Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:12, курсовая работа
На сегодня доля России в мировой торговле составляет 2,26%. С начала 2000-х годов России удалось удвоить свой вес в торговле в мире — он вырос почти на 94%, в основном, благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа. Об этом говорится в новом исследовании банка HSBC «Карта мировых торговых связей».
При этом все больший упор в своих торговых отношениях Россия делает на развивающиеся страны. Так, если за первый квартал 2010 года торговый оборот России сократился на 0,47%, то товарооборот со странами Ближнего Востока и Северной Африки вырос за это же время на 22,56%. С Северной Африкой объем торговли прибавил 108%.
1. Анализ внешней торговли России
• Товарная структура экспорта и импорта
2. Торговая политика, конкретные проявления
3. Валюта страны, платежный баланс страны
4. Иностранные инвестиции (приток и отток по странам и отраслям)
5. Международная миграция населения (статистика).
6. Международная торговля технологиями
Если подобный приток капитала
осуществляется не через долгосрочные
предпринимательские инвестиции (т.е.
прямые и портфельные), а через
долгосрочные государственные и
частные банковские займы и особенно
посредством чрезвычайного
импорт экспорт цена инвестиция
Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год (млрд. долл. США) | ||||
2010 г.(оценка) |
2009 г. |
январь-сентябрь 2010 г. |
январь -сентябрь 2009 г. | |
Счет текущих операций |
72,6 |
49,4 |
58,3 |
33,3 |
Торговый баланс |
149,2 |
111,6 |
114,9 |
76,4 |
Экспорт |
398 |
303,4 |
287,4 |
207,8 |
сырая нефть |
134,1 |
100,6 |
98,9 |
69,1 |
нефтепродукты |
69,6 |
48,1 |
51,1 |
32,6 |
природный газ |
48,1 |
42 |
32,7 |
27,9 |
прочие |
146,2 |
112,7 |
104,6 |
78,2 |
Импорт |
-248,8 |
-191,8 |
-172,5 |
-131,5 |
Баланс услуг |
-27,3 |
-19,9 |
-19,7 |
-14,3 |
Экспорт |
44,1 |
41,5 |
32,2 |
30,4 |
Импорт |
-71,4 |
-61,4 |
-51,9 |
-44,7 |
Баланс оплаты труда |
-9,2 |
-8,6 |
-7,1 |
-6,4 |
Баланс инвестиционных доходов |
-36 |
-30,8 |
-27,2 |
-20,5 |
Доходы к получению |
32,8 |
30,7 |
25,2 |
23 |
Доходы к выплате |
-68,8 |
-61,5 |
-52,4 |
-43,6 |
Федеральные органы управления |
-0,8 |
-0,5 |
-0,5 |
-0,2 |
Доходы к получению |
1,1 |
1,3 |
0,9 |
1,1 |
Доходы к выплате |
-1,9 |
-1,7 |
-1,4 |
-1,3 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,2 |
-0,1 |
-0,1 |
0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
4,6 |
6,9 |
3,6 |
5,4 |
Доходы к получению |
4,7 |
6,9 |
3,6 |
5,4 |
Доходы к выплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
Банки |
-3,2 |
-5,7 |
-2 |
-3,9 |
Доходы к получению |
7,1 |
7,4 |
5,6 |
5,8 |
Доходы к выплате |
-10,3 |
-13,1 |
-7,6 |
-9,8 |
Прочие секторы |
-36,4 |
-31,5 |
-28,3 |
-21,8 |
Доходы к получению |
20 |
15,1 |
15 |
10,7 |
Доходы к выплате |
-56,4 |
-46,6 |
-43,3 |
-32,5 |
Баланс текущих трансфертов |
-4,1 |
-2,9 |
-2,4 |
-1,9 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-30,5 |
-44,3 |
-9,1 |
-56,3 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) |
0,2 |
-11,9 |
0,2 |
-11,9 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-30,7 |
-32,4 |
-9,3 |
-44,4 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) |
36,6 |
6,6 |
28,2 |
1,7 |
Федеральные органы управления |
3,6 |
2 |
3,8 |
1 |
Портфельные инвестиции |
4,8 |
3,8 |
4,7 |
2 |
выпуск |
5,1 |
0 |
5,1 |
0 |
погашение |
-2,9 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
корпусов |
-1,2 |
-1 |
-1,1 |
-0,9 |
купонов |
-1,7 |
-1,6 |
-1,6 |
-1,4 |
реинвестирование доходов |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
вторичный рынок |
0,8 |
5 |
0,9 |
3,2 |
Ссуды и займы |
-1,1 |
-1,3 |
-1,3 |
-0,9 |
Просроченная задолженность |
-0,1 |
-0,6 |
0,4 |
0 |
Прочие обязательства |
0 |
0 |
0 |
0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,6 |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-2,1 |
11,9 |
-2,3 |
9,4 |
Банки |
18,1 |
-42,1 |
12,9 |
-35,7 |
Прочие секторы |
16,4 |
34,4 |
13,3 |
26,7 |
Прямые инвестиции |
28,6 |
30,3 |
23,4 |
26 |
Портфельные инвестиции |
-1,6 |
2,1 |
-1,5 |
1,3 |
Ссуды и займы |
-10 |
1,4 |
-9 |
-2,6 |
Прочие обязательства |
-0,6 |
0,6 |
0,3 |
2 |
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) |
-67,2 |
-39 |
-37,5 |
-46,1 |
Органы государственного управления |
-0,3 |
10,2 |
-0,1 |
10,1 |
Ссуды и займы |
0,4 |
-2,1 |
0,4 |
-2,1 |
Просроченная задолженность |
-0,5 |
11,2 |
-0,4 |
11,3 |
Прочие активы |
-0,2 |
1 |
-0,2 |
0,8 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,1 |
0,1 |
-0,1 |
0,1 |
Банки |
-6,7 |
11,8 |
4,8 |
-4,6 |
Прочие секторы |
-60,3 |
-61 |
-42,1 |
-51,6 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-41,9 |
-44,9 |
-32,2 |
-35,8 |
Наличная иностранная валюта |
14,4 |
4,1 |
13,6 |
-1,3 |
Торговые кредиты и авансы |
-1,5 |
4,7 |
-0,2 |
3,8 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
0,4 |
-1,8 |
0,5 |
-2,1 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
-28,9 |
-27,1 |
-21 |
-18,3 |
Прочие активы |
-2,7 |
4,1 |
-2,9 |
2,1 |
Чистые ошибки и пропуски |
-5,4 |
-1,7 |
-3,9 |
-2,3 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) |
-36,8 |
-3,4 |
-45,4 |
25,4 |
Счет текущих операций |
72,6 |
49,4 |
58,3 |
33,3 |
Торговый баланс |
149,2 |
111,6 |
114,9 |
76,4 |
Экспорт |
398 |
303,4 |
287,4 |
207,8 |
сырая нефть |
134,1 |
100,6 |
98,9 |
69,1 |
нефтепродукты |
69,6 |
48,1 |
51,1 |
32,6 |
природный газ |
48,1 |
42 |
32,7 |
27,9 |
прочие |
146,2 |
112,7 |
104,6 |
78,2 |
Импорт |
-248,8 |
-191,8 |
-172,5 |
-131,5 |
Баланс услуг |
-27,3 |
-19,9 |
-19,7 |
-14,3 |
Экспорт |
44,1 |
41,5 |
32,2 |
30,4 |
Импорт |
-71,4 |
-61,4 |
-51,9 |
-44,7 |
Баланс оплаты труда |
-9,2 |
-8,6 |
-7,1 |
-6,4 |
Баланс инвестиционных доходов |
-36 |
-30,8 |
-27,2 |
-20,5 |
Доходы к получению |
32,8 |
30,7 |
25,2 |
23 |
Доходы к выплате |
-68,8 |
-61,5 |
-52,4 |
-43,6 |
Федеральные органы управления |
-0,8 |
-0,5 |
-0,5 |
-0,2 |
Доходы к получению |
1,1 |
1,3 |
0,9 |
1,1 |
Доходы к выплате |
-1,9 |
-1,7 |
-1,4 |
-1,3 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,2 |
-0,1 |
-0,1 |
0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
4,6 |
6,9 |
3,6 |
5,4 |
Доходы к получению |
4,7 |
6,9 |
3,6 |
5,4 |
Доходы к выплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
Банки |
-3,2 |
-5,7 |
-2 |
-3,9 |
Доходы к получению |
7,1 |
7,4 |
5,6 |
5,8 |
Доходы к выплате |
-10,3 |
-13,1 |
-7,6 |
-9,8 |
Прочие секторы |
-36,4 |
-31,5 |
-28,3 |
-21,8 |
Доходы к получению |
20 |
15,1 |
15 |
10,7 |
Доходы к выплате |
-56,4 |
-46,6 |
-43,3 |
-32,5 |
Баланс текущих трансфертов |
-4,1 |
-2,9 |
-2,4 |
-1,9 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-30,5 |
-44,3 |
-9,1 |
-56,3 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) |
0,2 |
-11,9 |
