Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
Рассмотрение примеров и последствий государственного вмешательства в рыночный механизм в
В этой ситуации государство вынуждено либо смириться с тем, что мясо исчезло с прилавков магазинов, за ним постоянно выстраиваются большие очереди и немалая часть населения отправляется за мясом и колбасой в столичные города, куда оно поступает в первую очередь. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.
Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.
Установление импортных квот и тарифов на сельскохозяйственную продукцию.
Одним из основных направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) являются переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства. В ходе переговоров должны быть решены многие принципиальные проблемы, в частности, согласованы следующие основные вопросы:
• максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую страна-кандидат после присоединения к ВТО сможет предоставлять отечественным товаропроизводителям;
• максимальный уровень экспортных субсидий, которые новый член ВТО сможет выделять для поддержки своего экспорта сельскохозяйственной продукции;
• снижение ограничений на доступ
импортных продовольственных
Правилами предусмотрен переходный (имплементационный) период сроком на шесть лет с момента вступления страны в ВТО. При этом развивающиеся страны могут претендовать на более длительный переходный период - до 10 лет. За это время страна-кандидат должна сделать внутренний рынок более доступным для других стран-членов ВТО и тем самым обеспечить на нем равные условия конкуренции для отечественного и иностранного производителя. Для России это практически значит снижение уровня тарифных ставок и государственной поддержки отечественного производителя по многим позициям. Наиболее чувствительной к требованиям ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах является такая отрасль как животноводство. Тем не менее, объемы импорта некоторых продуктов являются достаточно оправданными. Например, отечественное производство сливочного масла не может удовлетворить спрос населения на этот вид продукции в среднесрочной перспективе. Ужесточение тарифов по данной позиции, безусловно, имело бы отрицательные последствия. В то же время, стратегически важные для рынка отрасли, которые постепенно выходят из стагнации, нуждаются в защите. В данном случае, совсем необязательно прибегать к радикальным мерам. Наряду с тарифной защитой правила ВТО предусматривают возможность так называемого квотирования импорта. Квоты – один из основных способов нетарифного ограничения внешней торговли. В то время как повышение ставок тарифов регламентируется международными соглашениями, квоты предоставляют стране большую гибкость при осуществлении экономической политики. В этой связи система тарифного квотирования получила широкое распространение во многих странах, в том числе и с переходной экономикой. Как показывает мировая практика, импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции. Однако перед государственными органами, которые устанавливают квоты и определяют порядок лицензирования, стоит непростая задача. Применение квоты в лучшем случае не принесет пользы если:
• проводится неэффективная лицензионная политика (импортные квоты размещаются неэффективно). Ситуация может усугубиться из- за сезонности спроса на продукцию и ее несоответствия с объемом выданных к этому времени лицензий;
• имеет место лоббирование - завышаются возможности отечественного производителя при их оценке заинтересованными отраслевыми объединениями и ассоциациями
В любом случае необходимо как можно точнее определять истинные потребности рынка по каждому виду продукции на весь срок действия квоты. Особенно тщательные расчеты необходимы при определении квоты на продукты, уровни производства которых в значительной степени определяются природно-климатическими условиями. Использование в этих целях экономико-математических методов – необходимое условие, чтобы избежать ошибок и негативных последствий в результате принятия тех или иных решений в области внешней торговли.
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Основные свойства субсидии:
Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.
В 2010 году Правительство РФ стало активно поддерживать предпринимателей – владельцев малого или среднего бизнеса. В качестве помощи государство ввело субсидирование малого и среднего бизнеса, которое является одной из основных задач развития экономики. Программы субсидирования малого бизнеса реализуются как на государственном уровне, так и на уровне местных органов самоуправления.
Также одним из экономических
способов управления и обеспечения
взаимосвязи
Налоги могут провоцировать
либо, напротив, ограничивать бизнес активность,
способствовать развитию тех либо других
отраслей предпринимательской деятельнос
В настоящее время встала задача переориентации индустрии на развитие новейших передовых производств, сопровождаемое модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы. Это делается при активном участии страны, применившего широкие налоговые льготы и остальные способы денежного действия.
Сформировавшееся на рынках равновесие цен по различным причинам может регулироваться вмешательством внешних сил в действие законов спроса и предложения. При этом в одних случаях такие регулирующие вмешательства нарушают механизм конкурентного ценообразования, а в других такого нарушения не происходит.
Налог выступает одним из рычагов регулирования рыночной системы, но такое регулирование не нарушает законов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения. Правда, это не снимает отрицательного восприятия налогообложения как у потребителей товаров, так и у производителей, выпускающих эти товары. Любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Что произойдет на рынке этого товара? При уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены (введение налога вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров). Производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился. Как видно, нарушения законов спроса и предложения не произошло, но налог создал необходимость перемещения точки ценового равновесия на более высокий уровень. При сформировавшемся спросе налогообложение сместит кривую предложения влево, вследствие чего равновесная цена установится в новой точке пересечения с кривой спроса на более высоком уровне (рис.2.2).
Рис. 2.2. Налогообложение и рыночное равновесие9
Направления движения цены и объемы производства товаров показаны стрелками вдоль соответствующих осей графика. Налог платит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Размер уплачиваемого государству налога равняется заштрихованному на графике участку. Это вычет из торговой выручки продавца и одновременно вычет из личных доходов потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Но главный отрицательный эффект налогообложения - общее снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным.
Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень.
Последствия государственного
вмешательства в рыночный механизм
ценообразования можно
Во второй части работы был произведен анализ последствий вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования. В случае применения политики «минимальных цен» на рынке труда, государство применяет такую меру вмешательства, как обеспечение минимальной оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата) - это установленный законодательством страны минимум, который используется для регулирования оплаты труда и для определения величины пособий по временной нетрудоспособности, а также для определения размера налогов, сборов, штрафов и других платежей. Повышение уровня МРОТ составляет одну из предпосылок увеличения предложения труда, защищает трудоспособное население от дискриминации работодателей (согласно законодательству, у работодателей нет права платить месячную зарплату работникам в размере, меньшем, чем минимальный).
Пример установления государством «потолка цен» на продукцию был рассмотрен на примере предприятий агропромышленного комплекса, в связи с тем, что практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей. Весомый аргумент в пользу государственной поддержки сельского хозяйства – падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства – попытка восстановления межотраслевого баланса. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продукцию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных. Одним из основных направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) являются переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства. Правила ВТО предусматривают возможность так называемого квотирования импорта. Квоты – один из основных способов нетарифного ограничения внешней торговли. В то время как повышение ставок тарифов регламентируется международными соглашениями, квоты предоставляют стране большую гибкость при осуществлении экономической политики.
Так же влияние на рыночный механизм ценообразования имеет система налогообложения. Налог выступает одним из рычагов регулирования рыночной системы. Налог платит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Но главный отрицательный эффект налогообложения - общее снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным.
Информация о работе Вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования