Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 18:58, курсовая работа
Введение 3
1. Необходимость функционирования естественных монополий 5
1.1. Понятие естественной монополии и ее субъекты 5
1.2. Задачи государственного регулирования цен в естественных монополий 7
1.3. Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России. 9
1.4. Проблемы регулирования естественных монополий и их решения. 14
2. Практика регулирования естественных монополий в России и За рубежом 17
2.1. Деятельность естественных монополий за рубежом (на примере США). 17
2.2. Деятельность естественных монополий в России. 24
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Содержание
Введение 3
1. Необходимость функционирования естественных монополий 5
1.1. Понятие естественной монополии и ее субъекты 5
1.2. Задачи государственного регулирования цен в естественных монополий 7
1.3. Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России. 9
1.4. Проблемы регулирования естественных монополий и их решения. 14
2. Практика регулирования естественных монополий в России и За рубежом 17
2.1. Деятельность естественных монополий за рубежом (на примере США). 17
2.2. Деятельность естественных монополий в России. 24
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Упрощенные схемы
Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий - естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов). К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.
Как уже отмечалось, в первой половине 1996 г. в отраслях - естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) рост цен несколько замедлился по сравнению с предшествующими годами реформы. Это в значительной мере объясняется популистской политикой перед президентскими выборами, что подтверждается обострением проблемы неплатежей в связи с принятием правительственного постановления, запрещающего отключение потребителей энергоресурсов до середины мая 1996 г. Кроме того, под давлением МВФ постановлением правительства от 21 марта 1996 года были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК и от 1 апреля - стабилизационный фонд РАО "Газпром", тем самым "Газпром" был лишен основных налоговых льгот. Однако и после выборов был предпринят ряд мер по жесткому ограничению роста цен естественных монополий. Так Указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка, были снижены на 10 %; Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. из состава себестоимости производства энергии были исключены целевые инвестиционные фонды. Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергаться регулированию. Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения. Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.[9]
Уже сегодня, очевидно, что в России назревает дисбаланс между добычей природного газа, его внутренним потреблением и экспортными поставками. В 2005г., впервые после кризиса 1998г., в России сократились поставки газа внутри страны. При этом экспортные поставки газа продолжали расти, что неудивительно, ведь цены на газ на внутреннем и внешнем рынке различаются более чем в 6 раз. Холодная зима наступившего года еще более обострила проблему и вынудила «Газпром» сокращать поставки газа уже в Европу для удовлетворения растущих нужд замерзающих потребителей в России. Широко освещенный в СМИ несанкционированный отбор газа Украиной из экспортной трубы, конечно, повлиял на снижение объемов российских экспортных поставок, однако его влияние было ограниченным. Таким образом, последний год, и особенно зима наступившего года наглядно показали, что газа для одновременного удовлетворения нужд потребителей в России и в Европе элементарно не хватает. Пока объемы нехватки газа не столь значительны, и их можно компенсировать как за счет снижения экспорта до нижней границы, оговоренного в контрактах экспортного коридора, предусматривающей отклонения от запланированного объема поставок на 10-15%, так и за счет закупок дополнительного объема среднеазиатского газа для удовлетворения внутренних потребностей страны в газе. Между тем, объемы экспорта газа будут только возрастать: к 2010г. - до 310 млрд. куб. м (200 млрд. куб.м – Европа, 110 млрд. куб. м – страны СНГ), а к 2020г. – до 386 млрд. куб. мс учетом перспектив развития экспорта в страны АТР и США. При этом объемы внутреннего потребления газа в стране, несмотря на некоторое сокращение в 2005г., еще в 2004г. вышли на запланированные показатели 2020г. Трудно представить, что они сохранятся на этом уровне до 2020г. Таким образом, в перспективе, объемы внутреннего потребления газа будут также расти. Стремительный рост потребления российского газа как внутри страны, так и за рубежом не обеспечивается адекватными возможностями по увеличению добычи газа. Оптимистический вариант Энергетической стратегии России на период до 2020г. (ЭС-2020) предполагает наращивание добычи газа в стране с 636 млрд. куб. м в 2005г. до 665 млрд. куб. м к 2010г. и до 730 млрд. куб. м к 2020г. По расчетам экспертов нашего института, к 2010г. дефицит газа для удовлетворения растущего спроса на него в России и за рубежом может составить 124 млрд. куб. м, а к 2020г. он может вырасти, как минимум, до 186 млрд. куб. м.
