Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 09:54, реферат
Историческая школа — это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны. Ее возникновение в рамках экономической науки связано с целым комплексом объективных причин.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 6
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ГЕРМАНИИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат:
«Возникновение немецкой исторической школы, этапы её развития и основные представители».
Выполнил:
Юрин С.В.,
группа ЗЭ-10-1
Проверил:
доцент
Жидков Н.Н.
Москва
2012 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 6
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ГЕРМАНИИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Историческая
школа — это немецкое явление,
отразившее специфику социально-
Германия, в отличие от Англии и Франции, в середине XIX века была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов века. Поэтому развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа.
Немецкая политическая экономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран, но ввела национальную политэкономию.
Историческое направление в политической экономии пыталось наметить третий путь между крайностями экономического либерализма и утопического социализма. Сторонники этого направления отвергли революцию и не ставили под сомнение частную собственность. Однако они считали недостаточным представление о человеке как об эгоистичном Homo economicus, заинтересованном только в личной выгоде, не принимали формулу «laissez faire» и придавали большое значение национальным историческим и географическим особенностям, "чувству общности" и экономической роли государства.
Выдвинутые
исторической школой идеи заполняют
всю вторую половину XIX века. Наибольшего
расцвета они достигают в течение
последней четверти его. Но дата их
происхождения восходит выше. Она
может быть отнесена приблизительно
ко времени появления в 1843 году маленькой
книги Рошера "Краткие основы
курса политической экономии с точки
зрения исторического метода". Что
бы понять идеи школы, надо обратиться
к этой эпохе, ибо оправдание и
объяснение критики исторической школы
находятся в тогдашнем
Целью написания данной работы является изучение немецкой исторической школы.
Бесспорным основателем школы является Вильгельм Рошер (1817 - 1894), профессор Геттингенского университета, который опубликовал в 1843 году свои «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода». В предисловии к этому маленькому произведению Рошер уже излагал руководящие идеи, которыми он вдохновлялся и которые он развивал потом в своих известных «Принципах политической экономии», появившихся первым изданием в 1854 году. Он задается тут лишь целью изложить экономическую историю. «Наша цель, - говорит он, - описание того, чего хотели и к чему стремились народы в экономической области; цели, которые они преследовали и достигли; основания, ради которых они преследовали и добивались их».
Таким образом,
Рошер ставит себе задачу просто дополнить
общепризнанную теорию историей экономических
событий и мнений. И действительно,
в целом ряде последовательно
выходивших томов его «Принципов»,
к которым с каждым разом росли
симпатии образованного общества в
Германии, Рошер ограничивается приложением
к изложению классических доктрин
ученых и плодотворных экскурсий
в область экономических
Другой
немецкий профессор, представитель
исторической школы, Бруно Гильдебранд
(1812 - 1878), выступил в 1848 году с более
широкими претензиями. В его книге
«Политическая экономия настоящего
и будущего» больше, чем у Рошера,
обозначилась оппозиция классической
экономии. Здесь история была представлена
не только как средство оживить и
усовершенствовать существующие теории,
но и как орудие полного обновления
науки. Гильдебранд ссылался на прогресс,
который совершил исторический метод
в науке о языке. Отныне политическая
экономия должна была быть исключительно
«наукой о законах
а) Натуральное хозяйство. Обмен либо вообще отсутствует, либо принимает формы бартера.
б) Денежное хозяйство. На этой стадии развития деньги становятся необходимым посредником при совершении обменных операций.
в) Кредитное
хозяйство. А здесь прекращается
использование денег при
В 1848 году
Гильдебранд обещал выпустить продолжение
своего чисто критического произведения,
где он предполагал изложить принципы
нового метода. Но это продолжение
не появилось. Эту трудную задачу
взял на себя другой немецкий профессор,
Карл Книс (1921 - 1898) в своем пространном
трактате, появившемся в 1853 году под
названием "Политическая экономия,
рассматриваемая с исторической
точки зрения". Но его идеи также
мало совпадают с идеями его двух
предшественников, как идеи последних
между собой. Он был наиболее радикальным
«еретиком» по отношению к магистральному
направлению экономической
Он вообще отрицал возможность создания экономической науки как таковой. Ведь наука может существовать только там, где есть некая повторяемость изучаемых явлений. Но каждая нация имеет свой неповторимый, уникальный путь развития хозяйства, поэтому повторяемость невозможна. Экономические явления по своей сути недоступны познанию. Экономисты могут лишь наблюдать их и давать им моральную оценку.
Таким образом, три основателя школы много критиковали классические методы, но не могли согласиться насчет цели и природы науки и оставили другим задачу приложения своих целей.
Задачу эту взяла на себя "молодая историческая школа", сгруппировавшаяся в 1870 году вокруг Шмоллера.
Немецкая
историческая школа представляет собой
главное еретическое
Старая историческая школа
Первым, кто стал широко использовать исторические примеры как политэкономические аргументы, акцентируя при этом значение политико-правовых и социокультурных институтов для экономического развития, был Фридрих Лист (1789-1846). Энергичный общественный деятель, предприниматель, одним из первых оценивший значение железных дорог и сам проектировавший их, запальчивый критик идей Смита и Сэя, провозгласил, что «наука не имеет права не признавать природу национальных отношений».
«Космополитической
экономии» Смита и его франко-
и германоязычных эпигонов Лист противопоставил
национальную экономию, призванную содействовать
"промышленному воспитанию", подъёму
производительных сил нации на основе
"воспитательного
Предлагая
простую схему пятистадийного экономического
развития наций от пастушеского до
«торгово-мануфактурно-
Лист
развернул критику