Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:10, реферат
В деятельности органов исполнительной власти в России после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйственной сфере занимали и занимают ведущее место. Положительным итогом напряженных практических действий органов исполнительной власти стало создание негосударственного сектора экономики, проведение широкомасштабной приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.
Введение
Понятие государственного и частного секторов
Основные черты экономики в переходный период
Управление промышленным комплексом
Управление транспортным комплексом
Управление агропромышленным комплексом
Опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Гос. региональное и муниципальное управление
на тему: «Государственное управление в сфере экономики»
Выполнил:
студент гр. З-061100-41
Мельникова К.Г.
Проверил:
Доцент, к.ю.н.
Иванова А.А..
Ижевск-2012
Содержание
Введение
Понятие государственного и частного секторов
Основные черты экономики в переходный период
Управление промышленным комплексом
Управление транспортным комплексом
Управление агропромышленным комплексом
Опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы
Введение.
Государственное
прогнозирование социально-
Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмешательство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Во всех экономических
системах государство регулирует экономику.
Такое регулирование в
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Ученые –
экономисты, как зарубежные, так
и отечественные, давно занимаются
проблемами взаимоотношений
Понятие государственного и частного секторов
Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.
Мировая практика подтверждает, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого и стихийного рынка, существенной особенностью которого является спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и изначальная ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло именно по второму варианту. Обычно, когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный рынок, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало. Каждый из них имеет свою экономическую основу. Особенностью стихийного рынка является то, что он функционирует, главным образом, в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения имеет низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет достаточного стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.
В нормативных
актах и экономической
Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.
Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.
Основные черты экономики в переходный период
Начиная с 1992 г. содержание государственного управления экономикой непрерывно изменяется по ряду причин.
1.С декабря
1991 г. Российская Федерация, Россия,
стала правопреемницей бывшего СССР. Это
повлекло изменения в системе органов
государственного управления и их функциях,
так как возникли новые проблемы во взаимоотношениях
с иностранными государствами но поводу
государственных долгов, а также во взаимоотношениях
с бывшими республиками Союза ССР по поводу
раздела его имущества, административно-
Россия обязалась выплачивать одна за все страны СНГ долги бывшего Советского Союза и вступает в новое тысячелетие со значительным грузом внешних обязательств. Необходимость обслуживать накопленные Советским Союзом и Россией долги в размере более 130 млрд. долларов США (а ежегодные проценты по ним составляют от 15 до 20 млрд долларов до 2005 г.) уже определяет и будет определять развитие российской экономики в течение ряда лет. Это накладывает заметный отпечаток также на функционирование всей системы органов государственного управления экономикой, а в конечном счете негативно сказывается на благосостоянии населения страны. Надо учитывать и то, что высокий уровень внешнего долга России используется некоторыми странами для воздействия на нее при принятии экономических, а иногда и политических решений.
2.Отличительной чертой современной России является смешанный характер ее экономики: наряду с государственным сектором экономики сложился негосударственный, основанный на рыночных, в том числе частнособственнических, отношениях. К концу 1996 г. частный сектор превысил государственный и продолжает расширяться. Естественно, что управлять негосударственным, частным сектором экономики надо по-новому, больше того, это вообще вряд ли управление в его подлинном, властном смысле, скорее, — та или иная форма стимулирующего воздействия.
Под рыночной экономикой подразумевается развитое кредитное хозяйство с неотвратимой экономической ответственностью всех участников (включая государство) за своевременный возврат долгов путем их взыскания с должника. Для этого нужны соответствующая законодательная база и органы судебной власти, обеспечивающие «рыночную» законность в хозяйственных отношениях. Рынок — постоянный напряженный труд, жесткая производственная и деловая дисциплина, высокая персональная ответственность, арена конкуренции и риска.
В России государственное регулирование распространяется прежде всего на государственный сектор экономики, а по отношению к негосударственному сектору применяются в основном экономические методы воздействия: налоги, гарантии, кредиты, дотации, таможенные тарифы и пошлины. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на конкретной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности». То же предусматривается и Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». При этом должны соблюдаться положения Федерального закона от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Государственное регулирование распространяется на производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции. на продажу природного газа, электроэнергии и некоторые другие виды хозяйственной деятельности, имеющие существенное значение для увеличения доходов государства. Особо важную роль играет Федеральный закон от 9 января 1996 г., содержащий новую редакцию Закона РФ «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение товаропроизводителей, продавцов и потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации утих прав.
При переходе от внеэкономических отношений к экономическим, от взаимоотношений «начальник - подчиненный» к отношениям «производитель — потребитель» государство все большее внимание уделяет защите интересов потребителя. В интересах своего бизнеса производители могут объединяться, образуя союзы, ассоциации, что и происходит сейчас в России. Потребители же разрознены и потому нуждаются в защите государства. И поскольку одним из важнейших признаков рыночной экономики является то, что государство отчуждено от производителя и представляет интересы потребителя, именно в этом случае возможно равновесие на арене противоборства производитель — потребитель.
Роль государственного регулирования в хозяйственной сфере в переходный период все больше сводится к тому, чтобы создавать, обеспечивать условия для функционирования общества, живущего по законам рыночной экономики.
3.Переход России
к рыночной экономике вызвал
необходимость разработки и
Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Правовые аспекты предпринимательства разнообразны. Первооснову здесь составляют понятия о формах собственности и конкуренции, а сущность правового регулирования касается прежде всего определения круга субъектов предпринимательства, их прав и обязанностей перед государством, пределов хозяйственной самостоятельности и ответственности за нарушения законодательства, Цель государства — создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельно хозяйствующих субъектов, для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
Одной из форм стимулирования предпринимательства является организация зон свободного предпринимательства (свободных экономических зон). Товары должны ввозиться в них и вывозиться оттуда без вмешательства таможенных органов, а главное — в этих зонах существует льготное налогообложение. Не случайно около 60% всех мировых инвестиций направляется именно в такие зоны.
Неотъемлемая
часть рыночной экономики и необходимая
составляющая современней модели конкурентного
хозяйства — малый бизнес, иди
малое предпринимательство. Создание и развитие именно этого
сектора экономики должно привести к появлению
массового слоя предпринимателей-
Информация о работе Государственное управление в сфере экономики