Внешнеторговая политика Кыргызской Республики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля затрагивает экономические интересы отдельных слоев населения и целых стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами с помощью тарифов и нетарифных методов регулирования. При этом государство преследует цель создания наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Сущность и цели регулирования международной торговли
1.1. Понятие и виды внешнеторговой политики государства……………………4
1.2. Классификация торговых барьеров…………………………………………….6
Глава 2. Внешнеторговая политика Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Практика регулирования внешней торговли в Кыргызской Республике…15
2.2. Интеграция в мировую экономику и последствия вступления в ВТО…......18

Заключение…………………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Торговая политика.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

   При определении однородности товаров учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения.

   Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

   В качестве базы для определения таможенной стоимости при исполь-зовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибы-ли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

   В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных ме-тодов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой тамо-женной практики.

   В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть использованы:

  • цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;
  • цена на товары отечественного происхождения;
  • цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
  • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная це-на.

Глава 2   Внешнеторговая политика Кыргызской Республики

            на современном этапе

    1. Практика регулирования внешней торговли

           в Кыргызской  Республике

 

           В республике государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно тарифного и нетарифного регулирования.

       Одним из крупных шагов в области рыночных реформ, проводимых в Кыргызской Республике, является либерализация внешней торговли.  Сегодня  КР имеет самый либеральный внешнеторговый режим среди стран СНГ. Нет ограничений на ввоз и вывоз валюты, предприятия сами решают, с кем торговать. Необходимо отметить, что в мировой практике относительно открытым может быть признан торговый режим той страны, у которой средний уровень таможенного обложения менее 10%, т.е. торговый режим Кыргызстана считается открытым, что подтверждается повышением показателя открытости экономики (средний товарооборот/ВВП), который характеризует процесс интеграции страны в мировую экономику. За прошедшие пять лет отмечен рост открытости экономики от 37,2 до 70,7%.

       Тарифная система КР начала формироваться после обретения независимости. Так, действующей законодательной базой для тарифного режима в КР явился «Закон о таможенных тарифах» от 15 декабря 1992 года. Согласно этому Закону Правительством было издано Постановление № 358 от  28 мая 1994 года, которое устанавливало временный твердый тариф 10% на все ввозимые товары, кроме специальных изъятий ( на товары, ввозимые как гуманитарная помощь, через ссуды, гранты международных организаций или государств-доноров, закупленные за счет бюджета КР и т.д.), установленных в соответствии с этим законом.

       16 апреля 1994 г. был принят Закон Кыргызской Республики «О таможенном тарифе», регулирующий сферу деятельности таможенного обложения государства. Наконец Постановление Правительства №57 от  6 февраля 1996 года установило схему преференций с иключениями для небольшого перечня товаров.

Таким образом, имея однородный тариф в 10% , тарифная система республики имела громоздкую схему изъятий, трудную в администрировании, что создавало реальную почву для контрабандного ввоза товаров на таможенную территорию.

Переход к дифференцированной тарифной системе продиктован не только сложностью администрирования, но и необходимостью интеграции республики в мировую торговую систему.

Так, Таможенный тариф на 1999 год был сформирован на основании обязательств КР перед ВТО. Было предусмотрено 12 тарифных диапазонов (0,1%, 5%, 7%, 8%,10%,12%,15%,20%,25%,30%,50%).

    С 1996 г. в торговле республики действуют только пошлины на импорт в размере 10% на все ввозимые товары, за исключением товаров, облагаемых ввозным акцизным налогом и товаров, ввозимых в республику без права их реализации, необходимых для изготовления конечной продукции на предприятиях республики.

    Либерализация внешнеэкономической деятельности характеризуется резким сокращением перечня импортных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизными налогами, и полной отменой пошлин на экспорт. Можно выделить три периода в становлении внешней торговли.

      В период 1992-1994 гг. торговля регулировалась торговыми соглашениями и в основном правительство распределяло ресурсы, а также устанавливало объем и условия торговли., существовали экспортные ограничения в торговле, скрытое сдерживание импорта.

      Второй период 1994 по 1997 гг. характеризуется замедлением темпов инфляции, фиксированным низким курсом национальной валюты, сокращением темпов спада производства.

      Третий период начинается с 1997 г. и отличается усилением влияния самих участников ВЭД на формирование правил внешней торговли. Важнейшим событием стало вступление Кыргызстана в ВТО. В результате экономических преобразований обеспечены высокая либерализация экономики, проведена масштабная приватизация.

