Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении генезиса и современных проблем развития экономической теории.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить предысторию экономической теории
2. Рассмотреть формирование целостного, системного взгляда на экономические отношения общества.
Введение………………………………………………………………………...3 1 Этапы развития экономической теории ……………………..................….4
1.1 Предыстория экономической теории……….………………………….4
1.2 Формирование целостного, системного взгляда на экономические отношения общества………………………………...........................................13
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………23
ФГБОУ ФПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: Экономический
Кафедра: Управление персоналом
ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа по экономической теории
____________М.А. Куприянов
(подпись)
________________________
(оценка, дата)
Разработала:
Студентка группы 81-9
____________Д.Г. Скуратова
(подпись)
Красноярск 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1 Предыстория экономической теории……….………………………….4
1.2 Формирование целостного,
системного взгляда на
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Экономика представляет собой одну из древнейших наук. На протяжении многих столетий она привлекала внимание ученых. За счет того, что через изучение экономики реализуется необходимость познания мотивов, и поведения людей в хозяйственной деятельности.
На данный момент экономика не утратила своей актуальности, напротив, изучение экономической теории в наши дни приобрело еще большую актуальность. Данное явление характеризуется глобальными изменениями, происходящими в мире в целом и в России, в частности.
Предмет изучения экономической теории – это анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, а не ресурсы как таковые. В связи с этим, экономическая теория является не технической, а гуманитарной наукой.
Английский экономист Л. Роббинсон сформулировал определение экономики, которое впоследствии стало канонным. «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».
Цель исследования состоит в изучении генезиса и современных проблем развития экономической теории.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить предысторию экономической теории
2. Рассмотреть формирование целостного, системного взгляда на экономические отношения общества.
1 Этапы развития экономической теории
1.1 Предыстория экономической
Термин «экономика» имеет древнегреческое происхождение, и в дословном переводе означает “домоводство”. Впервые этот термин встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. “Домоводство”, помимо советов по ведению домашнего хозяйства, содержало в себе призывы к бережливости.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV—III вв. до н. э.) обосновывали существовавшее в то время общественное разделение труда и отношение господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций, обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического. Причем первый объявляется монополией "высших" слоев, а второй – уделом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов земледельцев и рабов ремесленников. Он считал, что "накопленным богатством" должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут пользоваться правом частной собственности на землю. [8, с. 26 – 27].
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом. [8, с. 29].
Экономическая мысль Древнего Рима являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь также встречается обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека осуждал рабство, выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство. [6, с. 59 – 60].
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении. Но это еще не было систематизированное учение об экономике, хотя термин "экономия" впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. Термин "экономия" состоит из двух греческих слов: "ойкос" – дом, хозяйство, "номос" – учение, закон. [17, с. 73].
Как наука экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. в период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма. [18, с. 12].
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства, но трактовали они этот вопрос неправильно, так как источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами, отсюда и название "меркантильный" – денежный. [16, с. 71 – 72].
Идейно близкой к меркантилизму является политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. [16, с. 71 – 72].
Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль. Томас Ман – купец, богатый английский экономист. Став купцом и нажив солидное состояние, он передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти однозначными. Томас Ман главным видом капитала считал торговый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. [10, с. 115 – 116].
Антуан Монкретьен вошел в историю как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. [10, с. 115 – 116].
Первая часть данного термина произошла от слова "политейя", что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина в это время не случайно. Оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом приобретения могущества государства.. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. «Не обилие золота и серебра делает государство богатым, – писал он, – но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды...». Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение». [5, с. 118].
Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным моментом от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Его работы – "Трактаты о налогах и сборах" (1662 г.), "Слово мудрым" (1665 г.)", "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1676 г.), "Кое-что о деньгах" (1682 г.). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга В. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать». [5, с. 118].
Новое направление в развитии экономики как науки представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694—1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV. В 52 года после научных работ по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономическая таблица", где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. [6, с. 179].
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723—1790 гг.) и Давида Рикардо (1772—1823 гг.). Адам Смит родился в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера таможни его величества. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга – "Теория нравственных чувств". Он – автор "Истории цивилизации Англии". А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план – дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу "Исследование о природе и причине богатства народов" (1777 г.). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний, тем самым А. Смит выполнил свою историческую задачу. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условие повышения его производительности, впервые отметил, что в образовании стоимости лежит не только живой, но и овеществленный продукт – "перенесенная стоимость", создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. [17, с. 139 – 140].
Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние. Будучи крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд Д. Рикардо – "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809 и 1817гг.). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу английского утопического социализма.[22, с. 221 – 222].
На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX – начале XX вв. Так, B.Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную формулу, считая свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, а принципы вечными постулатами создания нормального строя экономических отношений. Этим самым классическая школа исключала способность к историческому развитию. Крупным недостатком классической экономики было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. И это понятно: при ненависти к абсолютной монархии они невольно уменьшали значение государственного регулирования человеческих отношений. [22, с. 221 – 222].
Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд – "Новые начала политической экономии" (1819 г.). Сисмонди выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Он считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека. [7, с. 189 – 190].
Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и Роберт Оуэн (1771-1858). Они выступили с критикой капитализма и требованием реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Они были против революции и политической борьбы. [7, с. 189 – 190].
Информация о работе Генезис и современные проблемы экономической теории