Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности во благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой экономической деятельности.
Развитие хозяйственных систем постоянно сопровождается обновлением экономических благ (продукции, услуг, технологий и т.п.). При переходе от одной системы к другой усиливаются предпосылки появления и дальнейшего распространения новых орудий труда и предметов потребления

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ТОВАРОВ (УС-ЛУГ)………………………………5
1.1. Понятие и виды товаров (ус-луг)……………………………………………….5
1.2. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров (ус-луг)……………..8
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ТОВАРОВ (УСЛУГ) В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИ-КИ…………………………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………......28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Российские граждане в этой ситуации не пытаются изменить тенденции развития социального капитала, потому что вынуждены постоянно решать собственные бытовые, финансовые и другие проблемы. Чаще всего, собственные проблемы российские граждане решают в одиночку, не объединяясь с другими гражданами. Поэтому большинство граждан с трудом могут (или вообще не могут) решить свои проблемы в органах власти легальными, полностью законными способами: им сложно в одиночку противостоять действиям представителей органов власти. При этом коррупционные действия позволяют таким гражданам заставить государственных и муниципальных служащих выполнять их обязанности перед гражданами, решать проблемы граждан. Нередко получается, что для реализации своих конституционных прав и свобод граждане вынуждены прибегать к коррупционным действиям: для обеспечения равенства с противоположной стороной в судебном разбирательстве, для получения заграничного паспорта с целью временных выездов за пределы Российской Федерации, за право получения должности на государственной службе, за регистрацию квартир и участков земель в собственность, за получение медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, за поступление на бюджетные места в государственных высших учебных заведениях и т.п. Массовым стало положение, когда российские граждане только с помощью коррупционных действий, чаще всего с помощью взяток, могут обеспечивать свои права и свободы, решать различные социальные проблемы. Поэтому, несмотря на то, что большинство российских граждан негативно оценивают коррупционные действия, они готовы их использовать в своих взаимодействиях с государственными и муниципальными служащими. Коррупция поэтому выгодна большинству российских граждан, они не верят в эффективность антикоррупционных мероприятий органов власти и не поддерживают их своими повседневными социальными действиями.

Экономическими следствиями низкого качества социального капитала являются постоянно ухудшающиеся условия инвестирования в российскую экономику. Институциональные недостатки инвестирования в российскую экономику являются тоже скорее следствием низкого качества социального капитала, в частности низкого уровня доверия инвесторов к представителям частного бизнеса и органов власти, а их и большинства граждан, в свою очередь, к инвесторам. Процесс инвестирования в российскую экономику затрудняется в силу низкого уровня поддержки государством таких социальных институтов, как нормы права и закона, что определяет высокие риски для потенциальных инвесторов. Но когда органы государственной и муниципальной власти включаются в процессы инвестирования, то проводят его в коррупционных целях, в интересах собственных или частных корпораций, а не для решений стратегических проблем страны, развития общества, экономики и государства и т.п.

Органы российской государственной и муниципальной власти являются активными участниками рынка, как внутреннего, так и внешнего, и не только в сфере инвестиций, но и в сфере определения уровня налогообложения, цен на товары и услуги, содействия или противодействия деятельности тех или иных предприятий и организаций частного бизнеса. При этом интересы различных органов российской власти нередко противоречат друг другу и не совпадают с интересами крупных социальных групп нашего общества. Поэтому в российской экономике не формируются общегосударственные интересы, субъекты экономической деятельности не пытаются их вырабатывать и реализовывать, а действуют почти исключительно в своих собственных интересах. Такое положение существенно усиливает коррупцию в России, что, как следствие, снижает конкурентоспособность страны в мировой экономике, приводит к усилению сырьевой направленности российской экономики и не приводит к её развитию в направлении постиндустриальной экономики и постиндустриального общества.

Для формирования постиндустриального общества необходим высокий уровень развития социального капитала позитивной направленности. Поэтому важнейшим условием постиндустриального развития России является существенное снижение доли коррупционной составляющей в социальном капитале, а для этого необходимо обеспечить повышение качества и количества социальных взаимодействий в обществе. Стратегическими направлениями продвижения в решениях этих проблем могут быть, в частности, такие:

·    Расширение возможностей постоянной коммуникации между гражданами, предпринимателями, государственными и муниципальными служащими с целью публичных обсуждений общественных проблем и их коллективных решений.

