Вступление России во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – оценить возможные последствия для российской торговли после вступления в ВТО.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть принципы и основные функции ВТО;
- проанализировать преимущества торговой системы ВТО;
- проанализировать основные преимущества и недостатки участия России в ВТО;
- оценить перспективы присоединения России к ВТО.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНО ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5
1.1 Принципы и основные функции ВТО 5
1.2 Преимущества торговой системы ВТО 8
1.3 Этапы вступления России в ВТО 11
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ В ВТО 13
2.1 Основные проблемы, связанные со вступлением России в ВТО 13
2.2 Взаимоотношение ВТО и России 16
2.3 Политика свободной торговли в регулировании межэкономической деятельности страны 23
3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

3484 присоединение России к ВТО - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский  институт (филиал)

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет

 

 

 

 

 

Кафедра Общей  экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория» на тему

«Вступление России во Всемирную Торговую Организацию»

 

 

 

 

Выполненастуденткой 1 курса  ТВи-11 группы

заочной формы обучения

Соромотиной Елизаветой Игоревной

специальности  Коммерция (товаровед)

Научный руководитель Азина  Н. А. доцент, к.э.н.

 

 

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите    

 

 

« »   200 г.       

  (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013г.

Содержание

 

Введение

 

Вступление  России в ВТО в начале XXI в. стала  одним из событий, ознаменовавших начало нового периода в развитии России и явившихся причиной развернувшихся внутриполитических баталий. О необходимости скорейшего вступления России в ВТО неоднократно заявляли представители власти, включая Президента Российской Федерации; о негативных последствиях этого шага много и активно говорили представители бизнес-сообщества

Сегодня представляется целесообразным детальный анализ экономических  аспектов вступления России в ВТО  и обозначение потенциальных  политико-экономических последствий  этого шага. Существующие исследования особенностей полноправного участия России в деятельности ВТО во многом стали отражением напряженных политических споров вокруг процесса вступления, однако пока сконцентрировались в основном на отдельных его составляющих, лишь косвенно затрагивая политическую сторону данного вопроса, что подтверждает актуальность проведенного исследования.

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы  рынки оставались открытыми и  чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок.

Актуальность  проблем взаимоотношений России и ВТО определяется, прежде всего, тем, что присоединение России к ВТО входило в число наиболее приоритетных направлений российской внешнеэкономической политики.

Цель данной работы – оценить возможные последствия для российской торговли после вступления в ВТО.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть принципы и основные функции ВТО;

- проанализировать преимущества торговой системы ВТО;

- проанализировать основные преимущества и недостатки участия России в ВТО;

- оценить перспективы присоединения России к ВТО.

Объектом исследования работы является проблемы присоединения  России к ВТО. Предметом исследования выступает оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.

Методологическую  основу работы составляет анализ теоретической, периодической литературы, статистических данных.

Среди использованной литературы следует особо отметить статьи, в которых анализируются основные преимущества и недостатки участия России в ВТО и оцениваются перспективы присоединения России к ВТО. Также значительный интерес представляет работа Гэри П. Сэмпсона «Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении», в которой рассматриваются история создания и структура ВТО, а также основные соглашения и принципы ВТО.

Научная новизна  и практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены все основные компоненты проблемы и перспективы вступления России в ВТО, охарактеризованы возможности государственного регулирования вступления ВТО на уровне РФ.

 

1. Всемирно ТОрговая организация и Российская Федерация

1.1 Принципы  и основные функции ВТО

ВТО – международная  организация, в формате которой  реализован механизм регулирования  международной торговли на публично-правовом уровне.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Генеральным директором ВТО на сегодня является Паскаль Лами.

Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

На март 2013 г. в ВТО состояло 159 стран. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Известно, что  суть норм Всемирной торговой организации (ВТО) – раскрытие государственных  границ для потока товаров и капиталов, а также значительное ограничение  возможностей регулирования внешнеторговой деятельностью со стороны правительства. Передача экономики России под юрисдикцию норм ВТО вызывает большие опасения у ученых, специалистов, предпринимателей и граждан нашей страны. Вступление в ВТО сопряжено с риском утраты отечественной промышленности (машиностроение, пищевая и легкая промышленность), а также большей части сельского хозяйства и сферы услуг. Либерализация доступа на отечественный рынок зарубежных товаров и услуг чревата импортной экспансией и банкротством неконкурентных российских предприятий и, как следствие, ростом безработицы и социальной напряженности в регионах страны.

Для исключения этих негативных последствий вступления в ВТО необходима серьезная подготовка к этому, как в общегосударственном  масштабе, так и на региональном уровне (особенно на уровне предприятий). Если на общегосударственном уровне такая подготовка в какой-то степени уже ведется, то на региональном уровне и на предприятиях работа в этом направлении только начинается, отсутствуют научно-методические рекомендации по такой подготовке в регионах, на предприятиях.

Всемирная торговая организация (как и многие другие международные организации) расположена в г. Женеве, Швейцария.

Основополагающими принципами  ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и  национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

ВТО в своей деятельности руководствуется следующими принципами :

- не  должно быть места дискриминации:  члены ВТО не должны дискриминировать  своих торговых партнеров - на  них на всех в равной мере  должен распространяться режим наибольшего благоприятствования; члены ВТО не должны дискриминировать иностранные продукты, услуги или подданных (как субъектов отношений международной торговли) - им должен быть предоставлен национальный режим;

- должно быть  все меньше и меньше торговых барьеров; переговорный процесс должен способствовать снижению этих барьеров;

- правовое регулирование  в сфере отношений международной торговли должно быть прозрачным и предсказуемым: все заинтересованные физические и юридические лица, а также органы власти и управления субъектов ВТО должны быть уверены в том, что торговые барьеры (тарифные, нетарифные барьеры или иные меры) не будут вводиться произвольно;

- должна  развиваться и поддерживаться  справедливая и добросовестная конкуренция, необходимо отказаться от несправедливых методов и практики недобросовестной конкурентной борьбы;

- должны  быть созданы более выгодные  условия для развивающихся и наименее развитых стран (за счет предоставления им более длительных сроков для адаптации, большей гибкости в принятии решений и специальных привилегий).

Важнейшими  функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей  пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров  и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

1.2 Преимущества  торговой системы ВТО

 

Основными преимуществами от членства в ВТО являются:

- получение  более благоприятных условий  доступа на мировые рынки товаров  и услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых  отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- устранение  дискриминации в торговле путем  доступа к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов  в случае, если они ущемляются партнерами;

- возможность  реализации своих текущих и  стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

Экономическую безопасность России можно оценить, выделяя 12 сфер функционирования экономики и общества:

- инвестиционная безопасность — способность экономики территории к росту и расширенному воспроизводству;

- производственная безопасность — оценка кризисных ситуаций в сфере производственного потенциала на территории;

- научно-техническая безопасность — состояние научно-технического потенциала территории и ведущих отечественных научных школ;

- внешнеэкономическая безопасность — зависимость экономики территории от импорта важнейших видов продукции и продовольствия;

- финансовая безопасность — устойчивость финансовой системы территории;

- энергетическая безопасность — способность топливно-энергетического комплекса (ТЭК) удовлетворять потребности экономики в топливно-энергетических ресурсах;

- уровень жизни населения — наличие условий для нормальной жизнедеятельности населения территории;

- рынок труда — способность экономики территории обеспечить достаточное количество рабочих мест;

- демографическая безопасность — устойчивость к депопуляции населения на территории;

- правопорядок — уровень криминализации общества и сфер хозяйственно-финансовой деятельности на территории;

- продовольственная безопасность — степень обеспечения населения территории продовольствием собственного производства в достаточном количестве;

- экологическая безопасность — способность территории к сохранению баланса между человеком и природой.

Состояние защищенности экономической сферы  России достигается  посредством управления органами государственной власти и непосредственно населением региона.

Основными заинтересованными  лицами в достижении высокой степени экономической безопасности являются органы государственной власти, поскольку государство реализует свои функции через их деятельность.

К числу главных  угроз для российской экономики  вследствие присоединения к ВТО можно отнести следующие: повышение цен на энергоносители до мирового уровня, снижение уровня таможенных пошлин на импортируемые товары, отмена государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства, свободный доступ иностранных компаний на российский рынок, снятие нетарифных ограничений.

Данный  перечень угроз отражает практически весь спектр издержек от вступления России в ВТО. Все остальные негативные явления, так или иначе, входят в этот список.

Поскольку адекватных сведений о состоянии технологического парка большинства предприятий, работающих на внутренний рынок, просто не существует, просчитывать возможные  негативные последствия от присоединения  России к ВТО существенно сложнее. Опираться приходится лишь на самые общие оценки и рассуждения.

Существуют  три характеристики, совокупность которых  позволяет выделить отрасли, наиболее чувствительные к присоединению  к ВТО. Это, во-первых, показатель соотношения  импортной и собственной продукции на внутреннем рынке. Во-вторых, доля экспорта в объеме производства отрасли. В-третьих, доля в отрасли крупных и крупнейших компаний, способных конкурировать на внешних рынках. Чем выше эти значения, тем менее чувствительна отрасль к вступлению в ВТО. По указанным критериям наиболее уязвимыми являются такие направления, как станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химико-фармацевтическая, микробиологическая и биотехнологическая промышленность, производство медицинской техники, пищевая промышленность и сельское хозяйство, а также авто — и авиастроение

Информация о работе Вступление России во Всемирную Торговую Организацию