Очевидно, что такие масштабы дефицита невозможно покрыть только за счет флуктуаций экспорта в оговоренных рамках поставок, а также импорта дополнительных объемов среднеазиатского газа. Что же делать?
Ограничивать поставки газа в Европу невыгодно ни «Газпрому», ни государству, которое получает более 40% от экспортной выручки за проданный газ в виде налогов и таможенных платежей. Более того, стабильность поставок российского газа в Европу является не только гарантией высокого уровня доходов государственной казны, но и мощным инструментом российской геополитики, значение которого будет только возрастать. Простое же ограничение внутреннего потребления газа в стране неизбежно приведет к замедлению темпов экономического роста и будет серьезным препятствием на пути достижения стратегической цели удвоения ВВП к 2010г. Получается, что единственный выход из сложившейся патовой ситуации – это оптимизация внутреннего потребления газа в стране.1
Так как за рубежом уже давно имеет место рыночная экономика, было бы интересно, как работает аппарат естественных монополий там. В области ценообразования, до не давнего времени в США работники регулирующих агентств не уделяли должного внимания предельным издержкам при установлении цены; тарифы на коммунальные услуги основывались главным образом на средних издержках. С государственными предприятиями здесь было не лучше, хотя в других странах некоторые отрасли коммунального обслуживания в составе государственного сектора (преимущественно электроэнергетические системы Англии и Франции) были пионерами в использовании системы на основе предельных издержек.
Поскольку работники регулирующих агентств чувствительны к воздействию политических рычагов и обладают некоторой свободой в реализации своих собственных социальных и политических целей, цены в отраслях коммунального обслуживания США часто использовались для налогообложения одних и субсидирования других групп.
В области регулирования норм прибыли, даже, несмотря на высокое внимание, которое уделяли регулирующие субъекты, все равно компании обычно получали высокую норму прибыли. Так было с электротехническими компаниями в 1950 – х и 1960 – х годах, когда в результате технического прогресса издержки снижались быстрее по сравнению со снижением цен работниками регулирующих агентств. Однако не всегда работники регулирующих агентств обеспечивали высокую прибыль регулируемым фирмам. Например, в 1970 – х годах быстрые темпы роста инфляции и рост цен на топливо способствовали необычайному повышению стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию стали политической проблемой, а работники регулирующих агентств не повышали тарифы в степени, достаточной для возмещения издержек. В результате многие электрические компании оказались не в состоянии возместить свои совокупные издержки. Наряду с ростом издержек и снижением качества обслуживания это привело к сокращению объемов инвестиций и затрат на поддержание работы оборудования. Точно так же некоторые государственные коммунальные предприятия терпят постоянные убытки (как например U.S. Postal Service до начала 1980-х годов), тогда как другим удается получать сверхприбыли (ряд муниципальных электрических компаний).
Очень мало
кто из работников регулирующих агентств
и еще меньше из осуществляющих надзор
за работой государственных
Примо также обнаружил, что руководители электроэнергетических компаний лично предпочитают монополию, хотя и признают, что при конкуренции потребители в целом выигрывают. Через десять лет послу публикации книги Примо, как минимум один штат – Калифорния – осуществляет реформу в электроэнергетике, переходя “от монополии, контролируемой небольшой группой государственных компаний, к открытому рынку”. В этом же направлении двигаются и другие штаты, постепенно отказываясь от ошибочной теории естественной монополии в пользу естественной конкуренции:
Кабельное телевидение –
еще один пример искусственной монополии,
возникшей в большинстве
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий