Государственное социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Поставленная в работе цель предопределила рассмотрение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
 изучить сущность и содержание государственного социального обеспечения в России;
 раскрыть значение социального обеспечения для различных групп населения;

Содержание

Введение 2
1 Сущность и содержание государственного социального обеспечения в России 4
1.1 Понятие, функции и виды государственного социального обеспечения 4
1.2 Значение социального обеспечения для различных групп населения 14
2 Государственное управление социальным обеспечением в Российской Федерации 19
2.1 Принципы управления социальной сферой на современном этапе 19
2.2 Виды и классификация пособий, выплачиваемые за счет федерального бюджета 25
3 Рекомендации по усовершенствованию социального обеспечения в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

12322 гос.соц.обеспечение за счет средств федерального бюджета.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Одним из видов социальной поддержки, гарантированной гражданам государством, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи, является социальное обслуживание. Несмотря на постепенное развитие структуры учреждений, уровень социального обслуживания в стране остается низким. Потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних детей удовлетворяется на 6,7%, в приютах-10,4%, центрах помощи семье и детям –6,4%, домах-интернатах для пожилых и инвалидов-60%12.

Развитие данного направления сдерживает: несовершенство правовой базы, ограниченность финансовых ресурсов, отсутствие комплексного подхода к совершенствованию системы социального обслуживания в РФ и недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.

Поэтому надо говорить о том, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки граждан с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, ее преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат13.

Российская Федерация - это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7 Конституции РФ). Данное положение закреплено в основном документе страны, однако выполняется ли оно говорить сложно. Современная система социального обеспечения доказывает несостоятельность прописанных в Конституции правил. Многие виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам, не соответствуют величине прожиточного минимума. Роль социального обеспечения для населения огромна. Принято множество законодательных актов, регулирующих оказание различных видов социальной поддержки. Однако, чтобы понять, почему существуют диспропорции между провозглашенными правами и реализацией их государством на практике, необходимо разобраться в технологии социального обеспечения, выявить ее недостатки и на основании этого можно будет ее совершенствовать.

 

2 Государственное управление социальным обеспечением в Российской Федерации

2.1 Принципы управления социальной сферой на современном этапе

 

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Критериями для оценки степени социальности государства выступают:

  • соблюдение прав на свободу человека;
  • гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на человека и создание благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
  • обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
  • адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения;
  • соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия;
  • гарантии социальной ответственности;
  • соблюдение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций14.

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека, других международных актах, получающих развитие в национальном законодательстве.

Государственная социальная политика – это составная часть внутренней политики государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере, направленная на обеспечение благополучия и всестороннее развитие его граждан и общества в целом. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.

Принципами государственной политики в социальной сфере являются:

  • экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка;
  • ответственность государства за развитие рыночной экономики, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества;
  • гендерное равенство;
  • создание условий для поддержания приемлемого уровня благосостояния;
  • гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии;
  • адресная поддержка за счет государственных средств слабозащищенных групп населения;
  • повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ, привилегий;
  • социальная защищенность в экстремальных ситуациях;
  • перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти;
  • открытость социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований;
  • государственный и общественный контроль в социальной и других сферах; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.

Соответственно  сферам деятельности выделяют направления социальной политики:

    • повышение уровня жизни населения;
    • формирование эффективной системы социальной защиты;
    • регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;
    • совершенствование пенсионной системы;
  • совершенствование системы здравоохранения и социального страхования15.

Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, а также партнерством. Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Вторым уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке – за счет адресной социальной помощи. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также на основе партнерства, согласия между властью и населением по вопросам потребления, накопления, оплаты и производительности труда.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств.

Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Для социальной защиты этих слоев населения применяется система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих отдельным категориям граждан условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, создания условий для их самореализации и равных возможностей участия в жизни общества.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. При этом государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством РФ и установленные ими требования к социальному обслуживанию являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.

Социальное обслуживание обеспечивается системой социальных служб:

1) государственная система  социальных служб, состоящая из  федеральных и субъектов Федерации  государственных предприятий и  учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении государственных органов исполнительной власти;

2) муниципальная система  социальных служб, включающая в  себя муниципальные предприятия  и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

3) социальное обслуживание, осуществляемое предприятиями и  учреждениями иных форм собственности  и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному  обслуживанию населения в качестве  частных предпринимателей.

К учреждениям и предприятиям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся многочисленные их разновидности: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, центры (отделения) социальной помощи на дому, дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками), геронтологические центры, иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», кроме государственной службы медико-социальной экспертизы, предусматривает также организацию и функционирование государственной службы реабилитации инвалидов, которая представляет собой совокупность органов государственной власти , органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

 

2.2 Виды и классификация пособий, выплачиваемые за счет федерального бюджета

 

В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат. Существуют следующие виды пособий:

1) пособие по временной нетрудоспособности - максимальный размер дневного пособия в 2014 году  составит 1479,45 рублей (в 2013 году размер составлял 1335,62 рубля).;

2) пособия гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и  родам - размер дневного пособия в 2014 году  составит 1479,45 рублей (в 2013 году  размер составлял 1335,62 рубля).; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности – размер пособия в 2014 году составит 515,33 руб.; единовременное пособие при рождении ребенка – размер пособия в 2014 году составит 13741,99 руб. ; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: на первого ребенка  - 2576, 63 руб., на второго и последующего детей  - 5153, 24 руб.; ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет – 239 руб., на детей одиноким матерям – 477 руб.;

3) пособие по безработице – размер пособия составит в 2014 году 850 рублей;

4) единовременные пособия гражданам  при возникновении поствакцинального  осложнения – размер пособия в 2014 году составит 10000 руб.;

5) единовременное пособие медицинским  работникам, заразившимся вирусом  иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей – размер пособия составляет от 100 до 250 минимальных размеров оплаты труда;

6) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с  терроризмом – размер пособия составляет от 5 до 75 МРОТ;

7) социальное пособие на погребение -  размер в 2014 году составит 5554 руб.;

8) пособия в связи с трудовым  увечьем и профессиональным заболеванием;

9) социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.16

Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Российское законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат (иногда при этом называя их пособиями или субсидиями):

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход  за ребенком), состоящим в трудовых  отношениях на условиях найма  с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу  за ребенком – размер пособия составляет 50 руб;

Информация о работе Государственное социальное обеспечение