Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:53, лекция
1. Развитие рынка недвижимости в России
2. Государственная политика в развитии рынка земли и других объектов недвижимости
3. Программы экономического и социального развития на рынке недвижимости
План лекции:
1. Развитие рынка недвижимости в России
2. Государственная политика в развитии рынка земли и других объектов недвижимости
3. Программы экономического и социального развития на рынке недвижимости
Развитие отечественного рынка недвижимости берет свое начало в 90-х гг. XX в. Одновременно с началом приватизации в городах России появились впервые легальные сделки по покупке-продаже жилья. Лидерами в становлении отечественного рынка недвижимости были Москва и Санкт-Петербург. В настоящее время следует отметить, что отечественный рынок недвижимости сформировался.
Исследования рынка
В 1992-1998 гг. Россия перенесла самый большой за последние 80 лет спад в экономике: валовой внутренний продукт (ВВП) снизился на 30%, промышленное производство — на 40%. В эти же годы цены на объекты недвижимости в большинстве городов выросли (на 50-100%). Причем средние рыночные цены стремительно возросли.
При общем снижении темпов развития в экономике России темпы спада в каждом городе различны и колебались по периодам. Что приводило к колебаниям годовых темпов роста цен на объекты недвижимости в пределах ±10-30%.
В 1997-1998 гг. общая макроэкономическая ситуация в России квалифицировалась как депрессивная стабилизация в промышленном производстве и ВВП.
Созданы условия
для роста инвестиций в
Таким образом, определяющей
закономерностью развивающихся
рынков недвижимости является прекращение
роста цен и переход к
В 1992-1994 гг. в период наиболее активного замедления темпов развития в экономике спрос на жилье был выше предложения более чем в 50% городов. Это объясняется особенностями формирования предложения и спроса на рынке жилья в переходных экономиках.
Материальная база рынка жилья создана начавшейся в 1990-1991 гг. бесплатной приватизацией жилья, ранее предоставлявшегося гражданам на правах пожизненного наследуемого владения. Уже к концу 1992 г. в среднем по России около 15 % жилья перешло в частную собственность граждан. Пик темпов приватизации пришелся на 1993 г., а затем они сохранялись на уровне 3-5% в год. К 1998 г. более 40 % жилья, или 15 млн. жилых единиц, было приватизировано. Одновременно, несмотря на существующие экономические трудности, продолжалось строительство нового жилья, как за счет государства, так и за счет частных инвесторов, причем доля последних в общем, объеме ввода новых объектов становилась все больше (в 1997 г. 35%). Общий объем жилья в собственности граждан (частный жилой фонд) составил в среднем по России 50-55%.
Динамика предложения квартир на продажу достаточно близко совпадала с динамикой объема частного жилого фонда.
Высокий потенциальный спрос на жилье обусловлен неудовлетворительными жилищными условиями большой части населения и появлением узкой прослойки высокодоходных предпринимателей. Круг покупателей расширялся также и за счет возрастающей дифференциации доходов населения при незначительном росте средних доходов. Подавляющая часть спроса (по некоторым оценкам до 80%) образуется за счет доходов от продажи имеющегося жилья, т. е. имеет место процесс рыночного перераспределения жилой недвижимости.
Несмотря на экономический спад, переход от централизованной к рыночной экономике сопровождался ростом, как предложения жилья, так и спроса на него, причем на протяжении значительной части переходного периода спрос существенно опережал предложение.
В 1992-1994 гг. спрос опережал предложение и в соответствии с законом спроса цены росли более чем в 50% городов. В дальнейшем, с наступлением финансовой стабилизации, превышение спроса над предложением отмечалось только в 2-6% городов из общего объема выборки, а цены росли в 50-70% городов. Объяснить этот феномен можно с позиций описанной выше закономерности роста цен в течение переходного периода: цены растут в городах, находящихся на ранних стадиях развития рынка недвижимости.
Отражением общественной реакции на развитие рынка недвижимости явилось широкое развитие дилерских операций риэлтеров: агентства покупали десятки и даже сотни квартир, рассчитывая перепродать их через 3-4 месяца по более высокой цене. Второе полугодие 1995 г. и весь 1996 г. аналитики рынка недвижимости рассматривали как период кризиса риэлтерской деятельности на рынке жилья.
Отличительная особенность развивающегося рынка недвижимости в городах России состоит в том, что на ранних стадиях этого развития рост цен идет, несмотря на превышение предложения над спросом.
Рынок жилья в различных городах России развивается не синхронно.
Причины данного явления
кроются прежде всего в том, что
действуют факторы
Следовательно, развитие рынка недвижимости в городах России в аналогичных условиях экономического развития происходит асинхронно, что связано как со специфическими особенностями конкретного города (масштабом, характером развития), так и с политической ориентацией, активностью на рынке органов власти субъектов федерации.
В условиях долларизации переходной экономики России наблюдалась тесная связь темпов прироста цен на объекты недвижимости с темпами прироста индекса девальвации рубля относительно доллара, объясняемая влиянием состояния валютно-денежной сферы на массовые ожидания населения.
Реальные (скорректированные
на инфляцию) цены на жилье в городах
России в основном снижались, что
соответствует общей
В последнее время в России на рынке жилой недвижимости наиболее активно функционирует вторичный сегмент, на котором осуществляются сделки купли-продажи и мены. Характерной особенностью при этом является то, что предложение многократно превышает спрос. Таким образом, решающее влияние на первичный рынок жилья оказывает конъюнктура вторичного рынка.
Рынок коммерческих объектов недвижимости находится в стадии становления. Формируются его основные компоненты, объекты, их классификация, субъекты, рыночные институты, спрос и предложение, законодательное и нормативное регулирование, организационные и финансовые механизмы передачи прав собственности. В секторе коммерческих объектов недвижимости преобладают сделки аренды, а не купли-продажи или мены, как на рынке жилья. Данный сектор имеет большие перспективы и резервы для своего развития, особенно в крупных городах, но развивается медленно.
Хорошую перспективу
для развития имеет рынок офисных
помещений, так как свобода
Земельные участки приобретаются либо с целью развития предпринимательской деятельности, либо для вложения инвестиций.
Целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости в среднесрочной перспективе (2002-2004 гг.) является существенное расширение правовых основ для развития рынка недвижимости, обеспечение условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости всех форм собственности. В этот период должны быть проведены преобразования в рамках трех основных направлений.
Реформирование правоотношений в сфере земли и иной недвижимости включает:
• разграничение государственной
собственности на землю, обеспечивающее
права Российской Федерации и
ее субъектов на земельные участки,
необходимые для реализации задач
и функций, установленных
• законодательное оформление правовой концепции единого объекта недвижимости через определение земельного участка как базового элемента недвижимости, а любых его строительных изменений — как улучшений земельного участка;
• передача прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, приватизация земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости как единых объектов;
• законодательное обеспечение
продажи в основном на конкурсной
основе под застройку земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной
- законодательное обеспечение гарантии надежности регистрации прав на недвижимость, а в перспективе — переход к принципу полной защиты государством имущественных прав добросовестного приобретателя (зарегистрированного собственника).
Государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости и развития рынка недвижимости предусматривает:
- создание государственного
земельного кадастра как
- проведение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления разрешенного использования земель и градостроительных регламентов;
- обеспечение условий
для проведения
- создание экономических
условий, стимулирующих
• организацию эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель.
Для стимулирования инвестиций в развитие недвижимости необходимы:
• упрощение процедур и сокращение сроков получения прав на земельные участки для строительства;
• создание условий для формирования земельных участков как объектов недвижимости путем разработки землеустроительной, градостроительной и иных видов документации;
• развитие конкуренции на рынке услуг по формированию и техническому описанию земельных участков и иной недвижимости;
• развитие ипотечного кредитования с использованием в качестве обеспечения земельных участков и других объектов недвижимости.
Приоритетное значение приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. С этой целью предусматриваются:
• разработка правил и проведение кадастровой оценки земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости по принципу наиболее эффективного их использования;
• планомерный переход от земельного налога и налога на имущество к налогу на недвижимость, что создаст постоянный и предсказуемый источник наполнения бюджетов муниципальных образований и позволит обеспечить эффективное использование и развитие недвижимости;
• установление общих принципов расчета арендной платы за земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности (и прочно связанные с ними объекты недвижимости в случае единства прав на них), а также правил определения цены земельных участков при их отчуждении, залоге из государственной и муниципальной собственности,
Институциональное обеспечение государственной политики в сфере недвижимости предполагает создание правовой «законодательной вертикали» (т.е. вертикальной структуры законодательной власти) и «исполнительной горизонтали» (т.е. распределение функций по регламентации процессов на рынке недвижимости между федеральными, региональными и муниципальными исполнителями).
Следует законодательно зафиксировать две различные функции государства и органов местного самоуправления на рынке недвижимости: публично-правовую — как организаторов этого рынка и частноправовую — как собственников недвижимости, участников рынка. Участие граждан и их объединений в решении проблем рынка недвижимости обеспечивается через процедуры публичных слушаний по вопросам территориального зонирования, посредством саморегулирования деятельности профессиональных участников рынка недвижимости.
Информация о работе Влияние экономики страны на рынок недвижимости