Вступление России во Всемирную Торговую Организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – оценить возможные последствия для российской торговли после вступления в ВТО.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть принципы и основные функции ВТО;
- проанализировать преимущества торговой системы ВТО;
- проанализировать основные преимущества и недостатки участия России в ВТО;
- оценить перспективы присоединения России к ВТО.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНО ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5
1.1 Принципы и основные функции ВТО 5
1.2 Преимущества торговой системы ВТО 8
1.3 Этапы вступления России в ВТО 11
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ В ВТО 13
2.1 Основные проблемы, связанные со вступлением России в ВТО 13
2.2 Взаимоотношение ВТО и России 16
2.3 Политика свободной торговли в регулировании межэкономической деятельности страны 23
3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

3484 присоединение России к ВТО - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Ограничимся пока обсуждением плюсов и минусов  от присоединения к ВТО только для «живых» отраслей — каковыми из этого перечня можно считать  разве что автомобилестроение и сельское хозяйство. «Как известно, в России разворачивается сборочное производство автомобилей ведущих зарубежных фирм. Одним из условий создания сборочных производств и беспошлинного ввоза комплектующих правительство установило постепенную локализацию выпуска авто компонентов. Но требование локализации как условие беспошлинного ввоза противоречит правилам ВТО». Другими словами, ради ВТО придется пожертвовать долгосрочными интересами национальной автопромышленности. Возможно, такой расклад и не отпугнет иностранных производителей от переноса части производств в Россию, но делать это они точно будут менее охотно.

1.3 Этапы  вступления России в ВТО

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой  о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ

С 1 января 1995 г. ГАТТ был преобразован в ВТО –  Всемирную  Торговую Организацию, включившую Генеральное соглашение по тарифам  и торговле в качестве своей составной части. В это же время Бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации                      О.Д.Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской  Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

В соответствии с установленной процедурой присоединения  Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в  этой влиятельной международной  организации, который продолжался  почти 18 лет.

Объявление  В.В. Путиным в 2001 году вступления в ВТО в качестве главного приоритета внешнеэкономической политики РФ несколько ускорило процесс вступления страны в ВТО.

С 2006 года и по август 2012 года состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву.

В августе 2012 года Россия официально вступила в ВТО.

Протокол о  присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступает в силу, 22 августа 2012 года, сообщал МИД России.

Таким образом, Россия становится 156-м членом ВТО. Министры стран — членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.

 

2. Проблемы  и перспективы взаимоотношений  России в ВТО

2.1 Основные  проблемы, связанные со вступлением  России в ВТО

 

22 августа Россия  вступила в ВТО. Многие боялись этого момента, как огня. Предсказывали, что вскоре отечественные производители обанкротятся. Страну наводним дешевый импорт. Безработица подскочит до небес, а российское вообще никто покупать не будет.

Но ничего подобного  после вступления в ВТО пока не произошло. Напротив, импорт в Россию заметно упал. Такие данные приводятся в отчете Евразийской экономической комиссии [17].

В среднем объем  ввоза иностранной продукцию  с момента вступления России в  ВТО сократился на 10 процентов. И  это касается почти всех групп товаров, за исключение продовольственных и сырья для их производства.

Сильнее всего  сократился ввоз в Россию легковых автомобилей. С момента вступления в ВТО этот показатель упал на 40 процентов.

Впрочем, аналитики  находят этому объяснение. По их мнению, сокращение доли импорта автомобилей напрямую связано с введение в России утилизационного сбора. Его же они рассматривают как мера государственной поддержки отечественного производителя.

Значительно сократился объем ввоза продукции машиностроения. Здесь доля импорта с конца августа упала на 33 процента. Также снизились объемы ввоза рыбы и фруктов. Импорт текстиля и обуви остался на прежнем уровне.

Однако в  некоторых отраслях вступление России в ВТО все-таки спровоцировало рост импорта. Речь, в первую очередь, о продуктах питания. Так, снижение пошлин увеличило ввоз свинины на 16 процентов, а растительного масла – на 50 процентов.

На 23 процента вырос  импорт молочных продуктов. А объемы ввоза табачных изделий подскочили на треть.

Кстати, последнее аналитики не связывают напрямую со вступлением в ВТО. Они считают, что активность табачных компаний объясняется рядом заявлений и планов российских властей по борьбе с курением.

В частности, неоднократно говорилось о повышении акцизов. В связи с этим, по мнению специалистов Евразийской экономической комиссии, поставщики сигарет просто формируют на территории России большой товарный запас, опасаясь резкого ужесточения условий работы.

Однако аналитики  не склонны снижать опасность  ВТО для российской экономики в связи с положительными итогами первых месяцев. Так, вступление в эту организацию предусматривает отмену целого ряда ввозных пошлин, сокращение государственных субсидий и снижение уровня господдержки.

Но подобное послабление наступит не сразу. Для «раскачки» у России есть 2-3 года. А в наиболее уязвимых отраслях, например, в автомобильной промышленности и сельском хозяйстве, срок перехода на условия работы по правилам ВТО составляет 5-7 лет.

Однако негативные последствия вступления в ВТО  эксперты из Евразийской экономической комиссии, высокопоставленные чиновники и экономисты предсказывают России уже в наступившем году. По их мнению, в 2013 году бюджет не досчитается 188 миллиардов рублей из-за ВТО.

Важно отметить, что Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство вдвое снизить размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям за время перехода. Сумма, которую Россия закладывает в бюджет как помощь агропромышленному комплексу снизится с $9 млрд. в текущем году до $4,4 млрд. в 2018-м. Для избегания излишней господдержки Россия до 2018 года будет направлять эти цели не более 30% от общей суммы субсидий. Предполагается, что некоторые продукты питания существенно подорожают, так как цена на них будет формироваться на рыночных условиях.

По соглашению с ВТО будут установлены тарифные квоты для говядины, свинины, мяса птицы. Для говядины импортная пошлина  внутри квоты составит 15%, за рамками  квоты – 55%, для свинины – 0% и 65% (с 2020 г. – 25%), для мяса птицы – 25% и 80%. Пошлины на ввоз молочных продуктов будут сокращены до 14,9% с нынешних 19,8%, злаков – до 10% с 15,1%, семян подсолнечника, масел и жиров – до 7,1% с 9%. Условия вступления подразумевают также, что Россия понизит пошлину на импорт сахара c 243 до 223 долларов за тонну. В 2012 году Россия реформирует свой тарифный режим для сахара с целью его дальнейшей либерализации.

Россия совсем снимет ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (криптографии), а также обнулила ввозные пошлины  на высокотехнологичную продукцию.

Для финансового  сектора условия следующие: иностранным  банкам позволят работать через дочерние структуры. Желающий выйти на российский рынок банк филиал открыть не сможет. Квота на участие иностранного капитала в банковском секторе не может  превышать 50%. Иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России по истечении 9 лет после вступления Российской Федерации в ВТО. Российские компании уже начали укрупнятся, чтобы составить конкуренцию мировым концернам. До 2015 года Россия снимет ограничения на участие иностранного капитала в сфере телекоммуникаций. Отрасль считается стратегической и получение контроля над предприятиями нужно будет согласовывать с Правительством.

Цены на железнодорожные  перевозки по условиям вступления ВТО  не будут регулироваться до июля 2013 года, затем тарифы будут формироваться по правилам ВТО.

Опасения по поводу повышения цен на энергоресурсы  – один из важнейших пунктов, который  беспокоит противников вступления в ВТО. Так, предполагается, что в  случае лучшей конъюнктуры за рубежом, нефть и газ будут поставлять туда, ограничивая поставки на российском рынке и постепенно повышая цены. Стоимость газа в России не будет зависеть от конъюнктуры на мировых рынках, говорят специалисты. Правительство сможет регулировать внутренние цены на газ, но они по условиям ВТО должны обеспечивать «Газпрому» прибыль. Для «Газпрома» внутренний рынок в последние годы является доходным. Однако ни слова о бензине, это действительно вызывает опасение.

Еще на 257 миллиардов федеральный бюджет «похудеет» в 2014 году. Ну а что будет дальше, никто не знает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Взаимоотношение  ВТО и России

 

Россия официально вступила в ВТО 22 августа 2012 года, этому  предшествовал 18-летний период переговоров. Основы регулирования международной  торговли агропродовольственной продукцией в ВТО   зафиксированы в Соглашении по сельскому хозяйству. Это соглашение было подписано в декабре 1993 года и в этот же период Россия подала заявление на вступление в ВТО.  За период с 1993 по 2011 год прошло около двадцати заседаний группы по сельскому хозяйству, были проведены как  двухсторонние, так  и многосторонние встречи экспертов, на которых российская сторона отстаивала свои национальные интересы.

Одна из причин столь долгого ведения переговоров - это жёсткая позиция стран-экспортёров, таких как Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Канада и др., которые были заинтересованы в либерализации доступа своей продукции на российский рынок.

На стадии переговоров  обсуждались вопросы государственной  поддержки сельского хозяйства, доступ на российский рынок других стран,  субсидирование экспорта.

В соответствии с Протоколом российской стороной был  согласован уровень государственной  поддержки сельхозпроизводителей  в размере 9 млрд. долл. с последующим  сокращением равными долями до 4,4 млрд. долл. к 2018 году. Для сравнения  в США разрешенный ВТО уровень поддержки сельского хозяйства составляет 19,1 млрд. долл., в Японии – 39,6 млрд. долл., в Швейцарии - 3,9 млрд. долл.

В рамках ВТО  внутренняя государственная поддержка  делится на три «корзины»: зеленую, желтую и голубую. Основной принцип, положенный в распределение мер внутренней поддержки  по «корзинам», состоит в воздействии этих мер на торговлю, таблица 1.

Таблица 1

Меры внутренней государственной поддержки сельского  хозяйства в рамках ВТО

Зеленая «корзина»  ВТО – меры не искажают воздействие на торговлю

Желтая «корзина»  ВТО – меры искажают воздействие  на торговлю

Голубая «корзина»  ВТО – меры ограничивают производства

 - поддержание и создание инфраструктуры;

- компенсация  потерь в случае стихийных  бедствий;

- страхование  доходов сельхозпроизводителей;

- научные исследования;

- подготовка  кадров;

- и т.д. полный  перечень содержится в приложении 2 к Соглашению по сельскому  хозяйству

- ценовая поддержка интервенционной закупки товара;

- субсидии на  отдельные виды продукции;

- компенсации части стоимости комбикормов, минеральных удобрений и др.

- льготы по  оплате ГСМ;

- потребление  электроэнергии на льготных условиях;

- кредиты на  льготных условиях

- выплаты, привязанные  к фиксированным урожаям;

- выплаты производятся, если достигнуто 85% и менее базового уровня производства;

      - животноводческие выплаты производятся исходя из фиксированного поголовья скота


 

Меры, предусмотренные  зеленой «корзиной», могут применяться  без ограничения и не подлежат обязательному сокращению. В России эта «корзина» существует в ограниченном виде. Некоторые из входящих в неё мер являются частью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, данные меры не создают перекосов для торговли или производства и не выражаются в ценовой поддержке производителя.

По мерам  желтой «корзины» Соглашением по сельскому хозяйству предусмотрено  установление максимального порога для общего объема поддержки отечественных  производителей и последующее его снижение. Развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению государственной поддержки в течение 6 лет на 20%.

Всероссийским НИИ экономики сельского хозяйства  Россельхозакадемии сделаны расчеты  государственной поддержки зеленой и желтой «корзин» [14], на основе проекта Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., таблица 2.

Таблица 2

Размер государственной  поддержки сельского хозяйства  на период до 2020 года после вступления в ВТО, млрд. долл.

Наименование  корзины

 

2013

 

2014

 

2015

 

2016

 

2017

 

2018

 

2019

 

2020

Зеленая

3,8

5,7

6,1

6,1

6,5

6,7

7,1

7,3

Желтая

5,7

6,1

6,5

6,2

6,6

7,1

7,7

8,4

Итого:

9,5

11,8

12,6

12,3

13,1

13,8

14,8

15,7

Разрешенный размер желтой «корзины»

 

9,0

 

8,1

 

7,2

 

6,3

 

5,4

 

4,4

 

4,4

 

4,4

Информация о работе Вступление России во Всемирную Торговую Организацию