Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

На сегодня доля России в мировой торговле составляет 2,26%. С начала 2000-х годов России удалось удвоить свой вес в торговле в мире — он вырос почти на 94%, в основном, благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа. Об этом говорится в новом исследовании банка HSBC «Карта мировых торговых связей».
При этом все больший упор в своих торговых отношениях Россия делает на развивающиеся страны. Так, если за первый квартал 2010 года торговый оборот России сократился на 0,47%, то товарооборот со странами Ближнего Востока и Северной Африки вырос за это же время на 22,56%. С Северной Африкой объем торговли прибавил 108%.

Содержание

1. Анализ внешней торговли России
• Товарная структура экспорта и импорта
2. Торговая политика, конкретные проявления
3. Валюта страны, платежный баланс страны
4. Иностранные инвестиции (приток и отток по странам и отраслям)
5. Международная миграция населения (статистика).
6. Международная торговля технологиями

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя торговля России.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через  долгосрочные государственные и  частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

импорт экспорт цена инвестиция

  Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год

    (млрд. долл. США)

 

2010 г.(оценка)

2009 г.

январь-сентябрь 2010 г.

январь -сентябрь 2009 г.

   Счет текущих операций

72,6

49,4

58,3

33,3

   Торговый баланс

149,2

111,6

114,9

76,4

   Экспорт

398

303,4

287,4

207,8

  сырая нефть

134,1

100,6

98,9

69,1

  нефтепродукты

69,6

48,1

51,1

32,6

   природный газ

48,1

42

32,7

27,9

   прочие

146,2

112,7

104,6

78,2

  Импорт

-248,8

-191,8

-172,5

-131,5

   Баланс услуг

-27,3

-19,9

-19,7

-14,3

  Экспорт

44,1

41,5

32,2

30,4

  Импорт

-71,4

-61,4

-51,9

-44,7

  Баланс оплаты труда

-9,2

-8,6

-7,1

-6,4

  Баланс инвестиционных доходов

-36

-30,8

-27,2

-20,5

  Доходы к получению

32,8

30,7

25,2

23

  Доходы к выплате

-68,8

-61,5

-52,4

-43,6

   Федеральные органы управления

-0,8

-0,5

-0,5

-0,2

Доходы к получению

1,1

1,3

0,9

1,1

Доходы к выплате

-1,9

-1,7

-1,4

-1,3

Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате)

-0,2

-0,1

-0,1

0

Органы денежно-кредитного регулирования

4,6

6,9

3,6

5,4

Доходы к получению

4,7

6,9

3,6

5,4

Доходы к выплате

0

0

0

0

Банки

-3,2

-5,7

-2

-3,9

Доходы к получению

7,1

7,4

5,6

5,8

Доходы к выплате

-10,3

-13,1

-7,6

-9,8

Прочие секторы

-36,4

-31,5

-28,3

-21,8

Доходы к получению

20

15,1

15

10,7

Доходы к выплате

-56,4

-46,6

-43,3

-32,5

Баланс текущих трансфертов

-4,1

-2,9

-2,4

-1,9

Счет операций с капиталом  и финансовыми инструментами

-30,5

-44,3

-9,1

-56,3

Счет операций с капиталом (капитальные трансферты)

0,2

-11,9

0,2

-11,9

Финансовый счет (кроме  резервных активов)

-30,7

-32,4

-9,3

-44,4

Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение)

36,6

6,6

28,2

1,7

Федеральные органы управления

3,6

2

3,8

1

Портфельные инвестиции

4,8

3,8

4,7

2

выпуск

5,1

0

5,1

0

погашение

-2,9

-2,7

-2,7

-2,3

корпусов

-1,2

-1

-1,1

-0,9

купонов

-1,7

-1,6

-1,6

-1,4

реинвестирование доходов

1,7

1,5

1,3

1,1

вторичный рынок

0,8

5

0,9

3,2

Ссуды и займы

-1,1

-1,3

-1,3

-0,9

Просроченная задолженность

-0,1

-0,6

0,4

0

Прочие обязательства

0

0

0

0

Субъекты Российской Федерации

0,6

0,4

0,6

0,3

Органы денежно-кредитного регулирования

-2,1

11,9

-2,3

9,4

Банки

18,1

-42,1

12,9

-35,7

Прочие секторы

16,4

34,4

13,3

26,7

Прямые инвестиции

28,6

30,3

23,4

26

Портфельные инвестиции

-1,6

2,1

-1,5

1,3

Ссуды и займы

-10

1,4

-9

-2,6

Прочие обязательства

-0,6

0,6

0,3

2

Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост)

-67,2

-39

-37,5

-46,1

Органы государственного управления

-0,3

10,2

-0,1

10,1

Ссуды и займы

0,4

-2,1

0,4

-2,1

Просроченная задолженность

-0,5

11,2

-0,4

11,3

Прочие активы

-0,2

1

-0,2

0,8

Органы денежно-кредитного регулирования

-0,1

0,1

-0,1

0,1

Банки

-6,7

11,8

4,8

-4,6

Прочие секторы

-60,3

-61

-42,1

-51,6

Прямые и портфельные  инвестиции

-41,9

-44,9

-32,2

-35,8

Наличная иностранная  валюта

14,4

4,1

13,6

-1,3

Торговые кредиты и  авансы

-1,5

4,7

-0,2

3,8

Задолженность по поставкам  на основании межправительственных соглашений

0,4

-1,8

0,5

-2,1

Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие  товары и услуги в счет переводов  денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям  с ценными бумагами

-28,9

-27,1

-21

-18,3

Прочие активы

-2,7

4,1

-2,9

2,1

Чистые ошибки и пропуски

-5,4

-1,7

-3,9

-2,3

Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост)

-36,8

-3,4

-45,4

25,4

Счет текущих операций

72,6

49,4

58,3

33,3

Торговый баланс

149,2

111,6

114,9

76,4

Экспорт

398

303,4

287,4

207,8

сырая нефть

134,1

100,6

98,9

69,1

нефтепродукты

69,6

48,1

51,1

32,6

природный газ

48,1

42

32,7

27,9

прочие

146,2

112,7

104,6

78,2

Импорт

-248,8

-191,8

-172,5

-131,5

Баланс услуг

-27,3

-19,9

-19,7

-14,3

Экспорт

44,1

41,5

32,2

30,4

Импорт

-71,4

-61,4

-51,9

-44,7

Баланс оплаты труда

-9,2

-8,6

-7,1

-6,4

Баланс инвестиционных доходов

-36

-30,8

-27,2

-20,5

Доходы к получению

32,8

30,7

25,2

23

Доходы к выплате

-68,8

-61,5

-52,4

-43,6

Федеральные органы управления

-0,8

-0,5

-0,5

-0,2

Доходы к получению

1,1

1,3

0,9

1,1

Доходы к выплате

-1,9

-1,7

-1,4

-1,3

Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате)

-0,2

-0,1

-0,1

0

Органы денежно-кредитного регулирования

4,6

6,9

3,6

5,4

Доходы к получению

4,7

6,9

3,6

5,4

Доходы к выплате

0

0

0

0

Банки

-3,2

-5,7

-2

-3,9

Доходы к получению

7,1

7,4

5,6

5,8

Доходы к выплате

-10,3

-13,1

-7,6

-9,8

Прочие секторы

-36,4

-31,5

-28,3

-21,8

Доходы к получению

20

15,1

15

10,7

Доходы к выплате

-56,4

-46,6

-43,3

-32,5

Баланс текущих трансфертов

-4,1

-2,9

-2,4

-1,9

Счет операций с капиталом  и финансовыми инструментами

-30,5

-44,3

-9,1

-56,3

Счет операций с капиталом (капитальные трансферты)

0,2

-11,9

0,2

-11,9

Финансовый счет (кроме  резервных активов)

-30,7

-32,4

-9,3

-44,4

Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение)

36,6

6,6

28,2

1,7

Федеральные органы управления

3,6

2

3,8

1

Портфельные инвестиции

4,8

3,8

4,7

2

выпуск

5,1

0

5,1

0

погашение

-2,9

-2,7

-2,7

-2,3

корпусов

-1,2

-1

-1,1

-0,9

купонов

-1,7

-1,6

-1,6

-1,4

реинвестирование доходов

1,7

1,5

1,3

1,1

вторичный рынок

0,8

5

0,9

3,2

Ссуды и займы

-1,1

-1,3

-1,3

-0,9

Просроченная задолженность

-0,1

-0,6

0,4

0

Прочие обязательства

0

0

0

0

Субъекты Российской Федерации

0,6

0,4

0,6

0,3

Органы денежно-кредитного регулирования

-2,1

11,9

-2,3

9,4

Банки

18,1

-42,1

12,9

-35,7

Прочие секторы

16,4

34,4

13,3

26,7

Прямые инвестиции

28,6

30,3

23,4

26

Портфельные инвестиции

-1,6

2,1

-1,5

1,3

Ссуды и займы

-10

1,4

-9

-2,6

Прочие обязательства

-0,6

0,6

0,3

2

Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост)

-67,2

-39

-37,5

-46,1

Органы государственного управления

-0,3

10,2

-0,1

10,1

Ссуды и займы

0,4

-2,1

0,4

-2,1

Просроченная задолженность

-0,5

11,2

-0,4

11,3

Прочие активы

-0,2

1

-0,2

0,8

Органы денежно-кредитного регулирования

-0,1

0,1

-0,1

0,1

Банки

-6,7

11,8

4,8

-4,6

Прочие секторы

-60,3

-61

-42,1

-51,6

Прямые и портфельные  инвестиции

-41,9

-44,9

-32,2

-35,8

Наличная иностранная  валюта

14,4

4,1

13,6

-1,3

Торговые кредиты и  авансы

-1,5

4,7

-0,2

3,8

Задолженность по поставкам  на основании межправительственных соглашений

0,4

-1,8

0,5

-2,1

Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие  товары и услуги в счет переводов  денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям  с ценными бумагами

-28,9

-27,1

-21

-18,3

Прочие активы

-2,7

4,1

-2,9

2,1

Чистые ошибки и пропуски

-5,4

-1,7

-3,9

-2,3

Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост)

-36,8

-3,4

-45,4

25,4


Оценка внешнего платежного баланса РФ фиксирует положительное  сальдо его текущего счета (валютная выручка за чистый экспорт и неторговые операции) в объеме $72,6 млрд в 2010 году. Это на 46% больше, чем в 2009 году, и на 30% меньше, чем в 2008 году. Положительное торговое сальдо платежного баланса ЦБ в 2010 году оценивает в $149,2 млрд. Его объем превысил показатель 2007 года на 14%, но оказался на 17% меньше абсолютного максимума, зарегистрированного в 2008 году. Экспорт оценивается в $398 млрд, что все еще на 15,6% меньше уровня 2008 года, а импорт — в $248,8 млрд, что меньше, чем в 2008 году, на 14,8%.

На фоне роста среднемесячных цен на нефть с $77 за баррель в  сентябре 2010 года до $89 в декабре 2010 года и восстановления экспорта газа профицит текущего счета в четвертом квартале 2010 года ($14,3 млрд) по сравнению с четвертым кварталом 2009 года сократился на 15%. Основной причиной его сокращения оказалось сокращение инвестиционных доходов на $9 млрд. При этом импорт в годовом выражении продолжал расти быстрее экспорта (27% против 16% соответственно), хотя по сравнению с третьим кварталом темпы его роста замедлились на 12,5%, а положительное сальдо торговли в четвертом квартале в годовом выражении сократилось на 3% — до $34,3 млрд.

 

4.  Иностранные инвестиции (приток и отток по странам и отраслям)

В целом по 2010 году ЦБ оценивает  дефицит финансового счета в $30,5 млрд. Наибольший удельный вес в  накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3% (на конец 2009 года — 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных — 3% (3,8%).

По данным Росстата, прямые иностранные инвестиции в Россию в прошлом году составили 13,8 миллиарда  долларов, что даже меньше кризисных 15,9 миллиарда 2009 года. Прямые иностранные  инвестиции являются лучшим из имеющихся  показателей притока или оттока долгосрочных инвестиций в Россию. В этом смысле 2010 год был для российской экономики провальным. 2010 год должен был продемонстрировать, в какой степени посткризисная экономика России привлекательна для инвесторов в ситуации, которая, как предполагается, будет продолжаться в течение многих лет, - при относительно дорогой нефти, медленных институциональных реформах и темпах роста ВВП 3-4 процента в год.

Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор РФ по сравнению  с 2009 годом сократились на $1,7 млрд — до $28,6 млрд, а инвестиции российских компаний за границу составили $41,9 млрд, что всего на $3 млрд меньше, чем в 2009 году. На негативное восприятие РФ со стороны инвесторов указывает и тот факт, что статья "своевременно неполученная экспортная выручка" финансового счета, которую по содержанию принято относить к бегству капитала, в 2010 году составила $28,9 млрд — это на $1,8 млрд больше, чем в 2009 году. В дополнение к этому по статье "чистые ошибки и пропуски" платежного баланса из РФ "убежало" еще $5,4 млрд, что на $3,4 млрд больше, чем в 2009 году.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010 году $120,8 млрд, или на 57,6% больше, чем в 2009 году.

Крупнейшими иностранными инвесторами  России являются Кипр, Нидерланды и  Люксембург, на долю которых приходится соответственно 20,7%, 13,5% и 11,7% всех накопленных  инвестиций в страну. В первую десятку  крупнейших инвесторов входят далее  Китай (9,3%), Германия (9,3%), Великобритания (7,2%), Ирландия (3,8%), Франция (3,4%), Япония (3%), Виргинские острова (2,5%).

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2010 года составил $82 млрд. В прошлом  году из РФ за рубеж было направлено $96,2 млрд иностранных инвестиций, или на 16,1% больше, чем в 2009 году.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $90,9 млрд, или на 19,3% больше, чем в 2009 году.

В январе 2011 Россия вошла  в число десяти самых опасных  стран мира для инвестиций. Россия занимает десятую строку рейтинга, подготовленного независимой компанией  Maplecroft, и входит в число стран с "чрезвычайно высокими" политическими рисками и самой нестабильной бизнес-средой. Первое место списка занимает Сомали, за ней следует Демократическая Республика Конго и Судан. Непосредственно перед Россией в рейтинге идут Пакистан и КНДР.

5.  Международная миграция населения (статистика)

В прошлом году (2010) количество иностранцев, въехавших в страну, составило более 13,6 миллионов, как  и прежде в основном из государств — участников СНГ (Украины, Узбекистана, Казахстана).

По данным ФМС, постоянная миграция, влияющая на демографию, по сравнению с 2009 годом, снизилась. Миграционный прирост за период 11 месяцев 2010 года лишь на 64% компенсировал естественную убыль населения.

Количество оформленных  разрешений на работу в прошлом году сократилось на 17% по отношению к 2009 году и составило 1,2 миллиона. Установленная  для регионов квота была исчерпана  на 76%.

В отношении 29 тысяч иностранцев-правонарушителей вынесены судебные решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

Было оформлено почти 157 тысяч патентов (система патентов введена с 1 июля). Нововведение принесло в бюджет более 330 миллионов рублей.

По данным ФМС, наибольшее количество патентов оформлено в Центральном федеральном округе (38% от общего количества иностранных граждан), далее следует Сибирский (15%) и Приволжский федеральные округа (13%). Меньше всего оформлено патентов на Дальнем Востоке (6%) и Северном Кавказе (2%).

По официальной статистике, больше всего патенты оформляли  граждане Узбекистана — (45% от общего количества иностранных граждан), Таджикистана (20%) и Киргизии (11%).

За шесть месяцев 2010 года было оформлено более 3 тысяч разрешений на работу для высококвалифицированных  иностранных специалистов, среди  которых представители ведущих  мировых компаний и международных  финансовых институтов («Нестле», «Пежо», «Ситроен», «Проектер энд Гэмбл», «Нокиа Сименс Нетворкс», «Майкрософт», «Пирелли», «ИКЕА», «Баер», «Фольксваген», «Шел», «Голдман Сакс» и «Ю Би Эс Банк»).

6.  Международная торговля технологиями

Россия экспортирует высокотехнологичные  товары и гражданского назначения. Так, в I полугодии 2010 года на экспорт было поставлено средств вычислительной техники на 47 млн долл., оптических, измерительных, медицинских и т.п. инструментов и приборов - на 545 млн долл., станков для обработки металлов - на 56 млн долл., двигателей турбореактивных и турбовинтовых - на 507 млн долл., оборудования и комплектующих для АЭС - на 757 млн долларов.

Если к данной категории  товаров отнести современные  виды боевой техники и оружия, в  том числе и высокоточного, по экспорту которых Россия находится  в числе мировых лидеров, то тогда  можно говорить и о росте экспорта таких товаров.

 

Заключение

У России есть все необходимые  предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует  ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность  удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический  уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать  более предсказуемой для внешнего инвестирования.

В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка  высокотехнологичного и наукоемкого  экспорта.

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно  уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить  производство АПК России. Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму  урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность  не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.

Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения  своих интересов через участие  в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового  режима, который охватывает все новые  сферы и в перспективе может  распространиться так же на взаимосвязь  торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.


Информация о работе Внешняя торговля России