Главные направления современной экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат

Краткое описание

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Главные направления современной экономической мысли.docx

— 644.55 Кб (Скачать файл)

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни:

· уровень фирмы;

· региона;

· отрасли;

· сектора экономики (промышленность, с/х, услуги);

· хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены);

· глобальный (социальные отношения, экология);

· наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

 

 

 Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция 
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни 
(тоталитарные государства социалистического типа). 
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. 
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно- финансовую и валютно-денежную системы. 
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. 
Оно сводится, как правило, к:

а). Выработке экономической политики;

б). Управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.

в). Установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

г). Регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

 

 

36.

Цели государственной экономической политики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило (на что указывает мировая практика) в современных правительствах и партийных программах формируются в виде многоугольников, получивших название «магических многоугольников»: 
* треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен); 
* четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие); 
* пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость); 
* шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды). 
Понятие «магический многоугольник» экономических целей возникло в 30-е годы ХХ столетия в период мирового экономического кризиса. Вначале это был треугольник, затем четырехугольник, а после второй мировой войны – многоугольник. 
В настоящее время к первоначальным целям добавились новые – качество жизни, социальная политика, формирование НТП и др. 
Сегодня экономическая политика государства многогранна. В нее входит множество составных элементов: структурная политика, инвестиционная, научно-техническая политика, внешнеполитическая, промышленная, аграрная, социальная политика и т.д.

 

37.

Экономическая система не может функционировать без взаимодействия с другими элементами социальной организации общества — политическими, правовыми, идеологическими, психологическими и иными» Совокупность экономических отношений между людьми получила название базисных отношений, или общественного базиса; неэкономические социальные отношения в связи с этим понимаются как надстроечные, или общественная надстройка. Определенный способ производства во взаимодействии с обусловленными им надстроечными структурами образует соответствующую общественно-экономическую формацию.  
Структура экономической системы. Структура экономической системы общества определяется в общеисторическом плане — взаимодействием фаз воспроизводственного процесса, а в конкретно-историческом — взаимодействием производительных сил и производственных отношений в рамках определенного способа производства. Производительные силы составляют содержание общественного способа производства, а производственные отношения — его форму. Как и всякая система, способ производства может эффективно функционировать при взаимном соответствии содержания и формы.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений противоречиво. Это противоречие конкретизируется через борьбу интересов различных экономических субъектов. Содержание (производительные силы) выступает как первичная, ведущая сторона, развитие которой определяет и развитие формы (производственных отношений). Последние должны быть адекватны содержанию способа производства, что находит отражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Существует тенденция более динамичного развития производительных сил сравнительно с производственными отношениями; последние в большей мере подвержены механизмам социальной инерции. Это объясняется экономическими интересами собственников, которые, утвердив свое господство в некоторой данной экономической системе, негативно относятся к переменам в экономике, способным нанести ущерб их положению и оказаться выгодными для новых собственников.  
Фактически в экономической системе имеет место постоянное изменение соотношения формы и содержания, постоянное опережение или отставание одной из сторон — при общей тенденции ведущей роли производительных сил и качественного единства исторически определенного характера их связи с производственными отношениями.  
В практике хозяйствования структура экономической системы принимает форму структуры хозяйственного механизма. Экономические агенты реализуют свои интересы, прежде всего в качестве хозяйствующих субъектов. Структура хозяйственного механизма воплощает организационно упорядоченные связи базисной и надстроечной природы между участниками хозяйственной деятельности. Совокупность данных связей может быть сгруппирована в три блока: первый — отношения между собственниками как субъектами управления и работниками как исполнителями; второй — отношения хозяйствующих субъектов между собой; третий — отношения хозяйствующих субъектов к центру экономической системы. Каждому из этих блоков присущи отмеченные две стороны, воплощающие социальную природу хозяйственного механизма, — базисная (организационно-управленческие аспекты экономических процессов) и надстроечная (элементы надстройки, непосредственно соотносящиеся с производством, — экономическая политика; право, и в первую очередь — хозяйственное право; экономическая идеология, экономические традиции и т.д.). Эффективность структурного взаимодействия данных элементов — важный фактор успешного функционирования экономической системы. 

 

Вариантность подходов к пониманию экономической системы. В мировой литературе существуют различные трактовки понятия экономической системы. Под экономическими системами иногда понимают модели в рамках отдельных способов производства или же только систему производственных отношений. Возможно также разделение всего многообразия концепций экономических систем на две большие группы, характеризующиеся чертами общности относительно критерия историзма рассматриваемых систем. Тогда в первую группу войдут теоретические модели, анализирующие экономические системы и их соотношение на основании того или иного принципа исторической последовательности и преемственности; во вторую же — концепции, избирающие иные, неисторические принципы в трактовке природы и соотношения систем.  
В первую группу, как очевидно, входит концепция способов производства, рассматривающая их соотношение как закономерное историческое движение экономических систем. К этой же группе относится весьма популярное в мире теоретическое направление, руководствующееся преимущественно технологическими критериями в определении макроисторической стадиальности и, в частности, природы и соотношения экономических систем. Из вариантов нетехнологического понимания исторической эволюции систем следует отметить концепцию этапов развития рынка, трактующую «магистральное направление» мировой экономической истории как последовательность исторически сменяющихся торгово-рыночных систем.

Иной исходный критерий присущ теоретическим моделям второй группы, для которой исторические параметры экономических систем либо имеют второстепенное значение, либо вообще не играют никакой роли. Так, известны разработки теории «идеальных типов хозяйства», в рамках которой все «экономические порядки» рассматриваются как тяготеющие либо к «центрально-управляемому», либо к рыночному хозяйству, исторические вариации каждого из которых малосущественны. Проблема исторического соотношения экономических систем также несущественна для теории «локальных цивилизаций», поскольку социальное время этих цивилизаций считается однотипным, «совпадающим», хотя в реальной хронологии они могут отстоять друг от друга на тысячелетия. Экономическая система общества рассматривается при этом как фактор, определяемый природой, «духом» каждой локальной цивилизации, а по существу — как однотипный механизм добывания жизненных средств.  
Набор возможных определений экономической системы чрезвычайно велик; существуют даже особые научные направления — «теория экономических систем» и «сравнительная характеристика экономических систем (компаративистика)», в рамках которых проблемы сущности и структуры экономических систем являются предметом специального анализа. 

 

39.

Рыночная экономика свободной конкуренции существовала в XVII-XIX вв. в развитых к тому времени странах и до сих ее механизм считается Одной из общечеловеческих ценностей, поскольку мог обеспечить максимальную экономическую эффективность и рациональное использование ресурсов на основе действия объективных экономических законов. Ее характерные особенности:

1. Частная собственность  на все виды экономических  ресурсов. 
2. Свободный доступ на рынок и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. 
3. Массовый характер рынка, свободная конкуренция большого числа производителей, что ведет к выравниванию и стабильности рыночной цены. 
4. Полная свобода в перемещении материальных, финансовых и человеческих ресурсов. 
5. Право каждого участника рыночных отношений на полную информированность о спросе и предложении, о цене, прибыль, спецификацию товара, что позволяет каждому производителю и потребителю сделать наилучший выбор из имеющихся возможностей. 
6. Исключение каких-либо привилегий для любых групп продавцов. 
7. Ограничения роли государства в регулировании экономических процессов на рынке.

Совокупность этих характеристик показывает, что рыночная экономика свободной конкуренции была основана на частной собственности и правах хозяйственных субъектов свободно владеть, пользоваться, распоряжаться своими ресурсами. Отношения между производителями складывались на основе свободной конкуренции – экономического соревнования, в котором выживали те, кто постоянно совершенствовал технологию производства, экономил затраты, ориентировался на удовлетворение потребностей потребителей.

Существовала свобода выбора и свобода предпринимательской деятельности, которая проявлялась в том, что 1) владельцы экономических ресурсов могли использовать ресурсы по своему усмотрению, 2) рабочие имели право выбирать такой вид деятельности, на который они способны, 3) потребители выбирали такие товары и услуги , которые считали наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей.

Из этих трех выборов важным был выбор потребителя. Производители производили такие товары и услуги, соответствующие потребностям потребителя, а владельцы ресурсов поставляли на рынок такие ресурсы, из которых можно изготовить потребительские блага, которые отвечали потребностям потребителей (спрос на ресурсы – производный от спроса на потребительские блага). Распределение ресурсов происходил на основе системы рынков и цен. Ресурсы вкладывались в производство только той продукции, на которую спрос превышал предложение. Соотношение спроса и предложения определяет рыночную цену. Когда предложение растет, спрос насыщается, цена уменьшается и снова ведется поиск более прибыльных отраслей.

Информация о работе Главные направления современной экономической мысли