Влияние денежно-кредитной политики на экономику РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: совершенствование влияния денежно-кредитной политики на экономику РФ.
Важность изучения данной проблемы заключается в том, что денежно-кредитная политика занимает определяющее место в экономической политике государства. И процесс эволюции российской банковской системы представляется как постепенная перестройка инструментария денежно–кредитной политики Банка России. Очевидно, что состав инструментов и методов (именно этот смысл мы вкладываем в понятие инструментарий) должен обеспечить в перспективе эффективную процентную политику и посредством межбанковского кредитного рынка влиять на процессы в нефинансовом секторе экономики. Современные тенденции мирового экономического развития и новый этап функционирования российской экономики обусловили необходимость пересмотра теоретических основ и практических методов проведения денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности денежно-кредитной политики........................... ......................................................................................7
1.1. Сущность денежно-кредитной политики......................................................7
1.2. Факторы, влияющие на формирование денежно-кредитной политики....11
1.3 Механизм влияния денежно-кредитной политики на экономику..............15
Глава 2. Современное положение денежно-кредитной политики в
экономике РФ........................................................................................................19
2.1 Оценка современного состояния денежно-кредитной политики РФ........19
2.2.Анализ влияния денежно-кредитной политики на экономику РФ............25
Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в целях улучшения экономического состояния РФ..........................29
3.1 Монетарная политика, как направление для совершенствования денежно-кредитной политики в экономике РФ.................................................................29
3.2 Рефинансирование банков.................................................... ........................32
Заключение............................................................................................................36
Список литературы...............................................................................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Эк.теории.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Внешнеэкономические факторы, определяющие денежно-кредитную политику, главным образом связаны с неопределенностью динамики мировых цен на энергоносители, составляющие основу российского экспорта. Существенное снижение этих цен влечет за собой сокращение сальдо торгового баланса и уменьшение притока иностранной валюты.

Высокие цены на товары российского экспорта являлись долгое время основополагающим фактором в режиме управляемого плавающего валютного курса, в рамках которого Банк России активно противодействовал чрезмерному укреплению рубля путем проведения интервенций на внутреннем валютном рынке. Изменение условий торговли привело к уменьшению дисбаланса между спросом и предложением на валютном рынке, ослаблению рубля и снижению необходимости присутствия на нем Банка России.

Важнейшим внутренним фактором, который оказывает влияние на проведение ДКП, является изменение принципов формирования государственного бюджета (бюджетная политика):

- планирование и утверждение  федерального бюджета на трехлетний  период в форме закона;

- распределение доходов (нефтегазовые  и ненефтегазовые доходы) с определением  размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета и в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Внутренним фактором, косвенно влияющим на денежно-кредитную политику, является степень доверия к центральному банку, как органу, ответственному за ее проведение. Центральный банк с низким доверием со стороны общества вынужден проводить более рестриктивную денежно-кредитную политику. Резкие изменения центральным банком процентной ставки могут быть поняты общественностью как доказательство его ошибок в прогнозах развития экономики и о непоследовательности денежно-кредитной политики. Это может привести к потере доверия к центральному банку и снижению эффективности проводимой им денежно-кредитной политики.

Поэтому центральный банк должен вносить коррективы в процентную политику не слишком часто и только тогда, когда он имеет достаточный объем информации и обоснованный прогноз о текущих и предстоящих макроэкономических шоках. [15, c.78-79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Механизм влияния денежно-кредитной политики на экономику

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей: конечные цели, определяющиеся глобальными макроэкономическими показателями; промежуточные (операционные) цели или ориентиры, а также методы и инструменты, представляющие собой совокупность мер по достижению поставленных целей.

Конечные цели денежно-кредитной политики непосредственно связаны с задачами экономической политики в целом и представляют собой поддержание стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешних рынках, сдерживание инфляционных процессов.

                   Типы (направления) денежно-кредитной политики

С точки зрения целей выделяются два основных типа (направления) денежно-кредитной политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, т.е. увеличением денежной массы в обращении. Это так называемая политика дешевых денег, она проводится обычно в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности. Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы.[14, c.85]

Таким образом, особую сложность для органов денежно-кредитного регулирования представляют собой ситуации, когда спад производства сопровождается интенсивными инфляционными процессами. Такая ситуация, получившая в экономической литературе название стагфляции (от «стагнация» плюс «инфляция»), требует от регулирующих органов выбора системы взаимосвязанных инструментов денежно-кредитного, финансового и других направлений экономического регулирования и четкого взаимодействия в проведении экономической политики во всех ее аспектах.

Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

- изменение величины реального  предложения денег (M/р)S в результате  пересмотра центробанком соответствующей  политики;

- изменение процентной ставки на денежном рынке;

- реакция совокупных затрат (особенно  инвестиционных) на динамику процентной  ставки;

- изменение объема эмиссии в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных издержек).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.[3, c.97]

 

Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центробанка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление займа, т.е. в итоге — снижение процентной ставки.

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежного агрегата станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями агрегата денежной массы и объемом денежной эмиссии. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

В контексте государственного управления более приемлемым будет восприятие политики в виде определенного государственного курса или генеральной линии государства [4, с.11]. Под управлением экономикой следует понимать осознанное целенаправленное воздействие на нее со стороны властных институтов.

В этом случае логично назвать, какие функции содержит в себе управление. А экономический механизм представляет собой совокупность форм, методов, рычагов и инструментов, при помощи которых осуществляется управление экономикой [2, с.90]. В зависимости же от модели управления какие-то функции будут более приоритетными. Так, в условиях административно-командной экономики приоритетной является функция планирования, а в условиях рыночной — регулирования. Следует учитывать, что процесс реализации каждой из функций предусматривает формирование собственной системы (подсистемы) управления и проявление элементов других функций. Например, функция регулирования может быть сопряжена со всеми функциями управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное положение денежно-кредитной политики в

 экономике РФ

 

2.1. Оценка современного состояния государственной денежно-кредитной политики РФ

Денежно-кредитная  политика  является  составной  частью  экономической  политики  государства,  главные  стратегические  цели  которой  —  повышение  благосостояния  населения  и  обеспечение  максимальной  занятости.  Исходя  из  этой  долгосрочной  стратегии,  основными  ориентирами  макроэкономической  политики  правительства  обычно  выступают  обеспечение  роста  ВВП  и  снижение  инфляции.

Ее  конечные  цели  формулируются  в  соответствии  с  принятыми  на  текущий  год  целями  макроэкономической  политики.

Основным  направлением  денежно-кредитной  политики  как  составной  части  современной  экономической  политики  России  является  постепенное  снижение  уровня  инфляции  и  поддержание  ее  на  определенном  уровне  [1,  c.  2]. 

В  идеале  денежно-кредитная  политика  призвана  обеспечить  стабильность  цен,  полную  занятость  и  экономический  рост  —  таковы  ее  высшие  и  конечные  цели.  Однако  на  практике  с  ее  помощью  приходится  решать  и  более  узкие,  отвечающие  насущным  потребностям  экономики  страны  задачи.

Нельзя  забывать  и  о  том,  что  денежно-кредитная  политика  —  чрезвычайно  мощный,  а  потому  необыкновенно  опасный  инструмент.  С  ее  помощью  можно  выйти  из  кризиса,  но  и  не  исключена  и  печальная  альтернатива  —  усугубление  сложившихся  в  экономике  негативных  тенденций.  Лишь  очень  взвешенные  решения,  принимаемые  на  высшем  уровне  после  серьезного  анализа  ситуации,  рассмотрения  альтернативных  путей  воздействия  денежно-кредитной  политики  на  экономику  государства,  дадут  положительные  результаты.  В  качестве  проводника  денежно-кредитной  политики  выступает  Центральный  эмиссионный  банк  государства.  Без  верной  денежно-кредитной  политики,  проводимой  Центральным  банком,  экономика  не  может  эффективно  функционировать. 

Банком  России  подготовлен  проект  единой  государственной  денежно-кредитной  политики  на  предстоящий  трехлетний  период,  приоритетной  целью  которой  будет  являться  поддержание  запланированного  уровня  инфляции  —  4,5  процентов  в  2014  и  2015  годах  и  4  процента  в  2016  году.  Кроме  того,  Банк  России  намерен  продолжить  повышать  гибкость  курсообразования,  в  том  числе  путем  сокращения  объемов  интервенций,  и  к  2015  году  завершить  переход  к  режиму  плавающего  валютного  курса.

