Возможности применения антимонопольного опыта за рубежом в условиях российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

В качестве темы своей курсовой работы я выбрала следующую : « Антимонопольное регулирование экономики России ». Актуальность темы обусловлена тем, что антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим данная тема является актуальной.
Объектом курсовой работы является антимонопольное регулирование экономики России.
Предметом курсовой работы является проблема деятельность Федеральной Антимонопольной службы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования……………6
1.1 Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды………….6
1.2Становление антимонопольной политики в России………………..9
1.3 Методы антимонопольной политики в России…………………….11
2. Анализ антимонопольной политики России…………………………...16
2.1 Структура антимонопольных органов в России…………………...16
2.2 Оценка эффективности мер государственного
антимонопольного регулирования РФ…………………………......20
3. Возможности применения антимонопольного опыта за
рубежом в условиях российской экономики…………………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная экономика показать.docx

— 431.96 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

Безусловно, демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2010

2. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / В.В. Качалин – М.: Наука, 2009. – 234 с.

3. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2000 г.

4.  Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство. Новый закон о защите конкуренции.// Право и экономика. 2009г.

5. Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство. Новый закон о защите конкуренции.// Право и экономика. 2009г.

6. Макро- и микроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова

7.   Минимальный размер оплаты труда

8. Общественные и экспертные советы

9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

10. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»

11. Федеральный закон «О защите конкуренции»

12. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

13. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

14. Федеральный закон «О рекламе»

15. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

16.  Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 2011г

 

 

 

 


Информация о работе Возможности применения антимонопольного опыта за рубежом в условиях российской экономики