Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении глобальных проблем мировой экономики, с более подробным анализом проблемы бедности. Обозначим задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.
2. Провести анализ состояния бедности в различных странах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……………………………………………5
1.1.Классификация глобальных проблем мировой экономике………………..5
1.2.Понятие и основные черты глобальных проблем…………………………10
1.3.Присчины возникновения глобальных проблем………………………….12
ГЛАВА2.БЕДНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ…………… …….........................................14
2.1.Основные подходы к определению и измерению бедности……………..14
2.2.Бедность в отсталых странах: настоящее и будущее…………………….15
2.3.Бедность в богатых странах: тенденции и перспективы………………….19
2.4. Бедность в России: рост или снижение…………………………………...20
ГЛАВА 3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ……………………..25
3.1. Основные способы по преодолению бедности……………………………25
3.2.Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособного населения…………………………………………………….31
3.3.Социальная политика в обеспечении сокращении бедности…………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………41
Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.
Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума.
Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.
3.3 Социальная политика в обеспечении сокращения бедности.
В России разработана и утверждена
Правительством Российской Федерации
и реализуется федеральная
· На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
· На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Методика регионального
Косвенные методы оценки нуждаемости
(апробированы в Волгоградской области).
Положительная сторона - оценка реального
потребления по показателю потенциальных
потребительских расходов. При этом
учитываются демографическая
Возможно использование в
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления[20,с.35].
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
1. Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.
3. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.
В основу стратегии, направленной на
совершенствование мер
Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются:
· Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;
· Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.
Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:
· усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);
· повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);
· перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);
· приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
· сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
· упразднение социально неоправданных льгот.
Рекомендации Мирового банка по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.
Надо отметить, что решение проблем бедности в мире идет по линии предоставления первичного образования и медицинского обслуживания, преодоления дискриминации в отношении девочек и женщин. Все правильно. Актуализировать свою рыночную стоимость люди могут лишь на пути «модернизации» собственной личности. Государство должно им в этом помочь. Эксперты пока и мечтать не могут о всеобщем среднем образовании для большинства бедных, не говоря уже о высшем [2,с.7-11].
Бедность - глобальная социальная
проблема, активно исследуемая и имеющая
много сходных черт во всем мире. Теоретически
бедность, по мнению большинства исследователей,
представляет собой неспособность поддерживать
определенный приемлемый уровень жизни,
поэтому «классические» бедные семьи
существовали везде и во все времена. И,
к сожалению, чем больше будут богатеть
богатые, тем больше будут беднеть бедные.
Особенно это касается России с ее неустойчивой
экономикой и нестабильностью в обществе.
Хотя среднестатистический доход, учитывая
доходы и тех, и других, как это делают
правительственные структуры, показывает,
что Россия – совсем не самая бедная страна,
просто перераспределение доходов постоянно
склоняется в пользу богатых.
Нужда стала устойчивой и воспроизводимой
реальностью для миллионов
Нельзя не сказать о том, что государство использует различные программы для сокращения уровня бедности в нашей стране. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование.
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Бедность для российского
Факторов, оказывающих влияние на степень неравенства, очень много. Основными как для России, так и для большинства стран с рыночной или переходной экономикой, можно считать региональный и отраслевой факторы, уровень безработицы, эффективность социальных программ государства (поддержка многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров), возрастной и половой фактор, уровень образования, размер семьи, количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и пр.
Борьба с бедностью является важнейшей задачей общества поскольку оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Падение доходов населения сужает внутренний рынок, совокупный спрос и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня – 60 %, тогда как в России она составляет 35 %.
Становится все более
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: