Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
- в АБ “Империал” – в размере 80 млн долларов США при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн долларов,
- в “Столичном банке сбережений”
- в банке “Менатеп” – 120 млн долларов при общей сумме двух договоров кредита в 163,125 млн долл. США.
В соответствии с “Обязательными условиями договора кредита”, утвержденными Указом Президента от 31 августа 1995 г. № 889, погашение заемщиком обязательств по договорам кредита осуществлялось из средств федерального бюджета без указания финансового года. Однако во всех договорах кредита была указано, что погашение осуществляется из средств федерального бюджета 1995 года, что фактически означало следующее: вместо передачи акций в залог, т.е. во временное использование федеральной собственности, происходила запланированная продажа акций.
Таким образом, сделки кредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятий могут считаться притворными, поскольку банки фактически “кредитовали” государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков – участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, “кредитовавшие” государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий.
Период совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.)
В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода приватизации – Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее – Концепция)[5].
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно– хозяйственного комплекса в целом.
Среди других новаций, изложенных в Концепции, – дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации; принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями; определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления, и др.
В целом в течение 2002-2003 годов были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации для шести способов приватизации из десяти, указанных в новом Законе о приватизации. Для оставшихся четырех способов приватизации нормативная база, конкретизирующая процедуры их применения, на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия отсутствовала. Причем, по оценкам экспертов, именно эти способы приватизации являются потенциально наиболее заманчивыми для различных групп интересов с точки зрения организации их лоббирования: продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО (посредством выпуска и размещения депозитарных расписок); продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО; продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.
Таким образом, наиболее неординарные и чувствительные к коррупциогенным проявлениям способы приватизации не имеют пока должного правового регулирования.
В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.
Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решения целого ряда актуальных задач:
формирования слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
повышения эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
социальной защиты населения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
содействия процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
создания конкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;
привлечения иностранных инвестиций.
Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически невозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.
31.
Современное рыночное хозяйство основано
на взаимодействии частного и государственного
секторов экономики. В зависимости от
степени интенсивности воздействия на
экономику и от приоритетных задач, решаемых
государством, различают следующие модели
современного рыночного хозяйства: социально
ориентированное хозяйство, смешанную
экономику и корпоративную экономику.
При первой модели целевая направленность
государственных программ связана с защитой
интересов граждан, а принципы регулирования
экономики получают выражение в долгосрочных
программах. Доля государственного сектора
в экономике 30%. (Германия) При смешанной
экономике государство создает условия
для развития предпринимательства, используя
преимущественно тактические методы.
Доля государственного сектора здесь
относительно мала (США).
Корпоративная экономика предполагает
целевую направленность государственных
программ на защиту интереса крупного
бизнеса и определение основных приоритетов
(Япония, Швеция).
Что касается российской экономики, она
исторически опиралась на примат либо
государственной, либо общинной, либо
общественной собственности, что и обусловило
специфику основных проблем современных
рыночных реформ.
В современных условиях рыночная система
хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась
в регулируемую, что привело к усложнению
ее субъективной структуры. Субъектами
рыночной экономики являются: предприниматели;
работники, продающие свой труд; конечные
потребители продукции; владельцы ссудного
капитала; собственники ценных бумаг;
торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного
хозяйства принято делить на четыре группы:
домашние хозяйства, предприятия, банки
и государство (правительство).
Домашние хозяйства представляют собой
хозяйственную (экономическую) единицу,
которая функционирует в потребительской
сфере экономики и может состоять из одного
или нескольких лиц. Эта единица является
собственником и поставщиком, в основном,
человеческого фактора производства и
ее цель связана с обеспечением наиболее
полного удовлетворения личных потребностей.
Предприятие (фирма) - эта экономическая
единица вырабатывает товары или услуги
для продажи, принимает самостоятельные
решения, стремится к получению наибольшего
дохода (прибыли) путем наилучшего использования
привлеченных и собственных факторов
производства. За свою деятельность этот
многочисленный субъект рыночной экономики
несет полную ответственность. Получаемая
прибыль идет в личный доход и на совершенствование
и расширение производства, на выплату
налогов.
Банки - это финансово-кредитные учреждения,
регулирующие движение денежной массы,
необходимой для нормального функционирования
экономики. Они осуществляют посреднические
функции в сфере движения финансов, аккумулируют
на своих счетах денежные средства предприятий
и домохозяйств и выгодно размещают их,
кредитуя те же предприятия и домохозяйства.
Государство как субъект рыночных отношений
представлено всеми своими контролирующими,
регулирующими и охранительными учреждениями,
осуществляющими власть над хозяйственными
субъектами для достижения общественных
целей, обеспечения экономического и социального
прогресса общества.
Если оценивать экономические цели современной
системы хозяйствования в масштабе всего
общества, то их можно свести к следующим
основным положениям:
1. Обеспечение экономического роста и
более высокого уровня и качества жизни
населения.
2. Повышение эффективности использования
ограниченных производственных ресурсов
в масштабе всего общества, то есть достижения
наилучших результатов при минимальных
затратах.
3. Достижение полной занятости трудоспособного
населения. Все кто может и желает работать
должны быть обеспечены рабочими местами.
4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся
цены ведут к изменению поведения людей
и предприятий, создают напряженность
и неуверенность в экономической деятельности.
5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие
субъекты должны обладать в своей экономической
деятельности высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение доходов.
Мы уже говорили, что справедливость в
распределительных отношениях не означает
уравниловки. Она заключается в том, чтобы
на равный капитал и равный труд обеспечивался
равный доход и чтобы ни одна группа населения
не пребывала в нищете при чрезмерной
роскоши других.
7. Поддержание разумного соотношения
экспорта и импорта, то есть по возможности
активного торгового баланса в международных
экономических и финансовых отношениях.
Таковы в общих чертах основы и характерные
признаки рыночной экономики.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.
Специфика структуры экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением экономического интереса государства, являющегося основой национального интереса. Государство непосредственно реализует общественный экономический интерес через механизм создания государственной системы гарантий для населения; организует и финансирует социально-культурные сферы деятельности; участвует в социальном согласовании интересов работников и предпринимателей (система трипартизма); формирует и реализует социально-экономические программы. Экономический интерес государства проявляется также в функционировании государственного сектора экономики.
Важной составляющей в структуре экономических интересов в современном мире является взаимодействие экономических интересов наемного работника и работодателя. Объективный процесс эволюции производственных отношений и трансформации экономических интересов приводит к разрешению противоречий экономических интересов «работник - работодатель» через механизм социального партнерства. Трансформация экономических интересов в современной экономике приводит к формированию отношений социального согласия и, в конечном счете, к социальной стабильности в обществе.
Экономический интерес собственника определен реализацией его прав как собственника, осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования собственностью. В зависимости от форм и структуры собственности формируются специфические экономические интересы собственников. Поскольку в рыночной экономике основополагающей выступает частная собственность, то все индивиды в той или иной экономической роли выступают ее субъектами. Так, в реальном секторе формируются и реализуются экономические интересы собственников средств производства, которые заключаются в эффективности их использования, что приводит к реализации объективной цели максимизации прибыли. Тем самым максимизация прибыли выступает как объективно определяемый экономический интерес собственника средств производства.
Экономический интерес наемного работника заключается в эффективном использовании собственности на рабочую силу, конкретно выражается в максимизации своего дохода прежде всего повышении заработной платы. Выступая владельцем акций, их собственник заинтересован в получении дивидендов, т. е. в повышении доходности предприятия. Поскольку владельцами акций становятся представители различных социальных групп, то тем самым формируется общий экономический интерес, всеобщая заинтересованность в деятельности корпораций, что способствует социально-экономической стабильности общества.
Субъектом коллективной собственности выступает кооперация. Спецификой экономического интереса кооперации, определяемой совместной деятельностью ее участников, является получение совокупного дохода. Поэтому экономический интерес кооперации выступает как коллективный экономический интерес.
Экономический интерес государства как собственника определен его собственностью на землю, предприятия, финансовые институты, налоговые поступления и пр.
Национальный экономический интерес реализуется при выполнении государством следующих функций: обеспечение правовых основ экономических отношений; создание и регулирование денежной системы; контроль над экономикой; обеспечение товарами и услугами для общественного потребления. В реализации этих функций проявляется государственный экономический интерес, обеспечивается социальная ориентация экономики.
Коллективный интерес связан с удовлетворением коллективных потребностей. Он включает интересы людей на уровне первичного трудового коллектива - бригад, участка, артели, фермы; первичного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, объединения, товарищества, кооператива, строительной и прочих организаций, учреждений; а также интересы республик, областей, краев, округов, городов, поселков и других местных и территориальных образований; партий и других общественных объединений.
В ряде случаев коллективные интересы предприятий могут входить в противоречие с общими интересами страны. При распределении результатов производственной деятельности людей государство заинтересовано в том, чтобы собрать все налоги, а налогоплательщики -заплатить их в возможно меньшем объеме. Субъекты федерации заинтересованы в том, чтобы побольше средств оставить у себя или побольше получить их из федерального бюджета и т. д.. Согласование этих интересов - важнейшая задача общества и государства
Следует учитывать особенности формирования общественных интересов в России. Чисто экономическая мотивация в виде страсти к наживе присуща далеко не всем народам. «Особенностью русского хозяйства с его «круговой порукой» был приоритет «общего дела» и, прежде всего, обеспечения обороны. Эта сторона хозяйства, вместе с общинными механизмами, непрерывно формировала и воспроизводила великорусский этнос», систему его общественных интересов. Интересы как форма проявления социально-экономических отношений обусловлены принципами их развития, а также правами и возможностями их реализации в социально-экономических отношениях.
Информация о работе Главные направления современной экономической мысли