Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Введение
Глава 1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории
1.1 История развития экономической теории
1.2 Кейнсианство иМонетаристы .
1.3 Понятие «Государственное регулирование экономики»
Глава 2. Роль государства в регулирование экономики.
2.1 Функции государственного регулирования экономики
2.2 Основные цели государственное регулирование экономики
Глава 3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий.
3.1 Уровень эффективности и государственное регулирование рыночной экономики
3.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики
Заключение
Список используемой литературы и источников
Также кейнсианцы разработали множество теорий экономического роста, которые широко использовались правительствами развитых капиталистических стран в 50-60-х годах. В регулировании объёма инвестиций решающее значение придается государственным расходам, расширение которых отчасти обеспечивается дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов – увеличение спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для капиталовложений. Важнейшими направлениями государственных расходов должны быть научные исследования, производственная и социальная инфраструктура. Правительственные инвестиции дают отраслям первоначальный толчок, тем самым, способствуя расширению производства в сырьевых отраслях и смежных производствах, что приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, далее расширению производства предметов потребления. Так, по цепной реакции, происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала. «Кейнсианская модель могла быть устойчивой лишь в условиях высоких темпов роста национального дохода, которые создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е годы при резком ухудшении условий воспроизводства кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль» .Таким образом, если неоклассики готовы были расплачиваться с неустойчивостью, неравенством, безработицей за предпринимательскую инициативу и эффективность во имя непрерывного движения, без которого капитал перестаёт быть капиталом, то кейнсианцы отдавали предпочтение «социальной справедливости» в распределении, поддерживать которую способно только государство.
В 1956 г. в Чикаго* вышел
коллективный труд «Изучение количественной
теории денег», под редакцией профессора
Милтона Фридмена. Началась эпоха монетаризма
в науке, которая оказала влияние на государственную
политику. Это означало, что регулирующие
воздействия осуществляются не через
ставку процента, налоги или расходы государства,
а через объем денежной массы. Вместо фискальной
политики предлагается активная кредитно-денежная
политика, что идет вразрез с теорией Кейнса.
Монетаристская количественная теория
денег
Монетаристы расходятся с кейнсианцами
не только в вопросах роли денег в экономике,
но и прежде всего в оценке функционирования
рыночного хозяйства в целом. Они считают,
что рыночная экономика довольно устойчива
и рыночный механизм способен самостоятельно
восстанавливать экономическое равновесие.
Поэтому монетаристы выступают против
активного вмешательства государства
в экономику, отстаивают принципы свободной
конкуренции вообще и в денежной сфере
в особенности. Деньги рассматриваются
монетаристами как решающий фактор развития
производства. Чрезмерное государственное
регулирование денежно-кредитной сферы
может спровоцировать, по их мнению, экономический
кризис. Доказательство этому они находили
не только в кризисах середины 70-х, но и
начала 80-х гг.
Анализ деловых циклов и денежного обращения
позволил М Фридмену и его единомышленникам
существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного
обращения, особенно для краткосрочных
временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную
величину, считают, что предлагаемая ими
теория позволяет предсказать поведение
этой переменной. В качестве основных
факторов, определяющих скорость обращения
денег, они выделяют ожидаемый уровень
инфляции и процентную ставку;
Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной
и внутренне противоречивой. Поэтому главным
объектом регулирования, по их мнению,
должна быть не процентная ставка, а темпы
роста предложения денег. Центральный
банк должен проводить в жизнь постоянную
предсказуемую денежную политику и следовать
простому правилу постоянного роста денежной
массы. Темпы роста денежной массы должны
быть достаточными, чтобы, с одной стороны,
обеспечивать рост реального ВНП, а е другой
стороны, не вызывать инфляционных процессов
в экономике.
Чикагский профессор М.Фридмен, опираясь
на свою теорию денег, предложил программу
преодоления инфляции. Его теория вошла
в историю экономической науки по названием
«монетаризм».
Правительствам Фридмен предложил следующую
программу преодоления инфляции:
1) отказ от циклического регулирования
количества денег в обращении. Строжайший
контроль со стороны центрального правительства
за денежной массой, не допускающий ее
роста более чем на 3-5 % в год;
2) установление (в целях приостановления
роста инфляции) высокого банковского
процента;
3) прекращение роста заработной платы
(поскольку это ценообразующий фактор),
даже ее падение, для чего следует сохранить
безработицу на достаточно высоком уровне.
Современная денежная теория все более
приобретает синтетические формы моделей,
включающие элементы кейнсианства, монетаризма,
неоклассической «экономики предложения»
и др.
1.3 Понятие «Государственное регулирование экономики»
В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только рыночными механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.
Поэтому возникает обоснованная необходимость государственного регулирования экономики, например, в области нерентабельного для рынка производства общественных благ. Потребность в государственном регулировании национальной экономики также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании инфляции. Возможность осуществить государственное регулирование экономики возникает только при достижении определенного уровня развития экономики, концентрации производственного потенциала.
На современном этапе оно является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования непосредственным образом зависят от состояния национальной экономики, ее специфики и характерных черт.
Государственное регулирование
экономики – это одна из основополагающих
форм участия государства в
Подходы к государственному регулированию национальной экономики были различными на каждом из этапов развития человечества.
