Вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
Рассмотрение примеров и последствий государственного вмешательства в рыночный механизм в

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Рис.1. 5. Излишек потребителя при компенсированном спросе5

Влияние изменения цены на благосостояние при потреблении  данного блага можно определить по изменению потребительского излишка при данном изменении цены. Эффект дохода, который определяет различие между кривыми компенсированного и обычного спроса, невелик до тех пор, пока потребляемый товар составляет относительно небольшую долю в потреблении данного покупателя. Таким образом, излишек потребителя, измеренный с помощью кривой обычного спроса, имеет почти те же значения, что и излишек потребителя, измеренный при помощи кривой компенсированного спроса.

 Рис.1.6. Излишек потребителя при компенсированном спросе6

Именно это изменение  излишка потребителя экономисты обычно измеряют, оценивая влияние  экономической политики на благосостояние потребителей (на рис.1.6 заштриховано горизонтальными линиями, а различие между изменениями излишков потребителя при компенсированном и обычном спросе заштриховано косыми линиями).

 

  1. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООРАЗОВАНИЯ
    1. Применение политики «минимальных цен» на рынке труда.

Рынки трудовых ресурсов в принципе отличаются от товарных рынков. Структура заработной платы и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Не случайно государство повсюду принимает самое деятельное участие в регулировании рынка труда. Вмешательство государства обычно обусловлено неспособностью нерегулируемого рынка обеспечить оптимальное размещение трудовых ресурсов. При обосновании такого вмешательства чаще всего приводят следующие соображения: неравенство сторон рыночного трудового контракта, дискриминацию, недостаточную информацию и проблемы с личным страхованием от неблагоприятных условий рынка труда. Неравноправное положение работника по сравнению с фирмой, приводящее к отчуждению работника от его труда, чувству неуверенности в будущем и снижению заинтересованности в росте эффективности, ведет к потерям благосостояния, поскольку работники неохотно тратят свое время на освоение навыков, отвечающие конкретным нуждам предприятия. Дискриминация на рынке труда означает не только несправедливость, но и снижение эффективности, поскольку ограничивает вклад дискриминируемых меньшинств в производство. Потери эффективности происходят и тогда, когда работники и работодатели не обладают достаточной информацией об условиях труда, в частности в вопросах безопасности. Это может привести к тому, что «экономия» для отдельного предприятия обернется куда большими затратами на лечение для общества в целом. И, наконец, рынок, как правило, не дает возможность работникам обезопасить себя от риска временной нетрудоспособности или наступления старости. А это может выразиться в росте цены предложения труда (в которую будет включена и эта «премия за риск») и привести к обратному результату: росту нестабильности и сокращению занятости. Почти во всех странах правительства устанавливают нормы, предусматривающие определенные условия труда, запрещающие дискриминацию и т.д. Список конкретных мер различен, но почти везде он состоит из следующих направлений:

  • законодательное оформление и защита прав трудящихся;
  • защита уязвимых групп населения;
  • обеспечение минимальной оплаты труда;
  • гарантирование приемлемых условий труда;
  • обеспечение стабильного дохода и социальное страхование трудящихся.

Рассмотрим подробнее  такую государственную меру вмешательства, как обеспечение минимальной оплаты труда (т.е. устанавливает минимальный размер оплаты труда Таблица 2.1.) Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата) - это установленный законодательством страны минимум, который используется для регулирования оплаты труда и для определения величины пособий по временной нетрудоспособности, а также для определения размера налогов, сборов, штрафов и других платежей. Данный показатель не включает в себя разные бонусы, премии, дополнительные выплаты. Величина МРОТ установлена Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и в настоящее время составляет 5205 рублей. Исходя из этой суммы считаются также пособия по временной нетрудоспособности.

 

Таблица 2.1

Динамика МЗП (МРОТ) в России в 2000 – 2013 гг.7

Дата

МРОТ 2000-2014 в  российских рублях

с 1 января 2014

5 554

с 1 января 2013

5 205

c 1 января 2012

4 611

с 1 июня 2011

4 611

с 1 января 2010

4 330

с 1 января 2009

4 330

с 1 сентября 2007

2 300

с 1 мая 2006

1 100

с 1 сентября 2005

800

с января 2005

720

с 1 октября 2003

600

с 1 мая 2002

450

с 1 июля 2003

300

с 1 января 2001

200

с 1 июля 2000

132


 

Сторонники и противники МРОТ говорят о разных эффектах, к которым приводит введение МРОТ.

Отрицательные эффекты

  • Аналогично протекционизму, МРОТ снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат фирмами во время экономических спадов, приводит к неэффективности экономики, безработице, бедности, росту цен и дисфункции в целом.
  • Наносит ущерб малому бизнесу скорее чем крупному.
  • Сокращает спрос рабочей силы либо путем сокращения рабочего дня либо путем сокращения рабочих мест.
  • Приводит к инфляции цен, поскольку бизнес стремиться компенсировать потери, заложив их в цену.
  • Поощряет некоторых работников за счет беднейших и наименее производительных.
  • Может привести к исключению некоторых групп из рынка труда.
  • МРОТ менее эффективен в борьбе с бедностью и наносит больше ущерба бизнесу, чем иные методы.
  • Демотивирует беднейшие слои населения, в том числе и в получении дополнительного образования, гарантируя им возможность получить работу.

Положительные эффекты

  • Увеличивает стандарты уровня жизни для беднейших и наиболее уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни.
  • Мотивирует и вдохновляет работников усердней трудиться (в отличие от социальных программ и других подобных платежей).
  • Стимулирует потребление путем увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения.
  • Стимулирует усердие у тех, кто получает мало, так как работодатель требует с них больше за большие деньги.
  • Бизнес может тратить меньше на обучение своих сотрудников, из-за сокращения текучести кадров.
  • Сокращает социальные расходы государства из-за увеличения доходов беднейших слоев населения.

Повышение уровня МРОТ составляет одну из предпосылок увеличения предложения труда, защищает трудоспособное население от дискриминации работодателей (согласно законодательству, у работодателей нет права платить месячную зарплату работникам  в размере, меньшем, чем минимальный).

    1.  Последствия государственного вмешательства в механизм ценообразования. Установление «потолков» цен и  импортных квот на примере предприятий агропромышленного комплекса.

Проблемы государственного регулирования аграрного сектора  в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Как известно, сельское хозяйство – особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей. Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей. Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. Весомый аргумент в пользу государственной поддержки сельского хозяйства – падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства – попытка восстановления межотраслевого баланса.

По мнению специалистов в  настоящее время стабилизация в  сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство  способно возродиться только при  активной государственной поддержке. Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку. Выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

  1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий;
  3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
  4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

Государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики. К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства. К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги – это те функции, осуществление  которых государство берет на себя в обязательном порядке. Эти  обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих  перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве. Существует ошибочное представление о том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства определяется размером суммы средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения в аграрном секторе.

Программы государства  по поддержке цен не всегда эффективны, так как эта проблема решается за счет саморегулирования экономической  системы, например сокращения числа  занятых в сельскохозяйственном производстве.

До  начала рыночных реформ в нашей стране государство централизованно устанавливало цены на подавляющую часть производимых в стране товаров, в том числе и на продукцию сельского хозяйства. Поскольку уровень производительности труда в сельском хозяйстве СССР был очень низким, а затраты высокими, постольку равновесная цена, определяемая рыночными силами, устанавливалась бы на довольно высоком уровне. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продукцию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Выше установленного «потолка» цена не могла подняться в государственных магазинах. Скажем, если предположить, что равновесная цена 1 кг говядины установилась бы на рынке в размере 4 р., то государство фиксировало ее на уровне 2 р. и продавать ее дороже в государственных магазинах было нельзя.

К чему это приводило? Обратимся к графику (рис.2.1). При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком OQ2, а величина предложения — QQ1, т. е. объем спроса превысит равновесное количество (OQ2 > OQ0), а объем предложения будет ниже его (QQ1 <QQ0). Образуется дефицит в размере Q1Q2.

Рис 2.1. Установление  «потолка» цены8

Установление  государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию  дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная цена равна 2р., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.

Информация о работе Вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования