Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Введение
Глава 1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории
1.1 История развития экономической теории
1.2 Кейнсианство иМонетаристы .
1.3 Понятие «Государственное регулирование экономики»
Глава 2. Роль государства в регулирование экономики.
2.1 Функции государственного регулирования экономики
2.2 Основные цели государственное регулирование экономики
Глава 3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий.
3.1 Уровень эффективности и государственное регулирование рыночной экономики
3.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики
Заключение
Список используемой литературы и источников
Глава 3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий.
3.1 Уровень
эффективности и
В демократичном обществе государство должно передать ответственность за предоставление товаров и услуг частному сектору. Само оно должно ориентироваться на производство общественных благ. Вопрос состоит в том, как правильно определить границы благ, роли государства и деятельности частного сектора 4, для этого нужно выявить уровень эффективности госрегулирования. К вопросу об эффективности государственного регулирования рыночной экономики существует два основных подхода:
1. Государственное регулирование экономики осуществляется в странах развитого капитализма не менее столетия. Изменялись масштабы, интенсивность, формы регулирования, ставились различные эксперименты, но проблемы, которые было призвано решать государство своей активностью в экономике, остались. Не устранены циклические колебания, отраслевые кризисы, безработица. Более того, появились новые проблемы и противоречия, не известные в первой половине XX в.:
энергетический, валютный, экологический кризисы;
структурные изменения,
ведущие к массовой
2. Государственное регулирование экономики решает с разной степенью успешности многие задачи, смягчает противоречия. Заметны успехи госрегулирования в области развития инфраструктуры, сельского хозяйства, научно-технического прогресса. Особенно эффективном оно оказалось на межгосударственном уровне: достигнуты успехи в либерализации международной торговли, сняты многие проблемы валютных отношений.Некоторые кризисные явления неподвластны государственному регулированию экономики, так как они порождены не рыночной экономикой, а саморазрушительными свойствами человеческого общества вообще; в первую очередь, это экологический и энергетический кризисы, проблемы больших городов. Система государственного регулирования находится в процессе становления, многие правильные решения приходится находить методом проб и ошибок. Очевидно, у неё есть границы эффективности, не фиксируемые в точности по мере экономических перемен:
Частный капитал действует
в соответствии с целями государственного
регулирования, только тогда, когда
оно гарантирует ему прибыли
более высокие, чем его собственные.
Государство может
Рост налогообложения прибылей противоречит самой цели рыночного хозяйства, подрывает финансовую базу инвестиций, конкурентоспособности национальной экономики, стимулов хозяйствования, ведёт к нарушению социальной стабильности;
Трудности и противоречия в экономической и социальной сферах, периодически усиливающиеся при ухудшении конъюнктуры, ведут к увеличению числа объектов государственного регулирования и требуют дальнейшего расширения финансовой базы госрегулирования. Очевидно, что между увеличением потребностей государства в финансовых средствах и ростом национального дохода никакой прямой зависимости и синхронности не существует; в этом одно из самых острых противоречий госрегулирования экономики. Ведь самая большая потребность в финансировании из бюджета возникает во время кризисов, т.е. когда поступления в бюджет сокращаются, социальные расходы растут, а расходы на управление, оборону и обслуживание государственного долга в лучшем случае остаются неизменными; Существенным ограничителем эффективности госрегулирования является инфляция. При этом речь идет не о прогнозируемой устойчивой инфляции в 1,0—1,5% в год (такая инфляция учитывается). Некоторые страны временами переживали обвальную инфляцию, когда резко снижалась эффективность государственных расходов на хозяйственные цели и инфляция временами становилась неуправляемой и парализовывала госрегулирование экономики в целом [17, с. 306-312] .
На лицо реально несовершенство государственного регулирования, его недостатки. Рассмотрим их на примере государственного регулирования в Росси в период постиндустриальной экономики. Во-первых, общественные блага производятся и предоставляются государственными предприятиями, но издержки в этом случае довольно высоки, а качество ниже необходимого. Во-вторых, в условиях рыночной экономики, как упоминалось уже выше, государство должно либерализовать рыночные отношения, не вредя их развитию. В России широко распространена практика лицензирования, что ограничивает вход новых субъектов на рынок и препятствует конкуренции. Причем поощряются в первую очередь интересы отдельных частных предприятий или представителей госорганов. Как следствие из этого факта - паразитическое эксплуатация бизнеса чиновниками и правоохранительными органами. В это время господствует ложное мнение, что такие виды общественных благ, как здравоохранение – медицина и образование являются прерогативой государства, хотя частный сектор сегодня предоставляет довольно качественные услуги в этих сферах. В-третьих, это чрезмерная централизация – недоверие регионами местному самоуправлению, а также дефицит институтов гражданского общества, свободных Средств Массовых Информаций . Следует сказать, что к тому же государственные службы, например контроля, не всегда обеспечивают экономические структуры качественной актуальной информацией. В-четвёртых, из-за отсутствия слаженности в работе таможенных служб возникают сложности в сфере внешнеэкономической деятельности. По результатам исследования «Россия: как объект инвестиций»: коррупция и административные барьеры занимают первые два места среди препятствий для иностранных инвесторов . С этой же стороны можно прокомментировать налоговую политику государства. «Снижение ставок налогообложения на деле многократно компенсируется ужесточением налогово-административного бремени. При этом фискальная функция налоговых и таможенных систем продолжает подавлять регулирующую и стимулирующую, что ведет к прямому ухудшению инвестиционного климата страны» . Причиной одного из основных стратегических просчётов государства является отсутствие в стране должных демократических свобод. Это не позволяет российской национальной правовой системе успешно конкурировать с развитыми странами мира. Люди мигрируют в поисках свободы для деловой активности за рубеж, а это утечка реальных человеческих ресурсов и как следствие угроза экономической конкурентоспособности страны в целом 5.
3.2. Пути
повышения эффективности
Во имя разрешения выше
указанных противоречий государственного
регулирования экономики и
1. Необходимы формирование
и последовательная реализация
структурной политики, отвечающей
новым вызовам глобально
2. С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними . Подразумевается в частности осуществление госрасходов – вложение денег в инфраструктуру с целью развития регионов, и как следствия прилива частного капитала в них.
При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др. Важно, чтобы средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, поступали в неё же, а не «замораживались», либо инвестировались за рубеж, поддерживая тем самым экономический рост в других странах. Причем сначала такую поддержку мы оказываем посредством наших сырьевых поставок, удовлетворяющих внешний спрос, а затем там же размещаем полученные нами финансовые ресурсы. При этом финансирование внутренних российских потребностей осуществляется с внешних рынков (что влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное использование внутренних средств).
3. Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов требует использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения. Это позволяет, во-первых, с учетом приоритетов экономической политики, теснее увязывать денежно-кредитную и структурную политики, а во-вторых, обеспечить поступление «длинных» ресурсов в экономику за счёт кредитования на долгие сроки.
4. Следует повысить
роль Центрального банка,
5. Требуется более
тщательный мониторинг
6. Меры по валютной
либерализации должны
7. Актуальны меры, стимулирующие
развитие внутреннего