельтом и Гувером принимались различные меры по поддержанию населения. Был реструктурирован фермерский долг, сокращены проценты по ипотечной задолженности и удлинен срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд. долларов на очень лёгких условиях. Государство взяло под свой контроль сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Сейчас в США существуют программы по поддержанию населения. Эти программы предусматривают: повышение суммы гарантий по вкладам; принятие программ переобучения и адаптации, потерявших работу.

Однако сейчас роль ФРС как главного механизма выхода из кризиса существенно изменена, ряд полномочий передан министерству финансов, а по вопросам предоставления чрезвычайных кредитов не имеет права самостоятельного решения и обязана получать разрешение на каждый случай все у того же министерства финансов. Данная мера продиктована различиями ситуаций прошлого и настоящего кризисов. Тогда из-за запущенности проблем в экономике требовалась мгновенная реакция на изменяющуюся ситуацию, иначе экономика страны могла просто развалиться от происходящих в ней сотрясений: обвал акций, банкротство банков, массовые увольнения, рост преступности и т.д. В настоящее время рынок хоть и сотрясают падения курса акций, увольнения, и падения доллара, они не настолько опасны и мгновенны как это было в прошлом веке. Ситуация не так печальна благодаря действиям правительства смягчившим удар кризиса различными антикризисными мерами описанными выше. А следовательно и роль ФРС как структуры быстрого реагирования и предотвращения углубления кризиса не столь существенна. Тем более, что массовые выкупы ФРС больших объемов ценных бумаг приводят к падению курса доллара, который и так не высок. Поэтому в США и было принято решение поделить полномочия ФРС с Казначейством. Это приведет к более долгому обсуждению и реагированию на существующие проблемы, но быстрота реакции сегодня не так важна, как правильность принимаемых решений. ФРС теперь выполняет не столько регулятивную функцию в экономике, сколько надзорную.


Заключение

Данная работа раскрыла взаимосвязь событий двух кризисов: 30-х годов XX века и экономического кризиса начавшегося в Соединенных Штатах Америки в 2008 году. Рассмотрев историю событий Великой депрессии и сравнив их с процессами, происходящими в экономике в наше время. Можно выделить сходства и различия в действиях президентов и правительств США разных эпох.

Сходства в принимаемых мерах очевидны. Государство ведет похожую денежно-кредитную политику, принимая анти-дефляционные меры. Сумев учесть опыт прошлых лет, США своевременно провели рекапитализацию банков и спасли большинство из них от банкротства. На основе опыта выхода из кризиса проводится поддержка реального сектора экономики через стимулирования спроса на промышленные товары.

Накопленные знания по выходу из кризисов помогают США правильно оценивать ситуацию и возможные последствия принимаемых решений, а следовательно это служит незаменимой базой для преодоления кризиса. Из данной работы видно, что только комплексные меры сразу в нескольких экономических сферах приводят к положительным результатам и способствуют стабилизации экономической ситуации в стране.


Список нормативно-правовых актов и литературы

1.      Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Издательский центр Госкомстата России. - 1997. - Сс. 9, 176, 219.

1.      Голубович В.И.: Экономическая история зарубежных стран − Минск: Экоперспектива, 1996.

2.      Зубарева Т. С. История экономики: Учеб. Пособие. − Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002, − ч. 3. − 90 с.

2.      Шапкина И.Н. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф.. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. - (Серия «Высшее образование»).

3.      Глазьев С.: Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов: журнал «Вопросы экономики» - Москва, март 2009

4.      Данилов-Данильян В.: Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике: журнал «Вопросы экономики» - Москва, июль 2009

5.      Ершов М.: Мировой финансовый кризис год спустя: журнал «Вопросы экономики» - Москва, декабрь 2009

6.      Загадки эпохи джаза [ 2 ] «Эксперт»,2009 г., № 1

7.      Игорь Федюкин: Наступая на те же мозоли: «Пятница» № 43 (80) 09 ноября 2007

8.      Ковзанадзе И.: Уроки мирового кризиса: необходима новая модель регулирования экономики:  журнал «Вопросы экономики» - Москва, апрель 2010

9.      Корищенко К., Соловьева И.: Новые вызовы в регулировании финансового сектора в условиях кризиса:  журнал «Вопросы экономики» - Москва, апрель 2010

10. Рузвельт Ф.Д.: «Беседы у камина» Перевод с английского Шаракшанэ А.А.

11. Фетисов Г.: О мерах по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы: журнал «Вопросы экономики» - Москва, апрель 2009

12. Шаракшанэ  А.А.:  Уроки великой депрессии: журнал «Москва», ноябрь 1999

13. Дмитрий Назаров http://wordweb.ru/2008/11/25/istorija-velikojj-depressii.html

14. www.avanturist.org

2

 



Информация о работе «Великая депрессия» и экономический кризис наших дней в США