Государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериаль

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….2
Глава 1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики……………………………………………………….……..3
1.1 Сущность и содержание ГРЭ…………………………………………….....3
1.2 Объективная необходимость ГРЭ…………………………………….……7
Глава 2. Механизм государственного регулирования……………………..…10
2.1 Объекты и субъекты ГРЭ…………………………………………………..10
2.2 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ…………………………………17
2.3 Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы……………………………………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

Гос. Регулирование экономики

Введение……………………………………………………………………...….2

Глава 1. Сущность и объективная  необходимость государственного регулирования экономики……………………………………………………….……..3

1.1 Сущность и содержание ГРЭ…………………………………………….....3

1.2 Объективная необходимость ГРЭ…………………………………….……7

Глава 2. Механизм государственного регулирования……………………..…10

2.1 Объекты и субъекты  ГРЭ…………………………………………………..10

2.2 Цели, принципы, функции  и задачи ГРЭ…………………………………17

2.3 Методы, средства, формы  и инструменты государственного  регулирования экономики……………………………………………………………….…21

Заключение…………………………………………………………………......28

Список использованной литературы……………………………………..…..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные  проблемы современного общества не могут  быть решены исключительно рыночными  механизмами и нуждаются в  государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего  развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает  чрезвычайно возросшая социально-организационная  сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Цель данной работы - рассмотреть  методы, пути и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и объективная необходимость  государственного регулирования экономики

1.1 Сущность и содержание ГРЭ

Никто и никогда не снимал с государства ответственности  за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества. Что же представляет собой ГРЭ?

Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово -- регулирование (от лат. regulo -- устраиваю, привожу в порядок; норма, правило). Экономическое регулирование означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.

В словаре русского языка  С.Ожегова слово "регулировать" объясняется следующим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в  систему. Регулирование экономики  осуществляется в рамках хозяйственного законодательства, через систему  устанавливаемых им норм и правил.

Государственное регулирование  экономики - это система мер воздействия государства на те или иные стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития.

Государственное регулирование  экономики - система типовых мер  законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Государственное регулирование  экономики -- это процесс воздействия  государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру  рынка для создания нормальных условий  функционирования рынка. Государственное  регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.

Государственное регулирование  экономики - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

В системе мер государственного регулирования выделяют различные  стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Государственное регулирование  экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в  экономической политике. Государственное  регулирование экономики в себя включает:

* информационную поддержку  участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

* обоснование важнейших  моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

* выполнение мероприятий  развития государственного сектора  экономики - важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.

 

1.2 Объективная необходимость ГРЭ

 

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Однако нерегулируемый и  непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности  и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями; чем выше роль конкуренции, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность

Государство призвано создать  такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка справедливым считается  получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в  этом неудачу. Чисто рыночное распределение  вовсе не гарантирует получения  прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую  стабильность, сглаживает циклическую  форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые  принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах выбраны  проверенные опытом разнообразные  методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

 

 

 

Глава 2. Механизм государственного регулирования

2.1 Объекты и  субъекты ГРЭ

 

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и  региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала и занятость;

денежное обращение;

регулирование цен;

платежный баланс;

условия конкуренции;

социальные отношения, включая  отношения между рабочими и работодателями;

подготовка и переподготовка кадров;

защита окружающей среды;

внешнеэкономические связи.

Объекты ГРЭ различаются  в зависимости от уровня решаемых задач, такие как:

фирмы, отрасли, регионы, сектора  экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, услуги и др.);

хозяйство в целом (хозяйственный  цикл, денежное обращение, цены);

глобальные (социальные отношения, экология);

национальный (экономико-политическое отношение с иностранными государствами, интеграционный процесс).

Суть государственной  антициклитической политики, или  регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и  территориальной структуры ГРЭ  также играет значительную роль. Здесь  при помощи финансовых стимулов и  государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Информация о работе Государственного регулирования экономики