Виды налоговых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 07:22, контрольная работа

Краткое описание

В условиях финансового кризиса экономика общественного
сектора приобретает особое значение. Мировой финансово-экономический кризис подтвердил провалы рынка и прибыли как его единственного регулятора, не-обходимость сочетания государственного и рыночного регулирования, при-оритета реального сектора
экономики. Социальная роль государства не долж-на ослабевать.
В программах выхода из кризиса в России сохраняются, а в ря-де случаев увеличиваются бюджетные ассигнования на социальные
цели: об-разование, здравоохранение, науку, культуру.
В преодолении последствий финансового кризиса усиливается роль го-сударственно-частного партнёрства в создании новых рабочих мест, регули-ровании социально-трудовых отношений, соблюдении трудового законода-тельства.

Содержание

1. Виды налоговых систем……………………………………………………..4
2. Задача………………………………………………………………………….13
3. Перегружаемые общественные блага……………………………………..14
Заключение…………..………………………………………………………….15
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ЭОС.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

Введение.

1. Виды налоговых  систем……………………………………………………..4

2. Задача………………………………………………………………………….13

3. Перегружаемые общественные блага……………………………………..14

Заключение…………..………………………………………………………….15

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В условиях финансового кризиса экономика  общественногосектора приобретает особое значение. Мировой финансово-экономический кризис подтвердил провалы рынка и прибыли как его единственного регулятора, необходимость сочетания государственного и рыночного регулирования, приоритета реального сектораэкономики. Социальная роль государства не должна ослабевать.В программах выхода из кризиса в России сохраняются, а в ряде случаев увеличиваются бюджетные ассигнования на социальныецели: образование, здравоохранение, науку, культуру.

     В преодолении последствий финансового  кризиса усиливается роль государственно-частного партнёрства в создании новых рабочих мест, регулировании социально-трудовых отношений, соблюдении трудового законодательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Виды налоговых систем.

     Главное отличие налогов от других платежей - их принудительный характер. К ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему. Налоговые платежи делятся на прямые и косвенные.

     Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Прямой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный - с той деятельностью, которой он занимается. Типичными примерами прямых налогов являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий.

     К числу косвенных налогов относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п. Косвенные налоги имеют более широкий перечень чем прямые, поскольку объектов обложения гораздо больше. В России и многих зарубежных странах наибольшую роль среди косвенных налогов играет более или менее унифицированный налог на добавленную стоимость (в США, вместо него применяется налог с продаж), а также акцизы, которыми облагаются отдельные товары и услуги. Высокие акцизы устанавливаются обычно на алкогольные напитки, табачные изделия и предметы роскоши.

     В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость.

     Налогообложение может быть пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

     Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, как доход плательщика. Наряду с пропорциональным, широко распространено также прогрессивное налогообложение, при котором доля налога в доходе растёт по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивный характер.

     Различия  между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениями предельных и средних норм налогообложения. Норма налогообложения характеризует ту часть дохода, которая изымается в виде налога. При пропорциональном налогообложении предельная норма постоянна и равна средней при любой величине дохода. При прогрессивном налогообложении средняя норма растёт, а при регрессивном снижается.

     Увязка  налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом  общественных благ, создаваемых за его счёт, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер, и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введён, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, накапливаемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

     Преимущество  немаркированных налогов состоит  в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что доходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные общественные блага. Оборотной стороной гибкости выступает фактическое ослабление зависимости бюджетной политики от потребительских предпочтений населения.

     Доминирование немаркированных налогов в современных  налоговых системах возникло из-за нежелания потребителей общественных благ разбираться в налоговых потоках и последующем перераспределении ресурсов по бюджетам разных уровней и порождаемой этим тенденции приобретать эти блага «в пакетах», предоставляя государственным органам право заниматься распределением ресурсов общественного сектора без детальных консультаций с избирателями. Маркированные налоги, в принципе, способны служить наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств, для последующих индивидуальных выплат.

     Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования - для покрытия расходов на лечение и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные блага. Общественными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

     Именно  стремление обеспечить общенациональный охват и перераспределение оправдывают принудительный (налоговый) характер платежей, а значит, и участие государства в формировании и расходовании соответствующих фондов. Однако, будучи по своему назначению близкими к взносам в частные страховые компании и пенсионные фонды, эти платежи, как правило, естественным образом приобретают маркированный характер и не растворяются в бюджете. Типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, в то же время склонен держать под контролем связь между пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично.