В XVI-XVIII вв. доминирующее положение
занимал меркантилизм – подход,
исходящий из признания насущной
необходимости государственного регулирования
для обеспечения развития национальной
экономики. В XIX в. в связи с развитием
экономики хозяйствующие
Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом по причине сложности и неоднозначности его объекта. Оно состоит из взаимосвязанных между собой определенных целей, задач, методов и механизмов, которые и составляют институт государственного регулирования экономики.
Глава 2. Роль государства в регулирование экономики.
2.1 Функции государственного регулирование экономики.
Основные функции и задачи государства в переходной экономике можно свести к следующему:
институциональные преобразования – разгосударствление и приватизация, т.е. преобразование государственной собственности в негосударственные формы (индивидуальную, групповую, акционерную и т.д.), создание необходимых условий формирования ответственных и эффективных собственников; также передача соответствующих управленческих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственника; поддержание беспрепятственного динамичному развитию рыночной экономики оптимума в соотношении различных форм собственности 1-
«создание общих
содействие развитию
предпринимательской
прямое государственное владение и управление основными компонентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонный, топливно-энергетический комплексы, гражданское машиностроение, металлургия, медицина, предприятия связи и т.д.); роль государственного сектора экономики заключается в перераспределении значительных денежных средств на социально-экономические цели всей страны, в помощи регионам с недостаточным капитальным обеспечением, в оказании влияния посредством денежно-кредитной политики на экономический рост; будучи крупным собственником, государство осуществляет закупки большой части продукции частного сектора;
«развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов при недопущении унитаристских тенденций и одновременно создание условий для максимальной самостоятельности, самофинансирования и управления регионов, исключающего в то же время самоуправные, сепаратные действия по вопросам, затрагивающим интересы Федерации в целом или интересы других ее субъектов»;
«разработка и проведение активной промышленной политики, участие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов» за счёт эффективного бюджетного планирования (финансировании расходов в пределах величины бюджетного дефицита) и за счёт мер оздоровления финансового положения предприятий как основных источников финансирования инвестиций; регулирование банкротства с целью соблюдения баланса защиты государства, работников, реорганизации нерентабельного предприятия им его передачи более эффективному собственнику 3.
организация системы мер по стабилизации кризисных периодов перепроизводства, инфляционных процессов путём проведения грамотной кредитно-денежной политики: в фазе спада – стимулирование кредитных операций, в период промышленного бума – их ограничение; курса на международных рынках силами Центрального банка России и другими государственными финансовыми организациями; проведение целенаправленной бюджетно-налоговой политики с целью достижения конъюнктурной стабильности, высокого уровня занятости посредством стимулирования или ограничения деловой активности и потребительского спроса: увеличение государственных расходов, т.е. снижение налогов при спадах и, наоборот, в периоды «перегрева» экономики. Для этого организация мер, направленных на соединение платёжеспособного спроса (производственного и непроизводственного) с предложением отечественными производителями товаров и услуг; проведение социальной политики по достижению улучшения материального положения, условий жизни людей, социальной инфраструктуры (в особенности систем образования и здравоохранения), нормализация демографической ситуации, предоставление различных видов социальных гарантий, льгот, пособий, пенсий, т.е. управление системой социального страхования, организация занятости населения: регулирование развития системы рабочих мест, спроса на рабочие места, развития системы образования, профессиональной (в том числе по дефицитным специальностям) подготовки кадров, организация общественных работ, обеспечение информированности населения о возможности трудоустройства. Прогнозирование и анализ тенденций развития экономики страны как формирование научных предпосылок принятия управленческих решений законодательной и исполнительных властей, оценка возможных последствий планируемых действий; долгосрочное планирование (директивное, индикативное, стратегическое) развития экономики; составление программ социально-экономического развития – комплекса его целевых ориентиров, путей и средств их достижения ;
проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему нормальных международных экономических отношений, а с другой — на защиту основных очагов оздоровления и развитие национальной экономики с помощью протекционистских мер до того момента, пока они не окажутся в состоянии успешно конкурировать на мировом рынке; перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращение утечки национального капитала из-за рубежа; поощрение внешнеэкономической деятельности финансово-промышленных групп с целью расширения рынков сбыта за рубежом и налаживания эффективной международной производственной кооперации. Таким образом, процесс государственного регулирования рыночной экономики должен основываться на выборе общенациональных целей, интересов и задач. Важно, чтобы государственное вмешательство оставалось эффективным в исполнении своих функций, не противоречило объективным законам рынка.
2.2.Основные
цели государственное
Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся условиям . От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей , без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута .Эти конкретные цели неразрывно связаны субъектами государственного регулирования экономики .
Цель – выравнивание экономического цикла - направлена на объект , т.е. на экономический цикл ;совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на секторальную и отраслевую , региональную структуру ; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. п.
Названные цели , во-первых , неодинаковы по значению и масштабам и
во-вторых , находятся в тесной взаимосвязи . Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других . Например, невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения .
Конкретные
частные цели могут служить
опосредующими для
Цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться
временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей .
Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики
существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной,и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями , т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными , вторичными,третичными и т.д.
Положение отдельных целей в дереве целей государственного
регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в
зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач , выступающих на передний план . В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры .