Государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериаль

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….2
Глава 1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики……………………………………………………….……..3
1.1 Сущность и содержание ГРЭ…………………………………………….....3
1.2 Объективная необходимость ГРЭ…………………………………….……7
Глава 2. Механизм государственного регулирования……………………..…10
2.1 Объекты и субъекты ГРЭ…………………………………………………..10
2.2 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ…………………………………17
2.3 Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы……………………………………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это  поддержание нормального с точки  зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание ГРЭ уделяет  денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса  является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

Носители хозяйственных  интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи  хозяйственных интересов с государственной  экономической политикой.

Выразители экономических  интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства  в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые из них насчитывают  миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике  страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Это вторая линия связи  хозяйственных интересов с государственной  экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных  интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Интересным с точки  зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.

Основная часть таких  органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений.

Это четвертая линия связи  между носителями экономических  интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех регулирования  проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных  интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы - выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей  и объединений хозяйственных  интересов к правящей партии или  партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Одной из форм обратной связи  является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную  картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям.

2.2 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ

 

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя. Однако, существуют множество других конкретных целей, которые подчинены генеральной цели:

Повышение уровня жизни населения  страны:

рост доходов на душу населения,

товарное обеспечение  денежных доходов,

обеспечение населения социальными  благами.

Поддержание социальной стабильности в обществе:

соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент  и пр.)

выполнение обязательств государства перед населением, перед  занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.

контроль за исполнением  обязательств работодателями перед  работниками.

Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:

финансирование научно-технического прогресса,

обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о  будущих поколениях,

рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

Экологическая безопасность страны:

уровень загрязнения водных ресурсов,

уровень загрязнения воздушного бассейна,

нарушения в использовании  земельных ресурсов.

Внешнеэкономическое равновесие. Развивать экономические международные связи.

Поощрение конкуренции:

Поддержание конкурентной среды,

Борьба с монополизмом

Обеспечение экономической  стабильности

Стабилизация денежного  обращения:

Обеспечение стабильности цен,

Обеспечение устойчивости национальной валюты

Совершенствование и регулирование  отраслевой и региональной структуры  национальной экономики

Целевые установки реализуются  на основе использования целого ряда определенных принципов государственного регулирования экономики. Их наберется  значительно больше, чем самих  экономических целей.

Принципы ГРЭ:

регулирование экономики  требует соблюдения принципа "не помешай рынку": соблюдай "правила  игры";

обеспечение экономической  свободы и эффективности предпринимательской деятельности;

разработка системы приоритетов  в осуществлении поставленных задач;

социальная ориентация регулирования  экономики;

составление комплексно-целевых  программ социально-экономического развития;

сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования;

прогнозирование демографической  ситуации;

учет политической ситуации и стабильности в обществе;

экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и т.д.

Реализация этих принципов  предполагает создание условий для  производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, укрепление позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто хочет и может работать. Это предполагает, в свою очередь, экономическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора. Здесь следует добавить, что любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) не имеет врожденного иммунитета против таких болезней экономики как инфляция и монополизация. Ясно, что рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антимонопольной политике.

Функции ГРЭ:

создание правовой основы функционирования и развития экономической системы

воздействие государства  на распределение доходов в обществе

стабилизация экономики  страны

развитие международных  экономических связей, отношений

социальная защита населения

социально-ориентированное  распределение ресурсов

Задачи государственного регулирования экономики - это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:

экономическая свобода;

Информация о работе Государственного регулирования экономики