Возможности применения антимонопольного опыта за рубежом в условиях российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

В качестве темы своей курсовой работы я выбрала следующую : « Антимонопольное регулирование экономики России ». Актуальность темы обусловлена тем, что антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим данная тема является актуальной.
Объектом курсовой работы является антимонопольное регулирование экономики России.
Предметом курсовой работы является проблема деятельность Федеральной Антимонопольной службы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования……………6
1.1 Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды………….6
1.2Становление антимонопольной политики в России………………..9
1.3 Методы антимонопольной политики в России…………………….11
2. Анализ антимонопольной политики России…………………………...16
2.1 Структура антимонопольных органов в России…………………...16
2.2 Оценка эффективности мер государственного
антимонопольного регулирования РФ…………………………......20
3. Возможности применения антимонопольного опыта за
рубежом в условиях российской экономики…………………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная экономика показать.docx

— 431.96 Кб (Скачать файл)

В 2007 году в Российской Федерации появились такие инструменты борьбы с картелями как оборотные штрафы и программа смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

Анализ работы ФАС России за 2008 г. свидетельствует о том, что нарушения антимонопольного законодательства органами власти не сокращаются и составляют значительную долю (52,8 %) в общем объеме выявленных нарушений, что свидетельствует о многочисленных фактах ограничения конкуренции на определенных товарных рынках. В целях пресечения выявленных нарушений с каждым годом возбуждается все большее количество антимонопольных дел.

В 2008 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти, что на 34 % превышает соответствующий показатель 2006г.

Наиболее распространенными видами повторяющихся нарушений со стороны органов власти являются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов и наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Повторяющиеся нарушения антимонопольного законодательства являются опасной тенденцией, которая представляет постоянную угрозу конкуренции и свидетельствует о наличии устойчивых административных барьеров входа на товарные рынки.

В 2008 году были обобщены субъективные оценки интенсивности конкуренции в российской промышленности по результатам опросов, проводившихся на постоянной основе Институтом экономики переходного периода. По опросам ИЭПП уже в 2006 году наблюдалось снижение индекса интенсивности конкуренции, которое продолжилось в 2008 году. Впрочем, значения этого показателя для отраслей не опустились ниже уровня «умеренная конкуренция». За время мониторинга конкуренции в 1995-2008 гг. максимальная доля конкурентных рынков с внутрироссийской конкуренцией была зарегистрирована в 2005 г. Тогда 94% предприятий ощущали конкуренцию со стороны других российских производителей на своих рынках сбыта. Максимальная доля рынков с конкуренцией из дальнего зарубежья пришлась на 2006 г. и составила 73%. Во всех отраслях внутрироссийская конкуренция остается наиболее интенсивным видом конкуренции на рынках сбыта.

С начала 2008 года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Примерно половина из них - это злоупотребления доминирующим положением на рынке, другая часть - картельные сговоры и согласованные действия.

Статистика дел по нарушениям антимонопольного законодательства на топливных рынках:

- согласованные  действия хозяйствующих субъектов - 47;

- злоупотребление  доминирующим положением - 54;

Из них:

- на рынках  автобензинов - 60;

- на рынках  авиаГСМ и услуг топливозаправочных  комплексов в аэропортах- 41.

По результатам рассмотрения дел в 2008 году наложено штрафов на сумму более 800 миллионов рублей.

В результате принимаемых мер и изменения конъюнктуры рынка начиная с конца июля 2008 цены на нефтепродукты снижаются.[1]

В целях предотвращения антиконкурентных действий со стороны местных органов власти, в согласованном ФАС России проекте федерального закона «Об общих принципах транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», принятом в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, содержится ряд антимонопольных требований: один перевозчик (группа лиц) не может занимать долю на городском рынке или межмуниципальном (межсубъектном) маршруте боле 35%, если есть другие желающие перевозить пассажиров; один лот на конкурсе не может превышать 35% общего объема; один лот не может содержать два маршрута совпадающих более, чем на 50%.

Согласно исследования ВЦИОМ в 2007 году, ФАС – полезное ведомство для экономики России. Среди россиян пользу в деятельности ФАС видят 68% опрошенных против 11% видящих в работе ФАС скорее больше вреда. Среди предпринимателей баланс оценок 37% «+» и 6% «–». Кроме того, почти четверть предпринимателей (24%) склонны видеть прогресс в деятельности ведомства, пусть пока и небольшой. Граждане еще чаще склонны замечать повышение качества работы службы (38% «+» против 24% «–»).

Весьма показательным фактом являются оценки предпринимателями основного источника угрозы для состояния конкурентной среды. При том, что относительное большинство (43%) респондентов считают, что основная угроза исходит от нечестной борьбы между самими субъектами хозяйственной деятельности, тем не менее, весьма велика и доля тех, кто полагает, что главную опасность здесь представляет деятельность органов власти.

Население в значительной степени солидарно с предпринимателями – среди опрошенных граждан оказалось много как тех, кто видит главную опасность для здоровой конкуренции со стороны предпринимателей (32%), так и тех, кто обвиняет в большей степени власть (37%).

В целом же видна более критичная позиция в адрес предпринимателей со стороны самих представителей бизнес-сообщества, нежели со стороны населения (о нечестной конкурентной борьбе говорили 43% респондентов-предпринимателей и 32% респондентов-граждан).(Рисунок 1)

                                                                                    

Рисунок 1- исследования ВЦИОМ в 2007 году

В целом же можно констатировать, что российский бизнес постепенно расстается с образом «дикого капитализма» и медленно дрейфует в сторону цивилизованного предпринимательства. Тем не менее, сохраняется сегмент предпринимательства, которое предпочитает руководствоваться негласными нормами, «понятиями» бизнес-среды, полагая, что «справедливость» важнее закона.

На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестала быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОПЫТА ЗА  РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Структура антимонопольных органов США не изменялась с 1914 года. Реализация антитрестовских законов возложена на Министерство юстиции США и Федеральную торговую комиссию США.

Министерство юстиции наделено полномочиями применять антитрестовское законодательство, осуществлять следственные и обвинительные функции, возбуждать гражданские и уголовные дела, рассматриваемые окружными судами. В то же время судебные решения, а также отдельные действия Министерства юстиции могут быть в обычном порядке обжалованы в апелляционных судах и в Верховном суде США.

В Министерстве юстиции США создан Антитрестовский департамент, который состоит из нескольких секций: по уголовным процессам; по специальным процессам, по общим тяжбам, по специальным тяжбам, по апелляционным делам, по реализации решений, по консультациям, по внешней торговле. Имеются также семь отделений в различных регионах США. В настоящее время общая численность Антитрестовского департамента составляет более 500 человек.

ФТК представляет собой независимый административный орган, обладающий специальными полномочиями в области применения антитрестовского законодательства, недопущения монополизации, пресечения недобросовестной конкуренции и нарушений прав потребителей. ФТК проводит расследование нарушений законодательства по собственной инициативе, по заявлению Генерального прокурора, указаниям Президента или Конгресса, жалобам частных лиц. Комиссия имеет право возбуждать иски, устраивать публичные слушания по таким иска и выдавать предписания о прекращении нарушений законодательства, требовать представления всей необходимой информации, обращаться в окружные суды и к административным органам с целью принуждения к исполнению предписаний и наложения гражданско-правовых взысканий. Заключения и предписания ФТК носят обязательный характер. К административным средствам регулирования можно отнести выпускаемые ФТК многочисленные инструкции и руководства в дополнение к антитрестовским законам, причём в этих документах часто рассматриваются и запрещаются такие антиконкурентные действия, которые оказываются вне поля зрения самого законодательства, но не противоречат ему.

Аппарат ФТК состоит из большого штата профессиональных юристов, экономистов, научных работников, занятых в основных подразделениях (штат около 600 чел.), кроме того, ФТК имеет сеть региональных представительств. Решая единую задачу по осуществлению антимонопольного контроля, Антитрестовский департамент и ФТК стремятся предотвратить дублирование. Для этого они заранее извещают друг друга о предстоящих расследованиях. Оба ведомства рассматривают дела по слияниям, монополистической деятельности. Однако только Минюст США имеет право реализовывать уголовные нормы антитрестовского законодательства. Региональные представительства рассматривают менее масштабные дела и не имеют полной самостоятельности. Все дела возбуждаются в ФТК и Минюсте США. Они же осуществляют координацию всей антимонопольной деятельности.

Контроль некоторых вопросов, связанных с антимонопольным регулированием, осуществляется и комитетом Сената по малому бизнесу, а также Президентом США. Особая роль здесь отводится судьям, так как кроме рассмотрения антитрестовских дел, суды разрабатывают специальные доктрины о заведомых нарушениях и создают судебные прецеденты, что оказывает положительное воздействие на деятельность административных органов, созданных для контроля регулирования антимонопольной деятельности.

В настоящее время за нарушение антитрестовских законов предусмотрены уголовная ответственность в виде тюремного заключения до трёх лет и штрафа до 10 млн. долларов с корпорации и до 350 тыс. долларов с должностного лица. Размеры штрафов и продолжительность тюремного заключения на протяжении действия антитрестовских законов несколько раз пересматривались в сторону повышения. Применение уголовных санкций и в последние годы используется всё шире в связи с участившимися случаями особого вида ценового сговора- фиксирования ставок в торгах на получение государственных контрактов.

В Западной Европе антимонопольное законодательство возникло позднее, чем США, и несколько отличается от американского по существу. Во многом это объясняется отличиями в развитии самих монополий. В Западной Европе преобладающей формой монополистических объединений вплоть до второй мировой войны были картели, а не тресты, получившие развитие в американской промышленности. Картели представляют собой соглашение между независимыми компаниями о ценах, долях на рынке или о разделе рынков. Это наименее устойчивая форма монополистических объединений с ограниченными возможностями влияния на рынки. Американские тресты, построенные по принципу объединения собственности конкурентов в единое предприятие, напротив, были весьма устойчивы и оказывали на рынки особенно разрушительное воздействие. Поэтому американские законодатели были вынуждены принимать жёсткие и срочные меры в защиту конкуренции, в то время как европейские политики рассматривали картельные соглашения в качестве необходимых структур, позволяющих сдерживать «излишнюю конкуренцию» и как-то контролировать рыночную стихию. Предпринимались лишь отдельные попытки установления государственного контроля над картелями (1935 г. в Бельгии и Нидерландах и в 1937 г. в Дании).

В послевоенные годы, когда существенно расширились экономические связи США с европейскими государствами, большинство из них официально провозгласили, что придерживаются политики содействия конкуренции и ограничения монополистических тенденций. В большинстве европейских стран были приняты законы, запрещавшие монополистическую деятельность и монополистические соглашения.

При всей несхожести законодательства отдельных европейских государств можно отметить одну общую черту, которая отличает их от американского антимонопольного законодательства, - они более либеральны в отношении к монополиям. Монополии здесь не запрещены, хотя государственный контроль за их деятельностью довольно жесткий. Более того, правительства наделены правами в исключительных случаях, способствовать формированию монополистических объединений и даже проводить принудительное картелирование. Такой подход обусловлен главным образом жесткими условиями международной конкуренции и слабостью европейских компаний перед лицом американских и японских фирм.[2]

В последние годы Европейское сообщество добилось сближения взглядов стран – участниц ЕС на антимонопольное законодательство, что означает усиление антитрестовских настроений в некоторых странах, ранее практически не обращавших внимания на юридическую сторону обсуждаемого вопроса. Это позволило несколько сократить различия в трактовке антимонопольных мер между Старым и Новым Светом.

Рассматривая сферу применения антимонопольных (антитрестовских) законов различных стран мира следует констатировать и то, что в большинстве случаев законодательство имеет строго территориальный характер, то есть, регулирует операции фирм в пределах национальных регионов (рынков). Лишь законодательные акты США, Канады и ЕЭС в отдельных деталях являются экстерриториальными.

В целом видно, что конкретный характер, и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеет свои особенности. Главным же является то, что все законы имеют целью охрану и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, контроль за слияниями, защиту интересов и содействие развитию малого бизнеса. В качестве объекта регулирования, таким образом, выступают как хозяйственные единицы, их состав и действия, так и формы отношений между ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Информация о работе Возможности применения антимонопольного опыта за рубежом в условиях российской экономики