Государственное регулирование, методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение

I.Необходимость существования государственного регулирования.

I.1 Необходимость государственного регулирование в условиях рыночной экономики.

I.2 Объекты и цели государственного формирования экономики.

II. Формы и методы государственного регулирования экономики.

II.1 Государственное экономическое прогнозирование и программирование экономики.

II.2 Бюджетно-налоговая система.

II.3 Денежно-кредитная политика.

II.4 Регулирование валютного курса.

II.5 Особенности государственного регулирование в современной. России.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.

Существуют различные  инструменты регулирования валютного  рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение  движения капитала, или барьеры в  международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка  кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования валютного курса  является прямая интервенция* на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.

 

 

II.5 Особенности государственного регулирование в современной. России.

Вопрос  о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться.

Именно  этот подход представлялся самым  рациональным и «единственно правильным»  и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.

Современное развитие рыночных отношений  в отечественной экономике предусматривает  активное участие государства как  регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом  регулирования и управления экономической  системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно  рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых  процессов в рамках заданных параметров.

В экономике России роль и место  государственного регулирования определяются рядом основными факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса  роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а  в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую  функцию, определяя параметры будущей  социально-экономической системы, темпы  и направление преобразований.

В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением  старых и формированием новых  институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой  экономической операции превышает  допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства  во всех сферах экономической жизни  может обеспечить хотя бы минимальную  стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной  экономики были созданы волевым  решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем  государства, поскольку не имели  возможности эффективно действовать  и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного  оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению  дистанции в уровне экономического и социального развития между  регионами-«донорами» и остальной частью страны.

Влияние государства на формирующиеся  рынки в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.

Отсюда вывод: степень вмешательства  государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем  на развитых финансовых рынках.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных  преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы  под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование  финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного  государственного регулирования саморегулирование  как регулирование на микроуровне  имеет все большее значение. [12]

 

 

 

 

 

Заключение

Выше были рассмотрены  основные инструменты: государственное  экономическое прогнозирование, государственное  экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно  – кредитная политика, объекты  и цели государственного регулирования  экономики.

Государственное вмешательство в  экономику является объективно необходимым  для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика  или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования  реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Для сегодняшней России, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата  государства в экономике, высказываются  мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен  мировой опыт государственного регулирования  экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное  регулирование экономики имеет  важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование  экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия  правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической  системы.

Современная система государственного регулирования  России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Албегова И.М. Государственная экономическая политика / И.М. Албегова, Р.Г. Емцова, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 1998.
  2. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2008. №2.
  3. Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003.
  4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова – М.: Юрайт, 2004.
  6. Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев / Экономист. - 2009. - №2.
  7. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М, 2008.
  8. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России / В.В. Виноградов - М.: Экономика России, 2001.
  9. Гутман Г. В. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления / Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002.
  10. Добрынин А. И. Экономическая теория: учебник / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. «Питер», 2002.
  11. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова «Маркетинг в России и за рубежом», 2009.
  12. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России / Р. Р. Дохина: Академия управления «ТИСБИ»: 2009.
  13. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник - 2-е изд., доп. / под ред. С.Н. Ивашковского – М: Дело, 2002.
  14. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина – М.: «Юрист», 2001.
  15. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления - 2005 - № 6.
  16. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев //Общество и экономика - 2008. - № 6.
  17. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005.
  18. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В. П. Орешина – М.: ИНФРА, 2000.
  19. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник 2-е изд. испр. и пер. М.: «Юрайт», 2000.
  20. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист - 2007 - №1.
  21. Химичева Н. И. Финансовое право: учебник / под ред. Н. И. Химичевой, 2-е изд., пер. и доп. М.: «Юрист», 2000.
  22. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000.
  23. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для экон. спец. вузов / под ред. Л.И. Якобсона – М.: ГУВШЕ, 2002.
  24. http://www.economicus.ru
  25. http://www.ekoslovar.ru

Информация о работе Государственное регулирование, методы и инструменты