     В ряде случаев маркированными бывают и иные налоги, которые в отличие от пенсионных и других подобных платежей целиком предназначены для финансирования производства общественных, а не частных благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется за счёт немаркированных налогов.

     Единственный  смысл и оправдание налогов - служить выражением спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами принципов перераспределения доходов. В то же время в силу изъянов государства налоговые системы на практике не способны вполне безукоризненно выполнять данную миссию.

     На практике очень часто приходится решать задачи, например следующего типа: какие изменения в налоговой системе позволили бы с наименьшими социальными и экономическими потерями увеличить бюджетные поступления на заданную величину.

     Принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Равенство граждан в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает что, дифференциация производится по чётким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости, и, что эти критерии связаны с результатами действий граждан, а не с их врождёнными неизменными качествами.

     Очень желательна дифференциация налогов в соответствии с предпочтениями граждан в отношении общественных благ (иными словами, с результатами их потребительского выбора). Такая дифференциация в принципе не противоречила бы идее равенства, как не противоречит ей дифференциация потребительского поведения индивидов на рынке товаров и услуг. Тот, чьи запросы выше, платил бы больше, но ко всем применялся бы один и тот же подход и каждый был бы способен в той или иной степени изменить своё положение на общей «шкале».

     Но  этим достигается лишь относительное равенство, равенство по отношению к некоторому принципу, одинаково (хотя и с разными результатами) применимому ко всем потенциальным налогоплательщикам.

     Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платёжеспособности.

     Первому отвечают различия в величине налогового бремени, соответствующие различиям в полезности действий государства для разных налогоплательщиков. Если для одного гражданина эти действия полезнее, чем для другого, первый должен вносить больший вклад в финансирование общественного блага. Поскольку отсутствует возможность адекватно оценивать субъективную готовность граждан платить за общественные блага, принцип получаемых выгод фактически применяется в ограниченных масштабах, главным образом при взимании некоторых маркированных налогов. При этом, как правило, учитывается дифференциация не столько функций полезности, сколько объёмов фактического потребления некоторых смешанных общественных благ либо частных благ, поставляемых с помощью государства. Именно количество потребляемых услуг государства (если это потребление добровольно) используется в качестве индикатора получаемых выгод.

     Гораздо шире сфера практического применения принципа платёжеспособности. Он предполагает соразмерность налогообложения не субъективной готовности, а объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. Эта способность оценивается размером получаемых доходов (подоходный налог, налог на прибыль), объёмом покупок (акцизы) и т.п.

Какой бы конкретный принцип ни был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, оно предусматривает, во-первых, равенство по горизонтали и, во-вторых, равенство по вертикали.

     Равенство по горизонтали - это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Так, если в качестве критерия выбрана дифференциация доходов, то каждый налогоплательщик вправе рассчитывать, что принудительное изъятие его средств будет осуществляться лишь в тех формах и размерах, что и у других лиц с аналогичными доходами.

     Равенство по вертикали - соответствие дифференциации налоговых обязательств граждан различиям в их положении, оцениваемом с точки зрения принятого принципа. Так, если общим принципом остаётся дифференциация платёжеспособности, измеряемая доходом, причём этот принцип принимается в варианте, предполагающем рост налоговых обязательств, пропорциональный росту доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

     Оба эти принципа воспринимаются как очевидные, они выражают лишь идею запрета на дискриминацию в налогообложении. Однако, с одной стороны, признание этой идеи, исключающей сословные привилегии, пристрастность и произвол государства в налоговой сфере, стало для многих обществ не только чрезвычайно важным, но и сравнительно новым завоеванием. А с другой стороны, обеспечение равенства по горизонтали и вертикали связано на практике с немалыми трудностями. Например, предполагается дифференцировать налог с учётом уровня доходов плательщиков.

     Возникает вопрос, как правильно измерить доходы. Простейший вариант - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. Так, при прочих равных условиях для семьи окажется выгодным, чтобы хотя бы один из её членов не обращался на рынок труда, а работал в домашнем хозяйстве. Если даже при этом, например, пошитая дома одежда будет с точки зрения трудозатрат немного дороже, чем та, которую можно приобрести на рынке, семья предпочтёт идти на некоторые избыточные издержки, чтобы избежать налогообложения.

Информация о работе Виды налоговых систем