В  качестве  основного  индикатора  направленности  денежно-кредитной  политики  Банк  России  будет  использовать  ключевую  ставку.  При  этом  к  1  января  2016  года  Банк  России  скорректирует  ставку  рефинансирования  до  уровня  ключевой  ставки.  До  указанной  даты  ставка  рефинансирования  будет  иметь  второстепенное  значение.  Проводя  операции  по  регулированию  ликвидности  банковского  сектора  Банк  России  будет  стремиться  к  поддержанию  однодневных  ставок  денежного  рынка  на  уровне  ключевой  ставки.  При  этом  основную  роль  в  перераспределении  ликвидности  между  участниками  рынка  должно  играть  межбанковское  кредитование.[19, c.89]

В  целях  создания  условий  для  более  активного  перераспределения  средств  на  межбанковском  рынке  и  повышения  эффективности  управления  собственной  ликвидностью  кредитными  организациями  начиная  с  1  февраля  2014  года  Банк  России  прекратит  проведение  на  ежедневной  основе  аукционов  РЕПО  на  срок  1  день  и  будет  использовать  операции  РЕПО  на  аукционной  основе  на  сроки  от  1  до  6  дней  в  качестве  инструмента  «тонкой  настройки». 

В  случае  возникновения  необходимости  компенсации  эффектов  резких  изменений  уровня  ликвидности  банковского  сектора  вследствие  действия  автономных  факторов  или  изменений  спроса  кредитных  организаций  на  ликвидность  Банк  России  будет  оперативно  принимать  решение  о  проведении  указанных  операций. Следует  отметить  также,  что  в  подготовленном  Банком  России  проекте  рассматриваются  4  варианта  проведения  денежно-кредитной  политики.  Варианты  различаются  ожидаемыми  внешними  условиями  в  2014  году:

·     с  учетом  сохранения  среднегодовой  цены  на  нефть  на  уровне,  близком  к  2013  году:  вариант  II(б)  —  прирост  инвестиций  —  3,9  процентов,  увеличение  ВВП  до  2,8  процентов;  вариант  II(а)  —  прирост  инвестиций  —  3,0  процента,  увеличение  объема  ВВП  —  2,0  процента.

Заложенные  в  прогноз  предпосылки  относительно  внешних  условий  различаются  между  вариантами.  В  вариантах  II(а)  и  II(б)  предполагается  постепенное  улучшение  ситуации  в  мировой  экономике  и  сохранение  среднегодовой  цены  на  нефть  на  уровне,  близком  к  уровню  2013  года.  Варианты  I  и  III  предусматривают  отклонение  среднегодовой  цены  нефти  на  25  долларов  США  в  меньшую  и  большую  сторону  в  условиях  соответственно  более  медленного  и  более  быстрого  восстановления  мировой  экономики.

В  отношении  внутренних  условий  предполагается  реализация  структурных  реформ,  намеченных  Правительством  Российской  Федерации  (ожидается,  что  заявленные  реформы  будут  закреплены  соответствующими  нормативно-правовыми  актами  и  решениями).  При  этом  вариант  II(б)  исходит  из  предпосылки  об  относительно  быстром  улучшении  делового  климата  и  повышении  конкурентоспособности  российской  экономки,  в  то  время  как  в  вариантах  Банка  России  предполагается,  что  влияние  структурных  реформ  на  экономику  будет  более  растянутым  во  времени  и  не  приведет  к  значительному  увеличению  инвестиционной  активности  частного  сектора  в  рассматриваемый  трехлетний  период.  Все  варианты  учитывают  изменение  порядка  индексации  регулируемых  тарифов  на  товары  и  услуги  инфраструктурных  компаний:  осуществление  индексации  тарифов  для  населения  в  2014—2016  годах  исходя  из  уровня  инфляции  предыдущего  года  с  понижающим  коэффициентом  0,7;  неизменность  в  2014  году  и  индексацию  на  уровне  инфляции  предыдущего  года  в  2015  и  2016  годах  тарифов  для  других  категорий  потребителей.

Информация о работе Влияние денежно-кредитной политики на экономику РФ