·    Повышение этим и другими способами значимости общественных проблем и их коллективных решений в сознании граждан, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих.

·    Введение и развитие общественного контроля деятельности органов власти, государственного и муниципального управления.

·    Повышение качества образования, в частности с помощью развития дистанционного образования, постоянного отбора и содействия талантливой молодёжи в получении высококачественного среднего и высшего образования, содействия специалистам в постоянном повышении профессиональной квалификации.

Расширение коммуникации в российском обществе должно повышать в нём значимость формулирования и решения общественных, а не индивидуальных или корпоративных проблем. Общественный контроль деятельности органов власти, государственного и муниципального управления постепенно позволит снизить в них уровень коррупции.

Существенно содействовала бы снижению коррупции и продвижению России к постиндустриальному обществу изменение позиции частного бизнеса в отношении органов государственной власти. В настоящий период российский частный бизнес почти всегда стремится к разнообразным компромиссам с органами власти, что в реальности означает подчинение государственным стратегиям индустриального, а не постиндустриального развития. Близкие отношения частного бизнеса с органами власти ведут к расширению практики коррупции и расширяют коррупционные составляющие социального капитала. При этом рано или поздно все компромиссы частного бизнеса превращаются в доминирование над ним органов власти, что позволяет их руководителям получать незаконную ренту от взаимоотношений с частным бизнесом. В результате сам частный бизнес становится всё менее конкурентоспособным, потому что высокие доли его прибылей тратятся на выплату теми или иными способами такой ренты органам власти.

В постиндустриальных областях российской экономики в силу развитости коррупционных отношений настолько высоки выплаты незаконных рент и риски ведения частного бизнеса, что он становится нерациональным и неприбыльным. Недостаточное осознание такого положения российскими бизнесменами является значимой причиной низкой конкурентоспособности их бизнесов в России. Долговременного успеха российский бизнес может добиться, только если его позиция изменится от поддержки любой стратегии развития страны, которую предлагают органы государственной власти, на поддержку постиндустриального развития экономики, обеспечивающего им намного более высокие прибыли, чем в индустриальном развитии. Такая позиция частного бизнеса должна поддерживать отказ от коррупционных взаимодействий с органами власти и замену таких взаимодействий деятельностью ассоциаций частного бизнеса, которая должна способствовать выработке и реализации коллективных решений общих проблем частного бизнеса в России.

Только в таких условиях можно надеяться на снижение коррупционной составляющей социального капитала. Выработка решений общественных проблем исключительно органами власти и существенные ограничения общественного контроля их деятельности в современных российских условиях приведут к обратному результату - усилению коррупции в органах власти и увеличению коррупционной составляющей социального капитала.

Повышение качества образования постепенно повысит конкурентоспособность российских специалистов в генерировании и реализации идей по обеспечению принципа массовой индивидуальности товаров и услуг в экономической деятельности. Образование и просвещение должно быть направлено и на представителей частного бизнеса - в их сознании должно постепенно сформироваться более глубокое понимание сущности взаимоотношений частного бизнеса и государства. Бизнесмены должны убеждаться и на примере собственной деятельности в том, что независимая и некоррумпированная позиция в отношении органов власти является более эффективной для ведения бизнеса, чем противоположная.

Стратегия развития России вряд ли должна быть направлена и на конкуренцию с экономиками других стран в тех отраслях, где они уже заняли лидирующие позиции. Более эффективно за счёт стимулирования творчества найти или даже создать новые отрасли, новые товары и услуги, и сформировать их значимость для целевых групп потребителей. В такой стратегии производство некоторых товаров или комплектующих для их производства можно будет с целью удешевления себестоимости передавать в другие страны, например в страны Юго-Восточной Азии. Но такие производственные стратегии должны использоваться преимущественно для поддержки сферы квалифицированных услуг, производства программного обеспечения, производства высокоавтоматизированных технологий, продукции массовой культуры, а также финансовой деятельности с применением вторичных и других современных финансовых инструментов. Именно эти сферы деятельности приносят наибольшую совокупную долю прибыли в экономике, приближенной к постиндустриальной. Более того, такие постиндустриальные сектора экономики могут постепенно становиться дотирующими для сельского хозяйства, производства продуктов питания, одежды, обуви, многих других товаров массового спроса, добывающих отраслей, производства в других малоприбыльных отраслях экономики.