0,2 |
-11,9 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-30,7 |
-32,4 |
-9,3 |
-44,4 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) |
36,6 |
6,6 |
28,2 |
1,7 |
Федеральные органы управления |
3,6 |
2 |
3,8 |
1 |
Портфельные инвестиции |
4,8 |
3,8 |
4,7 |
2 |
выпуск |
5,1 |
0 |
5,1 |
0 |
погашение |
-2,9 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
корпусов |
-1,2 |
-1 |
-1,1 |
-0,9 |
купонов |
-1,7 |
-1,6 |
-1,6 |
-1,4 |
реинвестирование доходов |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
вторичный рынок |
0,8 |
5 |
0,9 |
3,2 |
Ссуды и займы |
-1,1 |
-1,3 |
-1,3 |
-0,9 |
Просроченная задолженность |
-0,1 |
-0,6 |
0,4 |
0 |
Прочие обязательства |
0 |
0 |
0 |
0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,6 |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-2,1 |
11,9 |
-2,3 |
9,4 |
Банки |
18,1 |
-42,1 |
12,9 |
-35,7 |
Прочие секторы |
16,4 |
34,4 |
13,3 |
26,7 |
Прямые инвестиции |
28,6 |
30,3 |
23,4 |
26 |
Портфельные инвестиции |
-1,6 |
2,1 |
-1,5 |
1,3 |
Ссуды и займы |
-10 |
1,4 |
-9 |
-2,6 |
Прочие обязательства |
-0,6 |
0,6 |
0,3 |
2 |
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) |
-67,2 |
-39 |
-37,5 |
-46,1 |
Органы государственного управления |
-0,3 |
10,2 |
-0,1 |
10,1 |
Ссуды и займы |
0,4 |
-2,1 |
0,4 |
-2,1 |
Просроченная задолженность |
-0,5 |
11,2 |
-0,4 |
11,3 |
Прочие активы |
-0,2 |
1 |
-0,2 |
0,8 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,1 |
0,1 |
-0,1 |
0,1 |
Банки |
-6,7 |
11,8 |
4,8 |
-4,6 |
Прочие секторы |
-60,3 |
-61 |
-42,1 |
-51,6 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-41,9 |
-44,9 |
-32,2 |
-35,8 |
Наличная иностранная валюта |
14,4 |
4,1 |
13,6 |
-1,3 |
Торговые кредиты и авансы |
-1,5 |
4,7 |
-0,2 |
3,8 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
0,4 |
-1,8 |
0,5 |
-2,1 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
-28,9 |
-27,1 |
-21 |
-18,3 |
Прочие активы |
-2,7 |
4,1 |
-2,9 |
2,1 |
Чистые ошибки и пропуски |
-5,4 |
-1,7 |
-3,9 |
-2,3 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) |
-36,8 |
-3,4 |
-45,4 |
25,4 |
Оценка внешнего платежного баланса РФ фиксирует положительное сальдо его текущего счета (валютная выручка за чистый экспорт и неторговые операции) в объеме $72,6 млрд в 2010 году. Это на 46% больше, чем в 2009 году, и на 30% меньше, чем в 2008 году. Положительное торговое сальдо платежного баланса ЦБ в 2010 году оценивает в $149,2 млрд. Его объем превысил показатель 2007 года на 14%, но оказался на 17% меньше абсолютного максимума, зарегистрированного в 2008 году. Экспорт оценивается в $398 млрд, что все еще на 15,6% меньше уровня 2008 года, а импорт — в $248,8 млрд, что меньше, чем в 2008 году, на 14,8%.
На фоне роста среднемесячных цен на нефть с $77 за баррель в сентябре 2010 года до $89 в декабре 2010 года и восстановления экспорта газа профицит текущего счета в четвертом квартале 2010 года ($14,3 млрд) по сравнению с четвертым кварталом 2009 года сократился на 15%. Основной причиной его сокращения оказалось сокращение инвестиционных доходов на $9 млрд. При этом импорт в годовом выражении продолжал расти быстрее экспорта (27% против 16% соответственно), хотя по сравнению с третьим кварталом темпы его роста замедлились на 12,5%, а положительное сальдо торговли в четвертом квартале в годовом выражении сократилось на 3% — до $34,3 млрд.
