Вступление России в ВТО (проблемы и перспективы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Номинальный ВВП России за 2013 год составил $2,097 трлн., ВВП по ППС — $3,461 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2013 год занимает 44-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 47-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %. Современный мир идет путем всеобщей мировой интеграции – создаются международные компании и организации, транснациональные корпорации, развивается сотрудничество в науке и технике, усиливается международное разделение труда. Эти процессы особенно актуальны в данное время, ведь сейчас достаточно сложно найти хотя бы одну отрасль, которая в той или иной мере не зависела от других отраслей и стран.

Вложенные файлы: 1 файл

социально-эк.развитие современн России(Романовская).docx

— 121.64 Кб (Скачать файл)

Только свободная и сильная Россия может ускорить и укрепить ход долгосрочного развития европейской интеграции, превращения Европы в Большую Европу и выход всего континента на еще более прочные и ведущие позиции в будущем мире.

Однако уже сейчас появляются признаки возможной изоляции России от Европы, обусловленные как внутренним, так и внешним положением России. Внутреннее положение — это вынужденная реакция на изменившуюся геополитическую роль России, угрозу ее территориального распада и влияния мусульманского фактора и внутриполитической борьбы, хаотичность и противоречивость проводимых в стране реформ, отсутствие программ и стратегии развития на перспективу. Внешнее положение — это настороженное отношение Запада к России, выдвижение все новых требований и претензий к ней, реакция на наш Газпром, растущую военную мощь и т.д.

В числе российских внешнеполитических и внешнеэкономических интересов на первое место часто ставят ближнее зарубежье — бывшие республики Советского Союза. Это справедливо в какой-то мере в рамках среднесрочного временного горизонта, в ближайшие 3—5 лет, когда необходимо установить и стабилизировать экономические связи между бывшими республиками СССР на новой межгосударственной основе, на базе международных стандартов. Россия должна стать экономическим локомотивом для этих стран, подобно тому как Германия стала таким локомотивом для всей Западной Европы и особенно для ЕС. Но Германия не была донором для других европейских стран. Она мощно и эффективно сотрудничала с ними на взаимовыгодной основе. Перед Россией также должна стоять такая задача — не стать донором своих соседей, «по-братски» отдавая им (как раньше) значительную часть своего национального продукта и дохода.

В долгосрочной перспективе на переднем плане для России должны стоять интересы экономического партнерства с развитыми капиталистическими странами, особенно с США и с членами ЕС. Рынки этих стран, возможности ускорения научно-технического прогресса, скорейшего вхождения в общемировой цивилизационный процесс представляют исключительную ценность для России, приоритет которой выше многих иных ценностей.

Конечно, вступление России в ЕС внесет какие-то изменения в эту организацию, да и форма вступления может быть не традиционной, а с особым статусом. Главное — тесное, взаимовыгодное и равноправное партнерство с ЕС в рамках единой Большой Европы. Проявившие себя тенденции экономического развития и научно-технического прогресса в мире свидетельствуют о том, что интересы взаимосближения и сотрудничества преобладают, что стимулы к интеграции на Западе набирают силу и неизбежно будут оказывать положительное влияние на все посткоммунистические страны.

    При этом не следует забывать, что многие страны СНГ на деле игнорируют интересы СНГ вообще и России в частности и всецело устремлены к интеграции с Западной Европой, с ЕС. Пример Украины и Грузии отнюдь не единственный.

В перспективе в глобальной повестке дня Европы и всего мира на передний план будут решительно выдвигаться (и уже выдвигаются) экономика, торговля, научно-технический прогресс, всеобщее благосостояние. Речь, по сути, идет о формировании новой цивилизации, опирающейся не только на новую материальную и духовную культуру, но и на коренные общечеловеческие ценности, о которых забывать нельзя. Уже сегодня необходимо думать о создании глобального сообщества, выходящего за рамки Большой Европы, где общечеловеческие ценности приобретут решающее значение, а свобода и благо человека станут его высшим критерием.

Все, что происходит с нами в последние 20 лет, особенно связанное с падением производства, — это не только расплата за советское прошлое и неудачи рыночной трансформации, но и реальный процесс возвращения на круги своя. По-видимому, в начале нового столетия страна возвращается на то естественное место, которое она занимала в мире в начале XX в. Это место страны со средним уровнем экономического развития, но имеющей огромные природные ресурсы, с достаточно высоким образовательным уровнем населения и неплохим научно-техническим потенциалом, с естественно - историческими темпами экономического роста.