Реализация такого рода стратегий развития России может стать возможной, когда в сознании элиты бизнеса будет сформировано понимание того, что постиндустриальные отрасли экономики могут создавать более высокие прибыли, чем добывающие, включая добычу и поставки нефти и газа, леса и цветных металлов. В постиндустриальных отраслях экономики доля материальных основных фондов в стоимости бизнеса невелика, как и величина материальных издержек относительно создаваемой стоимости. На конкурентоспособность таких отраслей экономики не будут существенно влиять особенности российского климата, ведущие к удорожанию любого индустриального проекта вследствие повышенных затрат на капитальное строительство, последующее отопление и повышенную оплату рабочей силу в сравнении с развивающимися странами, в частности странами Юго-Восточной Азии.

Постиндустриальная экономика более существенно определяется уровнем развития социального капитала, неформальных социальных институтов и культуры в широком смысле, чем формальными социальными институтами, определяющими правовые, законодательные и организационные условия и ограничения ведения экономической деятельности. Граждане и предприниматели интерпретируют смыслы, сигналы и нормы, доводимые до них формальными социальными институтами в соответствии со сложившимися у них стереотипами социальных действий, адаптируют их, а не принимают их непосредственно в предлагаемом им виде.

Наиболее значимыми для формирования и обеспечения выполнения норм права и законов формальными социальными институтами являются органы власти, в частности, органы государственной и муниципальной исполнительной власти, правоохранительные органы, суды и органы законодательной власти. Представители органов власти в России, разрабатывая, внедряя и обеспечивая соблюдение норм законов, в большинстве своём уверены в своих возможностях именно с помощью такого рода формальных социальных институтов обеспечить регулирование экономической и социальной деятельности. Но вследствие высокого уровня коррупции в органах власти нормы законов не позволяют гражданам и предпринимателям эффективно решать их реальные проблемы, возникающие в экономической и социальной деятельности. Так происходит, в частности, потому, что нормы российских законов почти никогда не определяют точные процедуры выполнения тех или иных действий, нередко нормы различных законов не согласованы между собой, не всегда соответствуют нормам морали и нравственности, принятым большинством граждан. В результате при решении экономических и социальных проблем граждане и предприниматели, используя неформальные социальные институты, в частности коррупционные связи и отношения, приводят нормы законов, их смыслы и сигналы, передаваемые им органам власти, в соответствие со сложившимися в российском обществе социальными, культурными и хозяйственными практиками. Поэтому ни скопированные из законодательства других стран, ни разработанные в России оригинальные нормы законов, регулирующих экономическую и социальную деятельность, не способны обеспечить постиндустриальное развитие страны без существенного изменения неформальных социальных институтов, таких как нормы морали и нравственности, нормы культуры и стереотипы социального поведения.

Опыт постиндустриального развития современных стран показывает, что при близких или даже одних и тех же законодательных нормах уровень развития постиндустриальных секторов экономики может очень существенно различаться. В частности, развитие постиндустриальных отраслей экономики должно сопровождаться расширением взаимодействия частного бизнеса с различными социальными группами российского общества, направленного на поддержку их самодеятельности, самореализации их членов, перераспределения в их пользу определённой части прибылей. Представители этих социальных групп постепенно смогут осуществлять контроль деятельности органов власти, противодействовать коррупции в них, обеспечивать защиту прав граждан, включая и самих бизнесменов, выполнять другие социальные функции, несвойственные для частного бизнеса, но обеспечивающие его нормальную деятельность. В процессе такого развития в российском обществе постепенно будет формироваться социальный капитал, с высокой долей некоррупционных составляющих, которые, в свою очередь, будут способствовать постиндустриальному развитию страны. Сможет ли элита российского бизнеса сделать такой выбор, покажет ближайшее будущее.

Информация о работе Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров