Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:14, контрольная работа
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериаль
Введение……………………………………………………………………...….2
Глава 1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики……………………………………………………….……..3
1.1 Сущность и содержание ГРЭ…………………………………………….....3
1.2 Объективная необходимость ГРЭ…………………………………….……7
Глава 2. Механизм государственного регулирования……………………..…10
2.1 Объекты и субъекты ГРЭ…………………………………………………..10
2.2 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ…………………………………17
2.3 Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы……………………………………..…..30
Гос. Регулирование экономики
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и объективная
необходимость государственного регулирования
экономики………………………………………………………
1.1 Сущность и содержание ГРЭ…………………………………………….....3
1.2 Объективная необходимость ГРЭ…………………………………….……7
Глава 2. Механизм государственного регулирования……………………..…10
2.1 Объекты и субъекты ГРЭ…………………………………………………..10
2.2 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ…………………………………17
2.3 Методы, средства, формы
и инструменты
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…..
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.
Особым фактором объективного
усиления роли государства выступает
чрезвычайно возросшая
Цель данной работы - рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
Глава 1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Сущность и содержание ГРЭ
Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества. Что же представляет собой ГРЭ?
Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово -- регулирование (от лат. regulo -- устраиваю, привожу в порядок; норма, правило). Экономическое регулирование означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.
В словаре русского языка С.Ожегова слово "регулировать" объясняется следующим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Регулирование экономики осуществляется в рамках хозяйственного законодательства, через систему устанавливаемых им норм и правил.
Государственное регулирование экономики - это система мер воздействия государства на те или иные стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития.
Государственное регулирование экономики - система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.
Государственное регулирование
экономики -- это процесс воздействия
государства на хозяйствующие субъекты,
деятельность этих субъектов и конъюнктуру
рынка для создания нормальных условий
функционирования рынка. Государственное
регулирование экономики
Государственное регулирование экономики - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.
Содержание государственного
регулирования экономики
* информационную поддержку
участников рынка, в т.ч.
* обоснование важнейших
моментов экономической
* выполнение мероприятий
развития государственного
1.2 Объективная необходимость ГРЭ
Рыночный механизм управления
является потенциально эффективным
методом координации и
Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.
Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями; чем выше роль конкуренции, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.
Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность
Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.
Справедливость
Для рынка справедливым считается
получение высоких доходов
Стабильность
Государство поддерживает экономическую
стабильность, сглаживает циклическую
форму развития экономики. Проводит
оно и антимонопольную
Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.
В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.
Глава 2. Механизм государственного регулирования
2.1 Объекты и субъекты ГРЭ
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления
и условия социально-
Основные объекты ГРЭ:
экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
условия накопления капитала и занятость;
денежное обращение;
регулирование цен;
платежный баланс;
условия конкуренции;
социальные отношения, включая отношения между рабочими и работодателями;
подготовка и переподготовка кадров;
защита окружающей среды;
внешнеэкономические связи.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач, такие как:
фирмы, отрасли, регионы, сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, услуги и др.);
хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены);
глобальные (социальные отношения, экология);
национальный (экономико-политическое отношение с иностранными государствами, интеграционный процесс).
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
Информация о работе Государственного регулирования экономики