- регулирование
отраслевой и региональной структуры
национальной экономики;
- обеспечение
экономического роста;
- поддержка
устойчивости национальной валюты;
- обеспечение
полной занятости;
- внешнеэкономическое
равновесие.
2) Обеспечение
рамочных условий функционирования
народного хозяйства:
- обеспечение
территориальной целостности;
- обеспечение
правовой основы функционирования
экономики;
- поддержка
внутреннего порядка.
3) Обеспечение
социальной стабильности:
- социальная
обеспеченность различных слоев
населения;
- предоставление
социальных услуг;
- обеспеченность
населения общественными благами.
4) Координация
хозяйственной деятельности:
- обеспечение
информацией о конъюнктуре рынка, перспективах
развития народного хозяйства;
- разработка
мотивационного механизма, системы поощрения
и санкций.
5) Поддержка
конкурентной среды:
- создание экономических, правовых условий, правил системы
конкурентных отношений, защита конкурентной
среды;
- борьба против
недобросовестной конкуренции;
- борьба с
монополизмом;
- разработка
стратегических и тактических
мер развития предпринимательской
активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);
- поддержка
мелкого и среднего предпринимательства.
6) Управление
государственным сектором в экономике:
- управление
государственными предприятиями;
- управление
государственной собственностью (разведанными
полезными ископаемыми, государственными
ценными бумагами, пакетными акциями, государственными
кредитными средствами) [4; с. 36]
II. Формы и методы государственного
регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики
непосредственно связано с экономической
политикой и направлено на её реализацию.
Государство для реализации целей
своей экономической политики использует
различные формы и методы, которые
и образуют инструментарий государственного
регулирования экономики.
Государство использует методы прямого
(административного) и косвенного (экономического)
воздействия на экономику. Использование
указанных методов предполагает
применение характерных для них
приёмов и средств.
Особенностью административных средств
регулирования экономики является,
то что они: [17; с. 238]
- не связаны с созданием дополнительных
материальных стимулов для их
реализации;
- базируются на силе и авторитете
государственной власти;
- включают меры запрещения, разрешения
и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо
деятельности, признание общественно
вредным само производство каких-либо
товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие, выданное
в письменной или устной форме
субъектом управления. Государство
дает разрешение на ведение многих
видов экономической деятельности,
экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении
мер наказания за нарушение установленных
норм. Например, при несвоевременной
уплате налогов взимаются штрафы.
- предусматривают организацию
управления предприятиями государственного
сектора экономики, государственной
собственностью.
Экономические средства воздействия
на хозяйственные процессы предполагают
использование следующих регулирующих
инструментов:
- государственного экономического
прогнозирования;
- государственного экономического программирования;
- бюджетно – налоговой системы;
- денежно – кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.
II.1 Государственное экономическое
прогнозирование и программирование
экономики.
Государственное экономическое прогнозирование
основано на результатах анализа
реального положения дел в
экономике, существующих потребностей и возможностей
использования всех факторов и имеющихся
ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального
потенциала, позволяет получить достоверные знания
о том, что может произойти в экономике в тех
или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает
осознанно формировать экономическую
политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих
ее эффективную реализацию.
Экономическая наука выработала ряд
методологических требований обеспечивающих
эффективность прогнозов. [1; с. 89]
- поэтапность процесса прогнозирования:
составление поискового прогноза, разработка
нормативного, или целевого прогноза;
- разработка конкретных рекомендаций
по использованию экономических
регуляторов хозяйственной деятельности;
- корректировка нормативного прогноза
с учетом механизма регулирования;
- составления сценария и вариантов
прогноза;
- сведение разного рода прогнозов
в систему.
Формирование системы прогнозов
складывается из прогнозов последствий
от разных ситуаций: развития отраслей,
видов производств, научно-технического
прогресса, развития территорий, экологических
прогнозов, прогнозов внешнеэкономической
деятельности.
Государственное экономическое программирование
представляет собой высшую форму
государственного регулирования экономики.
Это обусловлено тем, что социально
- экономические программы, базируясь
на экономических прогнозах, используют
весь комплекс элементов государственного
регулирования экономики и имеют
целевую направленность. Экономические
программы не только формулируют
цели развития, но и определяют материальные,
финансовые средства реализации этих
целей. Задача государственного программирования
- комплексное использование в
глобальных целях всех элементов
государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования
различных критериев государственные
программы можно подразделить на
несколько видов.
По срокам государственного программирования
различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые
на срок от одного года до
трех лет;
- среднесрочные программы, рассчитанные
на 3 - 5 лет;
- долгосрочные программы, которые
составляются на срок от 5 лет
и более.