    Обретение независимости позволило Кыргызстану самостоятельно выйти на мировой рынок и интегрироваться в мирохозяйственный процесс. В стране создан либеральный торговый режим, республика стала страной свободной и открытой экономики.

   Лицензирование экспорта и импорта было отменено в 1994 г. за исключением 8 статей, принятых в мировой практике (оружие, наркотики, лекарственные средства, драгоценные металлы, произведения искусства). Кыргызстан не применяет количественны ограничения на импорт, или прочие нетарифные меры, противоречащие правилам ВТО, существуют только тарифы на ввозимую  продукцию, на экспорт продукции тарифов  нет.

Действующей законодательной базой для таможенного тарифа является Закон о Таможенном тарифе Кыргызской Республики на ввозимые товары, который принимается ежегодно.

Текущий тариф имеет ставки от 0 до 30%, основанных на Перечне специфических обязательств Кыргызской Республики по товарам перед ВТО.

Кыргызстан предоставляет в торговле 148 членам ВТО режим наибольшего благоприятствования согласно правилам и нормам этой организации.

 

Торговля с государствами СНГ осуществляется на основе двусторонних Соглашений о свободной торговле, заключенными между Кыргызской Республикой и государствами СНГ. Соглашениями предусматривается торговля без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.

Кыргызской Республикой при ввозе товаров на таможенную территорию взимаются следующие платежи:

  • 0,15% - таможенные сборы за таможенное оформление, взимаемое с таможенной стоимости товаров;
  • ввозная таможенная пошлина по ставкам, утвержденным Законом Кыргызской Республики «О таможенном тарифе Кыргызской Республики»;
  • 47 наименее развитым странам, КР предоставляет преференции, согласно взятым обязательствам в рамках ЕврАзЭС;
  • акцизный налог – налог некоторые виды товаров, таких, как нефтепродукты, алкогольная и табачная продукция, по ставкам утвержденным Законом КР «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные  товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике»;
  • налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 20% от таможенной стоимости без вычета сумм таможенных пошлин

    Закон Кыргызской Республики «О Таможенном тарифе Кыргызской Республики» №81 от 29 марта 2006 года,  основан на единой Товарной номенклатуре  ЕврАзЭС, утвержденной 20 сентября 2002 года с учетом перехода на десятизначный код.

Предусматривается трехуровневая структура таможенного тарифа, с учетом изменение ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от степени переработки ввозимых товаров: сырье, полуфабрикаты, готовая продукция. Для защиты приоритетных секторов промышленности, которые могут увеличить экспортный потенциал, были повышены ставки таможенных пошлин по 41 товарным позициям, которые производятся отечественными товаропроизводителями. Также, для развития производства предусматривается по 235 товарным позициям беспошлинный ввоз промышленного оборудования, комплектующих материалов и сырья. Нужно отметить, что в настоящее время в законодательных актах республики отсутствуют положения и нормы,  устанавливающие порядок и механизм введения (в случае необходимости в зависимости от ситуации на рынке) вывозных (экспортных) таможенных пошлин. Ввиду этого данным проектом закона предусмотрены положения статей 7 и 8, предусматривающие, что в отдельных случаях  Правительство  КР по согласованию с Жогорку Кенешем КР устанавливает вывозные таможенные пошлины в отношении определенных категорий товаров.

Средняя ставка Таможенного тарифа на 2010 год составляет 4,84%.

Содержит семь диапазонных уровней (0%, 5%, 10%, 12%, 15%, 20%  и 30%).

Специфические ставки таможенных пошлин занимают 0,11% и составляют 12 товарных позиций.

Комбинированные ставки таможенных пошлин занимают 1,3% и составляют 143 товарных позиций.

 Лицензирование товаров  в  Кыргызской Республике осуществляется в целях:

  • Защиты национальной безопасности.
  • Соблюдения международных обязательств.
  • Охраны жизни и здоровья людей, животных и растительного мира и окружающей среды в целом.
  • Поддержания общественного правопорядка.
  • Защиты финансового положения и поддержания платежного баланса республики.

