Источник: Мировая
экономика: глобальные тенденции за 100
лет.
Что касается производительности
труда, то по этому показателю Россия отстает
от США практически в 5 раз, от Канады –
в 4 раза, от основных стран Западной Европы
и Японии – примерно в 3,5–3,7 раза, от Мексики
– на 36 %, от Бразилии – на 14 %. Зато мы вдвое
превосходим Китай и почти втрое – Индию
(таблица составлена на основе оценок
ИМЭМО РАН).
В 2003 году доходы
населения составляли в России в среднедушевом
выражении 4 690 дол., то есть 95 % от среднемирового
уровня. Личные доходы в расчете на душу
населения в России равнялись 17,9 % от уровня
США, 28,8 % от уровня Германии, 29,7 % от уровня
Японии и 211,7 % от уровня Китая.
Такова статистическая,
чисто количественная характеристика
места России в мировой экономике конца
ХХ – начала XXI века.
2.2 Прогноз экономического развития России.
В перспективе до
2015 года можно ожидать достаточно нормального
и качественно улучшенного роста ВВП и
промышленного производства. При этом
среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го
составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного
производства – несколько меньше (4 %).
Некоторое отставание темпа роста промышленности
от темпов роста ВВП характерно для стран,
находящихся на постиндустриальной стадии
развития экономики. Есть основания полагать,
что в экономике России уже начался процесс
перехода к постиндустриальной стадии.
Помимо роста капиталовложений,
который сейчас опережает рост ВВП, со
временем должны заработать такие факторы,
как ускорение научно-технического прогресса,
широкомасштабная предпринимательская
инициатива, форсированный экспорт готовых
изделий, прежде всего продукции машиностроения.
Напомню, что в своей программе экономического
развития до 2008-го правительство уже наметило
среднегодовой темп роста ВВП на уровне
почти 6 %.
Данный сценарий может
быть реализован, если до 2015 года удастся
избежать катастроф, подобных дефолту
августа 1998-го, если в стране продолжатся
рыночные экономические реформы, если
будет осуществляться и впредь модернизация
ее экономики и производственного аппарата.
В противном случае темпы экономического
роста неизбежно снизятся или же примут
еще более некачественный, мобилизационный
характер, и тогда вопрос о месте России
в мировой экономике приобретет совсем
иной смысл и перейдет в иную плоскость.
Существует два варианта возможной
государственной экономической политики
на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный
возврат к авторитарным методам прямого
государственного воздействия на развитие
экономики с использованием рыночных
механизмов, экономических рычагов и стимулов
на базе уже созданных элементов рыночной
инфраструктуры. Во-вторых, более решительное
и настойчивое продолжение ранее начатых
рыночных реформ с признанием допущенных
ошибок, их исправлением и корректировкой
рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством
с передовыми странами Запада, упором
на ценности правового государства и гражданского
общества.
Второй, наиболее предпочтительный
вариант связан с необходимостью обеспечить
современную законодательную базу и поместить
экономический рост в рамки правового
государства и гражданского общества.
Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам,
вмешивающимся в естественный процесс
конкурентной хозяйственной деятельности
в корыстных интересах, и осуществить
давно назревшую административную реформу
в целях оздоровления всего общества.
Не менее существенно сохранить приверженность
демократии и нормальному взаимодействию
рыночных и демократических институтов
и в основу экономического развития страны
положить конкурентоспособность и широкий
поток инноваций.
Данный прогноз позволяет
предположить, как наша экономика будет
выглядеть относительно экономик других
стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические»,
среднегодовые показатели темпов роста
ВВП равняются примерно 2,7 %. Однако в 1990-е
экономика Соединенных Штатов демонстрировала
более высокие темпы, составлявшие порядка
4 % в среднем в год (вторая половина этого
десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы
заметно снизились. Можно предположить,
что на перспективу до 2015-го среднегодовой
прирост ВВП США будет равен не менее 2,8
%. Поскольку темпы роста американской
промышленности обычно составляют чуть
более 70 % темпов роста ВВП, для промышленности
США можно принять на перспективу среднегодовой
прирост в размере 2 %.
В Германии долгосрочный ретроспективный
среднегодовой прирост ВВП был не ниже,
а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако
начиная с 1970-х годов она стала отставать
от США по темпам развития своей экономики.
Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно
в самые последние годы, когда германская
экономика под влиянием ряда внутренних
факторов оказалась чуть ли не самой больной
среди стран – членов ЕС. На перспективу
до 2015 года можно принять для Германии
среднегодовой темп роста ВВП в размере
до 2,6 %, промышленного производства –
1,8 %.
Во Франции долгосрочный
«исторический» темп роста ВВП был ниже,
чем в Германии и Соединенных Штатах. В
последние годы, однако, Франции удалось
несколько приблизиться к США по динамике
этого показателя. Вместе с тем на перспективу
до 2015-го, как мне представляется, вряд
ли целесообразно исходить для этой страны
из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности,
превышающих соответственно 2,5 и 1,2 %.
Весьма необычные
и интересные вещи происходят с показателями
экономического роста Великобритании.
В течение многих десятилетий ее экономика
развивалась заметно медленнее экономик
других ведущих капиталистических стран.
В Европе даже появился термин «английская
болезнь». Однако после либеральных реформ
Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила
свой экономический рост, и в 1980-е годы
среднегодовой прирост ВВП Великобритании
(2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и
США. В последние годы темпы роста экономики
Великобритании замедлились и были ниже,
нежели в Соединенных Штатах, но выше,
чем в Германии, Италии, Франции и Японии.