4. Иностранные инвестиции (приток и отток по странам и отраслям)
В целом по 2010 году ЦБ оценивает
дефицит финансового счета в $30,5
млрд. Наибольший удельный вес в
накопленном иностранном
По данным Росстата, прямые иностранные инвестиции в Россию в прошлом году составили 13,8 миллиарда долларов, что даже меньше кризисных 15,9 миллиарда 2009 года. Прямые иностранные инвестиции являются лучшим из имеющихся показателей притока или оттока долгосрочных инвестиций в Россию. В этом смысле 2010 год был для российской экономики провальным. 2010 год должен был продемонстрировать, в какой степени посткризисная экономика России привлекательна для инвесторов в ситуации, которая, как предполагается, будет продолжаться в течение многих лет, - при относительно дорогой нефти, медленных институциональных реформах и темпах роста ВВП 3-4 процента в год.
Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор РФ по сравнению с 2009 годом сократились на $1,7 млрд — до $28,6 млрд, а инвестиции российских компаний за границу составили $41,9 млрд, что всего на $3 млрд меньше, чем в 2009 году. На негативное восприятие РФ со стороны инвесторов указывает и тот факт, что статья "своевременно неполученная экспортная выручка" финансового счета, которую по содержанию принято относить к бегству капитала, в 2010 году составила $28,9 млрд — это на $1,8 млрд больше, чем в 2009 году. В дополнение к этому по статье "чистые ошибки и пропуски" платежного баланса из РФ "убежало" еще $5,4 млрд, что на $3,4 млрд больше, чем в 2009 году.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010 году $120,8 млрд, или на 57,6% больше, чем в 2009 году.
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 20,7%, 13,5% и 11,7% всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Китай (9,3%), Германия (9,3%), Великобритания (7,2%), Ирландия (3,8%), Франция (3,4%), Япония (3%), Виргинские острова (2,5%).
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2010 года составил $82 млрд. В прошлом году из РФ за рубеж было направлено $96,2 млрд иностранных инвестиций, или на 16,1% больше, чем в 2009 году.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $90,9 млрд, или на 19,3% больше, чем в 2009 году.
В январе 2011 Россия вошла
в число десяти самых опасных
стран мира для инвестиций. Россия
занимает десятую строку рейтинга,
подготовленного независимой
5. Международная миграция населения (статистика)
В прошлом году (2010) количество иностранцев, въехавших в страну, составило более 13,6 миллионов, как и прежде в основном из государств — участников СНГ (Украины, Узбекистана, Казахстана).
По данным ФМС, постоянная миграция, влияющая на демографию, по сравнению с 2009 годом, снизилась. Миграционный прирост за период 11 месяцев 2010 года лишь на 64% компенсировал естественную убыль населения.
Количество оформленных разрешений на работу в прошлом году сократилось на 17% по отношению к 2009 году и составило 1,2 миллиона. Установленная для регионов квота была исчерпана на 76%.
В отношении 29 тысяч иностранцев-
Было оформлено почти 157 тысяч патентов (система патентов введена с 1 июля). Нововведение принесло в бюджет более 330 миллионов рублей.
По данным ФМС, наибольшее количество патентов оформлено в Центральном федеральном округе (38% от общего количества иностранных граждан), далее следует Сибирский (15%) и Приволжский федеральные округа (13%). Меньше всего оформлено патентов на Дальнем Востоке (6%) и Северном Кавказе (2%).
По официальной статистике, больше всего патенты оформляли граждане Узбекистана — (45% от общего количества иностранных граждан), Таджикистана (20%) и Киргизии (11%).
За шесть месяцев 2010 года было оформлено более 3 тысяч разрешений на работу для высококвалифицированных иностранных специалистов, среди которых представители ведущих мировых компаний и международных финансовых институтов («Нестле», «Пежо», «Ситроен», «Проектер энд Гэмбл», «Нокиа Сименс Нетворкс», «Майкрософт», «Пирелли», «ИКЕА», «Баер», «Фольксваген», «Шел», «Голдман Сакс» и «Ю Би Эс Банк»).
6. Международная торговля технологиями
Россия экспортирует высокотехнологичные товары и гражданского назначения. Так, в I полугодии 2010 года на экспорт было поставлено средств вычислительной техники на 47 млн долл., оптических, измерительных, медицинских и т.п. инструментов и приборов - на 545 млн долл., станков для обработки металлов - на 56 млн долл., двигателей турбореактивных и турбовинтовых - на 507 млн долл., оборудования и комплектующих для АЭС - на 757 млн долларов.
Если к данной категории товаров отнести современные виды боевой техники и оружия, в том числе и высокоточного, по экспорту которых Россия находится в числе мировых лидеров, то тогда можно говорить и о росте экспорта таких товаров.
Заключение
У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).
Во внешней торговле особое
значение должно предаваться созданию
благоприятных условий для
В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России. Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.