Государственное регулирование занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.
Данная тема актуальна и в наши дни, так как в нашей стране уровень безработицы стоит на первом месте. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности.
Цель данной курсовой работы - показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок труда и его структура
1.1. Сущность, структура и специфика рынка труда…………………………...5
1.2. Роль рынка труда в современных условиях и его особенности…………...9
1.3. Особенности рынка труда…………………………………………..............11
1.4. Возникновение рыночного равновесия на рынке труда………………….14
Глава 2. Причины и формы безработицы
2.1. Сущность и виды безработицы…………………………………………….22
2.2. Виды и формы безработицы……………………………………………..…23
2.3. Причины безработицы…………………………………………………..….26
2.4. Организационно – финансовые основы рынка труда………………….....26
2.5. Социальные последствия безработицы в России………………………....34
Глава 3. Государственное регулирование занятости
3.1. Государственная политика по регулированию рынка труда …………....37
3.2. Федеральная служба занятости России………………………………..…..38
3.3.Биржа труда…………………………………………………………...……...39
Выводы и предложения………………………………………………………41 Список использованной литературы………………………………………...…44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.67 Кб (Скачать файл)

 

3.2.  Федеральная служба занятости России

 

В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости - образовано Министерство труда и социального развития России.

 

3.3. Биржа труда

 

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда . Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет много образные функции.

Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найма), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. 

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных  мест;

3) трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4) изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление  информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих  получить работу;

6) профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

7) выплата пособий.

Таким образом, следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваться не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентов. Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специалистов. Вместе с тем роль биржи труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, переквалификация) во многих странах весьма заметна.

 

 

 

Выводы и предложения

 

Рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на рабочую силу, обеспечивается ее распределение и определение заработной платы на различные виды трудовой деятельности; в широком смысле: рынок труда - это система общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в то числе правовых норм и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы.

На рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе. Имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы. Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной. Ничего этого на отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороны работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг.

Уровень безработицы в России такой, как в благополучной Швеции, а потенциально свободная рабочая сила привязана к своим экономически неэффективным рабочим местам подачками государства и невозможностью свободной миграции по стране. Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные, совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом.

Подъем уровня безработицы неизбежен - нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно, оно как раз самый неэффективный в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать новые эффективные рабочие места. И здесь от властей требуется просто не мешать обременительными налогами, неграмотным протекционизмом и излишним человеколюбием.

Порочный круг «выпустим еще ГКО - выплатим задолженности по зарплате» должен быть разорван. Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места - и только малая часть может открывать новые. Создатели новых эффективных рабочих мест появлялись при любом экономическом подъеме. Вот портрет промышленника времен английской промышленной революции в изложении Фернана Броделя.

 Задачи, которые они  перед собой ставили, были следующими. Господствовать над самым главным  в новых технологиях,держать в руках мастеров и рабочих, наконец, профессионально знать рынки, чтобы быть способными самим ориентировать свое производство. Капитанами индустрии называл этих людей Шумпетер. Именно они открывают новые рынки, загоняют в угол нерасторопных конкурентов и без тени сомнений выбрасывают тысячи рабочих на улицу. Но в отличие от Англии двухсотлетней давности сегодня капитаны индустрии - в основном наемные специалисты, а не собственники. Это профессиональные менеджеры и управленцы - типичные представители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, уже раскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет.

Для России идеальным вариантом было бы создание максимально гибкого, но по возможности легализованного рынки труда, гарантирующего низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.

Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более, общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Таким образом, из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и наемными работниками.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Адамчук, В. В. Экономика и социология труда  /  О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. -  М.: ЮНИТИ, 2001. - 354 с.

2. Брагин, В.А. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003г. -   М.: Проспект, 2004. - 428 с.

3. Брагин, В.А. Безработица и экономическая активность // Человек и труд. М.: Бек, 2009. - 530с.

4. Бреев, Б.Э. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. М.: ВЛАДОС, 2002. -  730 с.

5. Булатова, А. С. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2001. – 316 с.

6. Герасименко, В. В.  Теория переходной экономики. Микроэкономика. М.: ТЕИС, 1998. – 524 с.

7. Долан, Э. Микроэкономика. / Э. Долан, Д. Линдсей – СПб.: Питер, 2004. – 619 с.

8. Завельский, М. Г.  Экономика и социология труда. -  М.: Палиолит:  Логос, 2001. - 529 с. 

9. Монусова, Г.Н.  Незанятость в России: вынужденная или добровольная.  М.: 2000. - 539 с.

10. Николаева, И. П. Экономическая теория.  М.: Финстатинформ, 2002. -  231 с.

11. Рощин, С. Ю. Экономика труда (Экономическая теория труда) / Т.О.  Разумова, -  М.: ИНФРА, 2000. 412 с.

12. Сидорович, А.В. Курс экономической теории. – М.: Издательство Дис, 2007. - 722 с.

13. Фишер, С.А. Экономика. -  М.: Дело, 2005. - 390 с.

14. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории. - Киров.: АСА, 2003. -  832 с.

15. http: // www.gks. ru.

16. http://www.infopanorama.ru.


Информация о работе Государственное регулирование занятости