В западной прессе стали всерьез рассматривать
перспективы того, что Великобритания
обгонит Францию по объему ВВП. Но на период
до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых
темпов роста ВВП Великобритании в 2,4 %,
ее промышленного производства в 1,1 %, т.
е. не более высоких, чем во Франции.
Прогноз по главным
странам Западной Европы позволяет сделать
ориентировочные оценки возможных темпов
роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому
региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной
Европы до 2015 года составит порядка 2,5
%, промышленного производства – 1,7 %.
При этом, похоже,
западноевропейская экономика будет расти
до 2015-го несколько медленнее, чем американская.
Экономические позиции Западной Европы
после долгого периода их относительного
усиления в последние два-три десятилетия
стали ослабевать по сравнению с позициями
США. Сегодня нет оснований полагать, что
за ближайшее десятилетие эта тенденция
изменится. В Соединенных Штатах более
низкая норма налогообложения, ниже, чем
в Западной Европе, норма накопления и
норма безработицы, более высокая конкурентоспособность.
США имеют более сильные позиции в области
выпуска высокотехнологичной продукции,
инновационной активности и инфраструктуры
научно-технического прогресса, что будет
в значительной мере определять экономический
рост и лицо экономики любой развитой
страны в начале ХХI века. Традиционно
Соединенные Штаты превосходят Западную
Европу по широте и риску предпринимательской
активности.
Ориентировочное
сопоставление ВВП и объемов промышленного
производства во всех сравниваемых странах
показывает, что к 2015 году Россия не достигнет
тех соотношений по ВВП с США, которые
она имела в 1913 году, но заметно приблизится
к Германии и превзойдет Великобританию
и Францию. Отставание от США будет значительным
и сохранится надолго.
Доля России в мировом
ВВП в 2000 году была равна всего 2,1 %, (в 1913
году в современных границах – 6,2 %), соотношение
ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского
региона составляло в 2003-м году 12,5 % (в 1913
году – 18 %). В 2015 году доля России в мировом
ВВП будет равна почти 3 %, а соотношение
ВВП России и всей Западной Европы составит
порядка 17 %. Доля России в мировом ВВП
в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше,
чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны
и в мировом промышленном производстве.
По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных
границах в мировом промышленном производстве
в 1913 году была равна 8,9 %, в 2000-м – 4,4 %, в
2015 году она вряд ли намного превысит 5
%, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда
еще за несколько последних столетий Россия
не имела таких низких показателей по
сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП
ведущих стран Европы.
Таким образом, за
более чем вековой период не повысится
доля нашей страны в мировой экономике,
ее важнейшие макроэкономические показатели
не вырастут относительно уровня США.
Тем не менее экономически Россия в перспективе
неизбежно будет сильным государством,
займет по размерам ВВП первое место в
Европе и пятое-шестое место в мире.
Заключение:
Таким образом, можно
сделать вывод, что из членства во Всемирной
торговой организации можно извлечь ряд
преимуществ.
Во-первых, на Россию
распространится принцип режима наибольшего
благоприятствования. В результате наше
государство сможет воспользоваться постоянно
снижающимися тарифами других стран. Отечественная
продукция не будет попадать под дискриминационные
меры. Россия сможет защищать свои торговые
права от неправомерных действий других
стран под эгидой процедуры разрешения
споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических
связей Россия по степени дискриминации
находится на втором месте в мире после
Китая.
По подсчетам специалистов,
не являясь членом Всемирной торговой
организации, Россия ежегодно из-за ограничений
по допуску российских товаров на мировые
рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
Во-вторых, вступление
во Всемирную торговую организацию поможет
разработать механизм допуска иностранного
капитала в финансовую сферу России.
В-третьих, повысится
роль стимулирующей и оздоровляющей международной
конкуренции для российского производителя.
В-четвертых, членство
в ВТО позволит получить таможенные льготы,
облегчит доступ к кредитам, привлечет
инвесторов, получение передовых технологий.
С другой стороны,
вступив во Всемирную торговую организацию,
Россия в значительной степени должна,
во-первых, либерализовать свой внешнеторговый
режим, реализуя принципы свободной торговли
со странами-членами ВТО. Это может отрицательно
повлиять на ее собственное производство,
подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, Россия
станет еще более зависимой от импортного
продовольствия. Даже между промышленно
развитыми странами возникают противоречия
по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной
продукции. Без повышения импортных пошлин
вытеснить импорт с российского продовольственного
рынка будет очень сложно.
В-третьих, вступление
в ВТО может привести к гибели достаточно
конкурентоспособной металлургической
промышленности России вследствие снижения(согласно
решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30%
таможенных тарифов на металлургическую
продукцию.
В-четвертых, страховой
рынок может быть полностью захвачен иностранными
страховщиками, имеющими значительно
больший капитал, чем отечественные, и
развитую инфраструктуру.
В-пятых, наплыв дешевого
импорта приведет к закрытию ряда производств
и нарастанию безработицы.
Следует также отметить,
что до вступления во Всемирную торговую
организацию Россия на двусторонней основе
уже имеет режим наибольшего благоприятствования
со всеми основными торговыми партнерами,
входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России
к Всемирной торговой организации должно
служить средством для обеспечения ее
внешних экономических интересов в условиях
глобализации мировой экономики. Главное,
чтобы это присоединение не превратилось
в самоцель, и Россия не оказалась в итоге
беззащитной перед мощным давлением других
стран-членов этой организации.
Список
литературы:
1.Российская газета, "Россия
и ВТО" http://www.rg.ru/sujet/139/
2.Русская служба,
Екатерина Дробинина "Кто в выигрыше
от вступления в ВТО"http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/08/120821_russia_wto_accession.shtml
3.LENTA.RU, Экономика,"Вступление
России в ВТО",