По объектам государственного программирования
программы подразделяются на:
- Общегосударственные программы.
Они содержат основные и значимые
для общества в целом ориентиры
экономического и социального
развития. Эти программы направлены
на регулирование деятельности
государственного сектора и частных
фирм;
- Региональные программы, охватывающие
деятельность отдельных частей
экономики. В некоторых странах
для социально-экономического развития
регионов используют региональное
планирование;
- Целевые программы. Они предусматривают
развитие конкретных направлений,
например, научных исследований, а
также поддержку отдельных групп
населения;
- Отраслевые программы, направленные
на развитие отдельных отраслей;
- Чрезвычайные программы, которые
разрабатываются в тех случаях,
когда экономика находится в
кризисном состоянии вследствие
экономических кризисов, экологических
катастроф, ведения военных действий.
Осуществляются они, как правило,
средствами административного регулирования.
Субъектами экономического программирования
являются государственные учреждения,
ответственные за составление программ,
их осуществления и контроль над
ними. Программы разрабатываются
специальным государственным органом
или Министерствами экономики и
финансов. К разработке программ, также
широко привлекаются представители
Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные
палаты, профсоюзы. Программа и финансовый
план ежегодно утверждаются парламентом.
Государственное экономическое программирование
является достаточно эффективным при
решение ряда хозяйственных задач. В условиях
рыночной экономики программирование
может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно
- стимулирующий характер, тем не менее
оно является эффективным средством решения
хозяйственных задач разного уровня. Как
правило программы обеспечивают социально-экономическое
развитие в желательном направлении. Программирование
позволяет использовать все средства
государственного регулирования экономики
и избежать противоречивости и несогласованности
регулирующих мероприятий отдельных государственных
органов. Государственное финансовое
стимулирование, заказы и закупки в рамках
экономических программ оказывают заметное
и неравномерное влияние на конкурентоспособность
отдельных предприятий, положение отраслей,
регионов, социальных групп и вызывают
сопротивления тех, чьи интересы были
ущемлены. Поэтому на государственные
программирующие органы оказывается всевозможное
влияние, отражающее противоречивые интересы
отдельных групп.
В большинстве стран, где применяется
экономическое программирование, подобные
программы носят рекомендательный,
индикативный характер, но имеют строгую
целевую направленность. .[18; с. 37]
II.2
Бюджетно-налоговая система.
Бюджетно-налоговая
система – один из существенных
рычагов реального экономического
воздействия государства на хозяйственные
процессы. Масштабы государственного
бюджета*, определяемые уровнем
доходов, их долей в ВВП*, создают реальные
возможности влияния на социально – экономические
процессы. Основным источником доходов
бюджета являются налоговые поступления.
Государственное влияние на экономику
реализуется посредством формирования
структуры расходов бюджета. Учитывая,
что налоги* являются важнейшим
источником доходной части бюджета, а
также механизмом перераспределения первичных
доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо
постоянное совершенствование налоговой
системы в соответствие с задачами социально
– экономического развития страны. [19;
с. 93]
Переход к рыночным отношениям, разгосударствления
и приватизации существенным образом
изменили налогооблагаемую базу: центр
тяжести перенесли на доходы предприятия
частного сектора; изменилась структура
доходов хозяйствующих субъектов;
произошло снижение доли заработной
платы наёмных работников и ВВП;
изменилась отраслевая структура народного
хозяйства – увеличилась сфера
услуг, частной торговли. Корректировка
налоговой системы в соответствии
с новой обстановкой в народном
хозяйстве страны в большей степени
будет служить эффективным средством
формирования доходной части бюджета
и тем самым создавать большие возможности
для государственного воздействия на
экономику.
Влияние налоговой системы на экономику
связано с совершенствованием размеров
налогообложения (налоговых ставок),
механизма селективного определения
объектов льготного налогообложения.
Для оплаты государственных расходов
и различных выплат населению
государству нужно иметь деньги.
Необходимые для покрытия расходов
суммы можно получить от государственного
сектора экономики, а также путем
сбора налогов. Но чтобы построить
подводную лодку или проложить
автомагистраль, государству нужно
приобрести на деньги необходимые экономические
ресурсы: товары производственного
назначения, землю, труд. Поэтому, решая
вопрос о том, как облагать себя налогами,
люди в действительности определяют,
каким образом, и в каком объеме
необходимые для общественных нужд
ресурсы будут изыматься из владения
различных семей, из предприятий
и направляться на цели производства
государственных товаров и услуг.
Государство всегда облагает налогами
одних и выплачивает деньги другим.
В прошлое ушли времена, когда
налоги устанавливались власть имущими
исключительно ради их собственной
выгоды. [10; с. 422]