Но, к сожалению, XX век страна потеряла и развалилась, большевистский эксперимент себя не оправдал. Сегодня, как и 100 лет назад, перед Россией вновь стоит задача создания эффективной экономики на базе расширения товарно-денежных отношений, формирования современной рыночной инфраструктуры. На протяжении всего XX в. в основе действий правителей страны лежал экстремистский принцип «цель оправдывает средства». Поэтому, как и 100 лет назад, перед страной вновь стоит проблема выбора: либо влиться в широкий поток развития глобальной мировой экономики и цивилизации и получать в этом контексте не только поддержку, но и право на достойное и равноправное сотрудничество и партнерство, либо опять войти в изоляцию и где-то на окраине или на периферии мировой экономики и цивилизации благоговеть перед своей «самобытностью» или, еще хуже, перед своими «преимуществами», уповая на «национальные особенности». Раньше в это многие искренне верили, теперь не поверят.

Сегодня много говорят об «евразийстве», особом пути России, вспоминают известную триаду «православие, самодержавие, народность». На деле это старое славянофильство, скрытая альтернатива российскому западничеству, призыв к уходу с цивилизованного пути исторического и экономического прогресса, к возврату «прежних ценностей». К сожалению, сей феномен весьма устойчив в стране.

Как пишет А. Солженицын, «русский народ в целом потерпел в долготе XX века историческое поражение — и духовное, и материальное. Десятилетиями мы платили за национальную катастрофу 1917 г., теперь платим за выход из нее — и тоже катастрофически»1. Конечно, чтобы облегчить себе движение к цивилизованному рынку, правовому обществу и развитой демократии, нужно принести покаяние, честно признать ошибки большевизма, сталинизма и недавние ошибки российских младореформаторов (равно как и нынешние неизбежные ошибки), очиститься, а затем с легким сердцем и трезвым разумом, не замутненным прошлыми «ценностями», формировать новую экономику и новое общество, адекватные требованиям нового века.

Грустно сознавать, что в начале XXI в. Россия останется неизбежно второстепенной или периферийной экономической державой. В этих условиях следует выбрать правильную стратегию экономического развития, внешней и оборонной политики, взаимодействия с окружающим миром. Важно сотрудничать и конструктивно работать как с США и ЕС, так и с Японией и Китаем. Встречающиеся в печати противопоставления важности наших связей с ЕС и США в пользу ЕС несерьезны. Позиции США по сравнению с позициями ЕС в мире в ближайшие 20 лет не ослабнут. Поэтому необходимо грамотно, с учетом национальных интересов страны крепить партнерство и взаимодействие и с США, и с ЕС. Не менее важно укрепление военной мощи страны, ибо со слабым партнером на равных разговаривать не будут.

Япония сохранит свои ключевые позиции на Дальнем Востоке и не перестанет быть нашим соседом. Крепить взаимовыгодные связи и сотрудничать в расширяющихся масштабах с таким соседом тоже крайне необходимо. Но не приходится забывать, что на Дальнем Востоке поднимается и Китай, экономическая мощь (а военная тем более) которого уже превосходит японскую. Кроме того, Китай имеет территориальные претензии к своим соседям.

После 2020 г. можно ожидать смены ориентиров и даже стратегии экономического развития России. После восстановительного периода наступит пора широкомасштабной опоры на НТП, на ускорение внедрения новой техники и технологии в производство, на инновационную модель экономического развития. Не исключен и мощный бросок России в этом направлении, смена курса с опоры на нефть и газ на опору на высокие технологии, инновационный процесс. Исследовательская база для этого в стране есть.

В любом случае в перспективе для экономики России необходима ориентация на высокие технологии и ускорение научно-технического прогресса. Сохранение в экономическом развитии направленности на сырье и его экспорт приведет лишь к закреплению технологического отставания России от Запада и не отвечает национальным интересам страны. Опираясь на отечественный научно-технический потенциал, страна должна совершить прорыв в технологиях и занять одно из ведущих мест в мире.

Сегодня Россия, как и неоднократно в прошлом, вновь стоит на распутье. Новая модель возрождения страны неизбежно будет носить переходный характер. Однако, несмотря на пораженческие настроения, которые еще бытуют в определенной части общества, Россия в отдаленной перспективе будет великим государством с эффективной рыночной экономикой, развивающейся в русле важнейших мировых процессов.

Мировому сообществу нужна не пассивная и угрюмая Россия, недовольная Западом или желающая вставить ему палки в колеса, не великодержавная империя, думающая о своих приоритетах, а новая, творческая и энергичная страна с прогрессивной экономикой, глубоко интегрированная в современный мир. Россия должна рассеять подозрения Запада и определить себя в качестве наследницы не СССР, а дореволюционной, исторической России.

Однажды Владимир Путин сказал, что Россия готова пойти навстречу Западу настолько, насколько это приемлемо для самого Запада, но на деле общество не отказалось от конфронтационного мышления, в нем еще сильны не только антизападные и антиамериканские, но и имперские настроения. Стратегические ракеты запускаются на учениях не в сотрудничестве с Западом, а «против врага». Наши генералы часто говорят о противостоянии и НАТО, и ЕС. Россия еще не сказала, готова ли она решать стратегические проблемы современности (исключая борьбу с международным терроризмом) в партнерстве с Западом, активно сотрудничает с диктаторскими режимами Ирана и Венесуэлы, возобновила присутствие своей авиации и флота на просторах мирового океана и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Место России среди других стран мира. 

 

  Обычно этот показатель явно занижается, так как используются оценки нашего ВВП в долларах по официальному валютному курсу. Между тем, адекватную картину можно составить только исходя из паритета покупательной способности (ППС) рубля и доллара. На базе такого подхода объем ВВП Российской Федерации в 2006 году оказывается равным не 600–800 млрд дол., как получается по официальному курсу, а 1,5 трлн долларов.

 

    Начиная с 1968-го ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), в соответствии с которым объемы ВВП разных стран мира сравниваются по ППС. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе. Взамен Москва предоставляла собственные, причем завышенные, показатели национального дохода и ряда других параметров экономического развития в долларах. СССР присоединился к Проекту международных сопоставлений лишь в 1990-м, незадолго до своего распада.

      Российская Федерация была включена в ПМС ООН за 1993 год и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, снабжая ее всеми необходимыми базовыми данными. Для расчета ППС за 1999-й в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) и Евростата Россия предоставила информацию о ценах почти на 3 тысячи товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП c другими странами в долларах. Подобные же расчеты были произведены за 1996, 1999 и 2002 годы с расширяющимся числом базовых данных по ценам на сравнимые товары и услуги – компоненты ВВП.

Источник: Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 7.

    Приведенные в таблице цифры показывают, что ВВП России в 2003 году составлял более 1,3 трлн дол. и наша страна занимала 10-е место в мире, отставая от США и Западной Европы примерно в 8 раз, от Китая – в 5 раз, от Японии – почти в 3 раза, от Индии – в 2,3 раза, от Великобритании, Италии и Франции – в 1,2 раза, от Бразилии – на 4 %.

    По ВВП в расчете на душу населения мы отставали от США в 4 раза, от Западной Европы – в 3 раза, от Канады и Японии – в 3,1–3,3 раза, от Германии – в 3 раза, от Великобритании, Италии и Франции – менее чем в 3 раза, но Мексику опережали на 18 %, Бразилию – на 22 %, Китай – в 1,8 раза, Индию – в 3,2 раза.

    По общему объему своего ВВП Россия вплотную стоит за Бразилией, и не исключено, что в ближайшие годы мы превзойдем эту страну по данному показателю. Но самое главное – Россия заметно приблизилась к уровню Великобритании, Италии и Франции, отставая от них теперь уже в пределах всего лишь 20 %. Обращают на себя внимание сильные позиции КНР. Китайский ВВП превышает уже 60 % от ВВП США, а ВВП Японии составляет сегодня лишь около половины ВВП Китая.

    Обратимся теперь к промышленному производству. В данной статье используются разработки (автор – Б.М. Болотин) по ППС Института мировой экономики и международных отношений РАН, базирующиеся на всей последней международной статистике и материалах мировой экономической литературы.

    Источник: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М.: Юрист, 2003.

   Приведенные данные свидетельствуют о том, что по объему промышленного производства Россия – 6-я в мире (немногим более 20 % от уровня США); это гораздо более высокая позиция, чем по показателю ВВП. В Европе мы занимаем второе место после Германии, опережая, Великобританию, Италию и Францию. Канаду мы превосходим практически вдвое. Сказывается наличие у нас мощной добывающей промышленности и военно-промышленного комплекса.

Информация о работе Вступление России в ВТО (проблемы и перспективы)