    Кыргызстан является членом  ВТО,  Содружества независимых государств, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поэтому введение каких либо ограничений на импорт (будь то в виде квот или лицензирования) требует должного обоснования и соблюдения всех процедурных вопросов в соответствии с соглашениями, подписанными в рамках участия в вышеназванных организациях. Защита внутреннего рынка страны и отечественных товаропроизводителей может осуществляться путем введения:

  • специальных защитных мер;
  • антидемпинговых мер;
  • компенсационных мер.

    1 декабря 2004 года вступил в силу Закон «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», создающий основу для проведения реформы системы технического регулирования. В числе прочих - Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации,  сокращенный более чем на 70 процентов, показатели, по которым продукция будет сертифицироваться, уменьшены почти в 3 раза, что позволит существенно уменьшить расходы и затраты времени производителей (поставщиков, продавцов) на сертификацию продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Интеграция в мировую экономику и последствия вступления в  ВТО

 

      Кыргызстан осуществляет торгово-экономические связи почти со 100 государствами мирового торгового сообщества, из которых более 70 стран являются членами ВТО. Экспорт Республики в 2005 г. составляет 686 млн. долл. США. В товарной структуре экспорта преобладают драгоценные металлы (236.6 млн. долл.) и минеральные продукты, включая и энерго продукты (96.8 млн. долл.), также текстиль и текстильные изделия (77.4 млн. долл.), и др.

       Импорт составляет 1121.3 млн. долл. США. Таким образом, мы имеем отрицательный торговый баланс (-434.7 млн. долл.).  В импорте преобладают минеральные продукты и энерго продукты, в частности, нефтепродукты (340.2 млн. долл.), импорт которых вырос по сравнению с предыдущим годом на 25%, также машины и оборудование (156.3 млн. долл.),  продукция химических отраслей (130.8 млн. долл.), продовольствие (101 млн. долл.) и др.

        В географической структуре выросли объемы экспорта и импорта со странами СНГ (303.3 и 685.6 млн. долл. соответственно). Со странами дальнего зарубежья мы имеем относительное увеличение объемов товарооборота. Большую долю в экспорте из них занимают ОАЭ, Швейцария, Китай, Канада, Турция. В импорте - Китай, США, Германия, Турция, Республика Корея. Членство в ВТО открывает широкий доступ на международные торговые рынки, с использованием режима наибольшего благоприятствования способствует развитию экспорта.  Членство  в ВТО - это поддержка, но не гарантия расширения экспорта, быстрой индустриализации и высоких уровней всестороннего экономического роста и улучшения жизненных условий. Большая часть экономического влияния может наблюдаться только в долгосрочной перспективе.

 

В этом плане присоединение КР к ВТО можно рассматривать как важный начальный шаг.

Выгоды и преимущества от вступления в ВТО:

1. Гарантируемый  всем членам ВТО режим наибольшего  благоприятствования, открытые и  неограниченные международные рынки.

2. Предоставление  торговых преференций.

3. Доступ  к оперативной международной  торговой информации.

4. Возможность  проведения консультаций со всеми  членами ВТО в поиске новых  партнеров и рынков сбыта.

5. В рамках  ВТО предоставляется возможность  подготовки высококвалифицированных  кадров для работы во внешнеэкономической  сфере.

6. Укрепление  репутации и престиж республики  как надежного торгового партнера, что должно способствовать притоку  инвестиций.

7. Кыргызстан  может использовать механизм  ВТО для рассмотрения жалоб.

8. Быстрый  путь к интеграции в международную  экономику.

9. Политические  преимущества международных связей.

10. Получение  свободного транзита через территории  нынешних и будущих партнеров  ВТО.

11. Получение  ряда инструментов торговой политики  для защиты собственной экономики:

  • ВТО не запрещает повышать НДС и акцизные налоги или увеличивать перечень товаров, подлежащих обложению акцизными налогами;
  • Оглашениями ВТО предусмотрено проведение вторичных переговоров по изменению связанных таможенных тарифов;
  • ВТО не запрещает своим членам увеличивать ставки налогов и пошлин по причине платежного баланса.
  • Возможность применения демпинговых и компенсационных пошлин.

Таким образом, членство в ВТО означает баланс прав и обязательств.

Кыргызстан пока не может воспользоваться благоприятными условиями ВТО, так как большая часть его экспортной продукции неконкурентоспособна на ранках развитых стран, и экспорт в страны ВТО растет, но по-прежнему имеет сырьевую направленность.

Информация о работе Внешнеторговая политика Кыргызской Республики на современном этапе